Лодка
Ло́дка, традиционное средство передвижения по воде, небольшое легкое судно с бортами и днищем, сделанное простейшим инструментом из природных материалов. Приводится в движение шестом, вёслами или парусом.
Общая информация
В зависимости от места бытования лодка делалась из доступных человеку природных материалов с помощью простейших инструментов. Остов лодки строился из ветвей или расщеплённого дерева, костей животных, из целого деревянного бревна. Для соединения деталей лодок использовались ветки и корни деревьев, нити из других растительных материалов, жилы и кожа животных, китовый ус. Для герметизации оболочки судна применялись древесная смола и животный жир.
Древнейшие лодки-долблёнки относятся к эпохе мезолита и найдены в Пессе (Нидерланды, около 7500 г. до н. э.; радиоуглеродные даты здесь и далее калиброванные) и Хотице (Словакия, около 6000 г. до н. э.). Древнейшей на территории России является долблёная лодка Щучье 1, относящаяся к позднему бронзовому веку (Воронежская область, 18–17 вв. до н. э.).
Изготовление долблёных лодок из кедра, вмещавших до 10 человек, было наиболее развито у индейцев северо-запада США.
Из каркасных лодок простейшие – плоскодонные лодки круглой или овальной формы из цельной шкуры, натянутой на решётчатый каркас («бизонья лодка» у североамериканских индейцев, коракл у уэльсцев и т. п.). Более совершенное устройство имеет ирландский и шотландский куррах – бескилевая лодка с гнутыми шпангоутами и бортовым завершением. Народы Берингоморья сооружают килевые одноместные (каяк) и многоместные (байдара) каркасные лодки из шкур. Каркасные лодки, обтянутые древесной корой, главным образом берестой (берестянки), наиболее характерны для охотников сибирской и североамериканской тайги; встречаются также у южноамериканских индейцев и др.
В Египте, Передней Азии, Индии, на островах Новой Зеландии, у индейцев Калифорнии и других регионов распространены тростниковые лодки; наиболее развито их строительство у аймара на озере Титикака. В Передней Азии известны также плетёные лодки, например лодки, изготовленные техникой спирального плетения и обмазанные для водонепроницаемости битумом.
К конструкции бревенчатого плота восходит способ соединения для устойчивости попарно долблёных каркасных или тростниковых лодок, образующих прообраз катамарана. Иногда с этой же целью к корпусу лодок присоединяется один или два аутригера («балансира»). Наиболее развито строительство лодок с аутригером на островах Юго-Восточной Азии и Океании.
Простейший способ управления лодкой – отталкивание от дна длинным шестом. В вёсельных лодках различаются более примитивный способ безопорной гребли, когда гребец сидит или стоит на коленях лицом по направлению движения, и более совершенный – опорной гребли с помощью вращающегося в уключине весла, стоя или сидя лицом против движения.
Лодки аборигенов Северной Евразии
Лодки аборигенного населения Северной Евразии делятся на 4 группы: каркасные, килевидные, составные, долблёные.
Каркасные лодки
Остов для каркасных лодок строился из множества лёгких деревянных или костяных деталей, которые связывались ремешками животного или растительного происхождения. Остов нёс основную нагрузку во время эксплуатации, а герметичное покрытие из коры или шкур животных предохраняло от воды. Вёсла были лёгкими, иногда двухлопастными. Покрытием лодок в таёжной зоне служила в основном кора берёзы – береста. Редко использовалась кора пихты, вяза, ели. Бытовали покрытия из шкур животных, например лося. Лодки с кожаным покрытием могли быть круглыми в виде больших корзин, а также вытянутыми, узкими.
К каркасным лодкам относятся все лодки с берестяным покрытием, по конструкции они одинаковые и различаются только своим внешним видом, формами носа, кормы и другими мелкими деталями конструкции. Основные типы разнятся по месту бытования лодок, известных по данным этнографии, по бассейнам сибирских рек: обский, приенисейский, ленский и амурский варианты.
Обский вариант известен мало для точного описания. Сохранились только упоминания о бытовании таких берестяных лодок в фольклоре хантов, манси и коми.
Приенисейский вариант хорошо известен по этнографическим описаниям и фотографиям, по сохранившимся музейным экспонатам. Характерные острые полузакрытые нос и корма, небольшое возвышение из бересты на носу лодки. Узкие по ширине, до 0,8 м, и не слишком длинные, от 3,5 до 5 м. Были распространены у западных и южных эвенков по рекам Нижней и Подкаменной Тунгускам.
Ленский вариант примечателен носом и кормой в виде головы осетровых рыб. Бытовал у якутов и эвенков на реках восточной части Ленского бассейна по рекам Вилюй, Олёкма и Витим.
Амурский вариант отличается дугообразными деревянными деталями на носу и корме. Встречались лодки до 8 м в длину. Распространён у нанайцев, ульчей, негидальцев и амурских эвенков.
Все берестяные лодки в основном строились в расчёте на одного-двух гребцов. Очень лёгкая (от 13 до 20 кг) и манёвренная лодка была незаменимой на охоте и рыбалке.
К каркасным лодкам относятся и каяки северных народов на побережье Чукотского и Берингова морей (чукчи, эскимосы, алеуты, коряки). Примерно со 2-го тыс. до н. э. до современности каяки существовали по всему побережью Северного Ледовитого океана. Вероятно, каяки в далёком прошлом строились из костей морских животных, c 18 в. охотники на морских животных решётчатый остов своей лодки начали делать из деревянных деталей. Вся лодка, за исключением люка посередине, закрывалась кожаной оболочкой, сшитой из шкур морских животных.
Килевидные лодки
К ним относятся байдары чукчей, эскимосов, алеутов и коряков (Чукотское и Берингово моря). Они тоже имели каркас, но в отличие от каркасных лодок, детали байдары соединялись не только друг с другом, но и крепились на одну продольную массивную деталь, напоминающую киль, которая служила основой лодки. Покрышка из сшитых шкур морских животных натягивалась на каркас с помощью кожаных ремней. Она предохраняла от воды и стягивала каркасную конструкцию. Верх лодки был открытым, гребцы имели однолопастные вёсла. Такие лодки имели возможность ходить под парусом, имели рулевое весло, регулируемую ширину лодки в зависимости от назначения, имели большую грузоподъёмность. Экипаж байдары мог достигать 12 человек, длина могла достигать до 12 м, ширина до 1,8 м.
Составные лодки
Делались из деревянных досок из расщеплённой древесины начиная с бронзового века, в современное время используются пилёные доски. Нижняя доска такой лодки могла быть долблёной, к ней присоединялись борта, которые сшивались на концах под острым углом. Доски (три и более) соединялись между собой путём сшивания тонкими ветками с последующей герметизацией швов и стыков древесной смолой. Были распространены в Северной Евразии повсеместно.
Долблёные лодки
Делались из целого ствола дуба, осины, сосны и прочих деревьев. Середина ствола выдалбливалась до необходимой толщины стенок бортов, концы бревна заострялись, внутри лодки оставлялись переборки. Две такие долблёнки могли жёстко соединяться между собой, образуя лодку типа катамарана. Долблёнки имели большой вес, поэтому использовались оседлым населением. В эпоху неолита борта лодки были толстыми, до нескольких сантиметров. Внутри лодок были массивные перегородки. С начала железного века долблёнки становятся легче, их тонкие борта разводились путём нагревания всего остова лодки. Чтобы придать прочность бортам, вставлялись поперечные распорки. На низкие борта могли пришиваться или прибиваться дополнительные доски, увеличивая грузоподъёмность судна. Распространение их в Северной Евразии было повсеместным.