Лавров Николай Владимирович
Лавро́в Никола́й Влади́мирович (псевдоним; настоящая фамилия Чиркин) [9(22).5.1805, Ветлуга, Костромская губерния, ныне Нижегородская область – 25.5(6.6).1840, Москва], российский певец (бас-баритон), актёр.
Биографические сведения
Из мещан. В юности жил в Нижнем Новгороде. Учился в Московском Императорском коммерческом училище, по окончании стал помощником приказчика лесного склада. Пел на клиросе Новоспасского монастыря. Согласно Ф. А. Кони, обратился к директору Московских Императорских театров Ф. Ф. Кокошкину с просьбой принять его в театр: он считал, что имеет голос и мог бы играть трагические роли. Кокошкину понравился молодой человек «высокого роста, с белокурой, курчавой головой и чрезвычайно привлекательной, благородной физиономией» (Кони. 1840. С. 74), в котором он увидел искреннее и сильное желание поступить на сцену. Лавров около года жил в доме Кокошкина (угол улицы Воздвиженка и Никитского бульвара, т. н. Соловьиный дом; в 1997 снесён), получил у него начальные уроки сценического искусства, занимался с учителями музыкой, танцами и фехтованием. Кокошкин не только вывел его на сцену, но и придумал псевдоним. Упоминание Ф. А. Кони о том, что он брал уроки пения у Ф. Антонолини, не подтверждается какими-либо данными.
17(29) марта 1824 г. принят в Московские Императорские театры солистом (артистом 1-го разряда), оставался в этой должности до 1840 г. С начала 1830-х гг. до конца жизни был одним из ведущих солистов московской оперной сцены.
После смерти Лаврова его вдова, артистка оперы Д. М. Лаврова, осталась с четырьмя малолетними детьми. Из Кабинета Его Императорского Величества было назначено единовременное пособие и ежегодный пансион ей и детям, а также разрешено дать бенефисный спектакль в их пользу. Сожалея о понесённой утрате, директор Московских Императорских театров М. Н. Загоскин в рапорте министру императорского двора от 25 мая 1840 г. писал: «Честь имею донести Вашей светлости, что сегодняшнего числа в десять часов утра умер после кратковременной болезни воспалением в мозгу первый певец Московского театра Г-н Лавров, – эта ничем невознаградимая потеря может иметь весьма вредные последствия для сборов здешнего театра, – Бантышева я мог заменить во многих операх, а без Лаврова не могу дать почти ни одной и не имею ввиду никакого оперного баса, который мог бы занять его роли» [РГАЛИ. Ф. 659 (КМИТ). Оп. 4. Ед. хр. 1057. Л. 8].
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Дочь – актриса Екатерина Николаевна Васильева.
Начало карьеры
6(18) января 1825 г. Лавров успешно дебютировал на открытии Императорского Большого Петровского театра в партии Аполлона в прологе «Торжество муз». Первый отзыв о нём поместил «Московский телеграф»: «С чрезвычайным удовольствием видели мы, что на здешнем Театре, для оперы, прибавился новый бас, г. Лавров, известный публике и по другим способностям, подающий великие надежды: обширный голос, чувство, довольно крепкая грудь – всё в нём соединяется. Он понимает своё искусство, и потому мы надеемся, что он прилежным упражнением ещё более возвысит природные дарования» (Московские новости. 1825. С. 43). Московский военный губернатор светлейший князь Д. В. Голицын намеревался отправить Лаврова для обучения в Германию и Италию, однако в связи с выведением в 1826 г. московского театрального управления из его подчинения этому не суждено было сбыться. Кроме того, Лавров сразу же был задействован в репертуаре. Обладая редким по силе баритоном мягкого «бархатного» тембра и обширного диапазона в две с половиной октавы (от «соль» большой до «до» 2-й октавы), он мог петь и некоторые теноровые, и басовые партии.
В первые годы службы в Московских Императорских театрах на его исполнении сказывалось отсутствие специального образования. Ф. А. Кони отмечал, что Лаврову приходилось учиться с голоса, и сожалел, что «один из замечательнейших голосов в России, может быть в целой Европе, один из тех редких голосов, которым не могли налюбоваться итальянские артисты, бывшие в Москве, остался почти как самоцветный камень в руде своей, без грани и политуры» (Кони. 1840. С. 78). Кони писал о главном недостатке певца в первые годы его сценической деятельности: «…редко можно было расслушать слова, которые он пел. Это происходило от дурной методы, или, вернее сказать, от отсутствия всякой методы пения. Но в его манере произношения звуков музыкальных было что-то удивительно приятное. Каждая его нота заронялась в душу слушателя, от того, что в ней было много металлического, упоительно-прекрасного» (Кони. 1840. С. 79). В 1829 г. С. Т. Аксаков упоминал о тех же недостатках артиста в водевиле А. А. Шаховского «Фёдор Григорьевич Волков, или День рождения русского театра»: «Роль Полушкина удивительно шла к г. Лаврову, и он везде одушевлял её; но искусство владеть сильным голосом и искусство произношения ещё не постигнуты им. У него не только в пении, но и в разговоре иногда не слышно слов, особливо когда заговорит он с жаром; несмотря на это, он играл прекрасно» (Аксаков. 1956. С. 460). Однако, относясь к творчеству Лаврова с большим вниманием и расположением, он же писал об исполнении им в 1828 г. партии Пана Твардовского в одноимённой опере А. Н. Верстовского: «Превосходный орган, сильная грудь, прекрасная наружность, чувство и огонь (хотя последними пользоваться он не приобрёл ещё искусства) призывают его на степень отличного артиста даже независимо от пения. Труды, ученье, размышление, хорошее общество, советы людей образованных, которым, однако, не должно верить слепо, – вот истинные средства достигнуть славной цели и даже – не умереть в потомстве» (Аксаков. 1956. С. 418).
С 1825 г. и до начала 1830-х гг. выступал в трагедиях и других драматических спектаклях: «Выкуп барда, или Сила песнопения» М. А. Дмитриева (музыка Верстовского, 1827, впервые в Большом Петровском театре; роль Старца), «Эдип в Афинах» Софокла (1829, заглавная роль), «Отчаянные лазы, или Торжество героев Эриванских» Д. А. Шепелева (1830, роль Гассана); пел в интермедиях и дивертисментах: «Аристофан, или Представление комедии “Всадники”» (либретто А. А. Шаховского, музыка К. А. Кавоса, 1826), «Праздник в Подмосковной, или Сюрпризы в новом роде» (музыка Н. Е. Кубишты, 1827, впервые на сцене; Супруг Алины), «Буря» (либретто Шаховского по У. Шекспиру, музыка Кавоса, Л. Керубини, Д. Штейбельта, 1827, впервые на сцене; Просперо). В дивертисментах исполнял русские народные песни и романсы А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, И. И. Геништы. 16(28) марта 1828 г. в дуэте с А. О. Бантышевым исполнил романс «Прощание с соловьём» Алябьева в сопровождении хора и оркестра.
Участвовал в водевилях и операх-водевилях: «Несколько часов царствования Нурмагалы» (либретто Г. А. Дадьяна, музыка сборная, 1828, впервые в Большом Петровском театре; Омар), «Алеппский горбун, или Размен ума и красоты» (текст Шаховского, музыка Д. А. Шелихова, 1828; Ильгаим), «Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель» (текст Шаховского, музыка сборная, 1829; Казак), «Старый гусар, или Пажи Фридриха II» (переделка с французского Д. Т. Ленского, музыка А. А. Алябьева, И. И. Геништы, Л. В. Маурера, Ф. Е. Шольца и др., 1831, впервые в Большом Петровском театре; Блюменталь), «Братья-матросы, или Отец поневоле» (сочинение Ф. А. Кони, 1831, впервые на сцене; Граф де Бельом), «Кеттли, или Возвращение в Швейцарию» (переделка с французского Ленского, музыка из разных опер, 1832; Франц, отставной капрал), «Рославлев» (либретто Шаховского по роману М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», музыка Верстовского и А. Е. Варламова, 1832, впервые в Большом Петровском театре; Савельич) и др. Спел ряд партий в оперных премьерах: Иван Сусанин («Иван Сусанин» Кавоса, 1826), Болеслав («Лодоиска» Р. Крейцера, под названием «Лодоиска, или Татары», 1826), Остан (цикл опер «Днепровская русалка»: 1-я часть – 1827, 2-я часть – 1831, 3-я часть – 1829), Карл («Уединённый дом, или Старик с Вогезов» Н. Далейрака, под названием «Уединённый дом, или Разбойники в горах Вогезских», 1828), Сандер («Земира и Азор» Л. Шпора, 1829), Сеид («Гюльнара, или Персидская невольница» Далейрака, 1829), Сенешаль («Собака Монтаржи, или Разбойничий притон» И. Зейфрида, под названием «Обриева собака, или Лес при Бонди», 1829), Монтальд («Жоконд, или Искатели приключений» Н. Изуара, 1829). Среди других партий: Иаков («Иосиф» Э. Мегюля, 1827, под названием «Иосиф Прекрасный»), Буривой («Князь-неведимка, или Личарда-волшебник» Кавоса, 1827), Барон Торальди (1828, «Чёртов мост, или Наказанное злодеяние Торальди» И. Ленгарда), Куно («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера, 1829), Антиери («Хижина на Альпийских горах» Шольца, 1829).
Репертуар Лаврова был огромен, и Ф. А. Кони с сожалением отмечал, что артисту приходится играть почти во всех премьерах – «к несчастию операх лёгоньких, по большей части комических, где таланту негде и не в чем развернуться» (Кони. 1840. С. 78). В то же время в серьёзном классическом репертуаре Лавров мог раскрыть всю силу своего драматического искусства. Например, он играл Эдипа «совсем не так, как представляли его до тех пор на Русской сцене. Это был не герой, неистовствующий в рубище, не царь, владычествующий в дебрях и лесах, нет, это была жертва слепого рока, бедный скиталец… Когда он упрекал сына в неблагодарности и казал ему окровавленные ноги, и державные руки, которые должен был простирать за милостыней, вы слышали как бы стон сердца, раздиравшегося на части. <…> Голос этого старика падал на самое дно души, лицо его, то плачущее, то оживленное негодованием, так и врезалось в память. <…> Сцена, в которой Эдип ласкает дочь свою Антигону, этот превосходный идеал Софокла, этого полубога добра и чувствительности в образе женщины, заставляла плакать весь театр от умиления» (Кони. 1840. С. 77–78).
Расцвет творчества
В 1830-х гг. выступал преимущественно в опере, достигнув к этому времени единства вокального и сценического мастерства. Рецензент отмечал, что Лавров «движения свои соразмеряет со словами и музыкой, что для полного очарования оперы необходимо» (Молва. 1832. № 4. С. 373; цит. по: Гозенпуд. 1959. С. 696). Его репертуар состоял из разнохарактерных баритоновых, басовых, а иногда и специально приспособленных для него теноровых партий. Участие Лаврова способствовало успеху многих романтических и комических опер. «Во всём, что ни пел он, видно было участие чувства. И, заметьте, почти вся партия его [Цампа в опере "Цампа, или Морской разбойник" Л.-Ж.-Ф. Герольда. – Ред.] писана на тенор, а, верно, на это никто не обратил внимания: так незаметно было усилие и напряжение; это искусство и вместе труд весьма нелегкий… Лавров (Цампа) был прекрасен: его благородный вид, звучный голос, естественное воодушевление были очаровательны» (Молва. 1833. № 137. С. 538; цит. по: Гозенпуд. 1959. С. 697).
Лавров участвовал в постановках опер А. Н. Верстовского, который написал несколько партий в расчёте на его вокальные возможности: Пан Твардовский (одноимённая опера, 1828), Неизвестный («Аскольдова могила», 1835), Завольский («Тоска по родине», 1839). Первый исполнитель партий в других сочинениях Верстовского, среди которых – водевиль «Странствующие лекари, или Искусство оживлять мёртвых» (Игнедоро), кантата «Певцы в стане русских воинов» (2-й певец; обе – 1827). В 1838 г. участвовал в первой постановке драмы А. С. Пушкина «Русалка» в роли Мельника (музыка А. А. Алябьева), некоторые номера Алябьев написал специально для Лаврова.
Участник премьер множества западноевропейских опер. Первый в России исполнитель партий: Рутвен («Вампир» Г. Маршнера, в Большом Петровском театре поставлена под названием «Вампир, или Мертвец-кровопийца», 1831), Цампа («Цампа, или Морской разбойник» Л.-Ж.-Ф. Герольда, 1833), Граф Коменж («Луг писцов» Герольда, под названием «Тайный брак, или Поединок в Пре-о-Клерк», 1834), Раймонд («Эмма, или Безрассудное обещание» Д.-Ф.-Э. Обера, 1834), Самбройл («Мельница в горах в Этальере» К. Г. Рейсигера, под названием «Мельница в горах, или Союзные войска во Франции 1814 года», 1835), Филипп, сержант («Леокадия» Обера, 1835), Капитан Жак («Клятва, или Делатели фальшивых монет» Обера, 1836), Эдгард, шотландский охотник («Сара, или Сирота из Гленко» А. Гризара, под названием «Сара, шотландская сирота», 1837), Орас, лорд Эльфорт («Чёрное домино» Гризара, под названием «Чёрное домино, или Таинственная маска», 1838), Маркиз («Козимо» Э. П. Прево, под названием «Принц-маляр, или Козимо», 1838), Адольф, жених Эмилии («Мария» Герольда, под названием «Мария, или Безнадёжная любовь», 1839), Тоби («Престонский пивовар» А. Адана, 1839). Впервые в Большом Петровском театре Лавровым были исполнены партии: Жан Север («Чёрный латник, или Сын проклятия» неизвестного автора, 1827), Герцог («Снег, или Новый Егингард» Обера, 1827), Рихард («Швейцарское семейство» Й. Вейгля, 1827), Гевстон («Белая дама» Ф.-А. Буальдьё, под названием «Белая волшебница», 1828), Сигискар («Алина, королева Голкондская» Буальдьё, 1828), Алхимист («Волшебная лампадка, или Кашемирские пирожники» А. Пиччини, 1829), Магомет («Осада Коринфа» Дж. Россини, 1831), Барон Сальдорф («Невеста» Обера, 1831), Лорд Кокбург («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Обера, 1831), Гамильтон («Женни» М. Э. Карафы ди Колобрано, 1831), Зопир («Магомет» П. фон Винтера, под названием «Падение Мекки», 1832), Граф («Сильвана» К. М. фон Вебера, 1832), Дурлинский, хозяин замка («Лодоиска» Л. Керубини, под названием «Лодоиска, или Благодетельный татарин», 1832, в бенефис Лаврова), Людовик («Людовик» Герольда, опера завершена Ф. Галеви, поставлена под названием «Людовик, или Ненависть и любовь», 1834), Фернандо («Сорока-воровка» Россини, под названием «Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности», 1834), Граф Лейчестер («Лейчестер, или Замок Кенильворт» Обера, под названием «Лейчестер и Елизавета», 1835), Ришард, егерь и смотритель лесов («Орлиное гнездо» Ф. Й. Глезера, под названием «Орлиное гнездо в Богемских горах», 1836), Граф Бакерони («Элиза и Клавдио, или Любовь под защитой дружбы» С. Меркаданте, 1837), Герцог Кальдорский («Пират» В. Беллини, 1837, в бенефис Лаврова), Макс («Хижина» А. Адана, под названием «Швейцарская хижина», 1837), Ганс Гейлинг («Ганс Гейлинг» Маршнера, под названием «Ганс Гейлинг, или Царь земных духов», 1838), Герцог Аргиль («Эдинбургская темница» Карафы ди Колобрано, 1838, в бенефис Лаврова), Оровез («Норма» Белинни, 1838), Маркиз де Корси («Почтальон из Лонжюмо» Адана, 1839), Велизарий («Велизарий» Г. Доницетти, 1840, в бенефис Лаврова).
Прочие премьерные партии в Большом Петровском театре: Микели («Два дня» Л. Керубини, под названием «Водовоз, или Двухдневное происшествие», 1830), Гарун аль-Рашид («Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бармесида» К. А. Кавоса, 1830), Ганс фон Штауфен («Чёртова мельница на Венской горе» В. Мюллера, 1830), Царь Архидей («Храбрый и смелый витязь Архидеич» Э. Ванжуры, 1830), Артур («Керим-Гирей, крымский хан» Кавоса, 1830, в бенефис Лаврова), Президент («Жан Парижский» Ф.-А. Буальдьё, 1830), Леон («Леон, или Замок Черногорский» Н. Далейрака, 1832), Бертранд («День приключений» Э. Мегюля, под названием «Целый роман, или Весь день в приключениях», 1832), Дон Жуан де Барбастро («Немой в горах Сьерры Морены, или Таинственный нищий» Г. Френцля, 1833, в бенефис Лаврова), Баптист («Каменщик» Обера, 1834), Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта, под названием «Дон Жуан, или Каменный гость», 1835, в бенефис Лаврова), Бабекан («Три брата горбуна» Кавоса, 1838).
Выступал под руководством капельмейстеров Ф. Е. Шольца, с 1831 г. – И. И. Фельцмана (режиссёр спектаклей с того же года – А. Ф. Акимов). В числе партнёров по сцене: А. О. Бантышев, Пётр А. Булахов, В. И. Живокини, Д. М. Лаврова (жена певца), П. С. Мочалов, Н. В. Репина, В. И. Рязанцев, А. Т. Сабурова, Е. П. Филлис, М. С. Щепкин.
В 1839 г. гастролировал в Санкт-Петербурге, его выступления были высоко оценены публикой. Корреспондент газеты «Северная пчела» писал: «Лавров владеет обширным, густым голосом, баритоном, которым управляет с искусством и душою. Особливо приятно его пение, когда он переходит на теноровые партии: это сладость, нега, серебристая струя звуков, которая льется прямо в душу. Там, где нужно развернуть всю силу голоса, Лавров величественен и увлекательно хорош. С этими средствами г. Лавров соединяет талант опытного и искусного актёра. При весьма приятной наружности, величественном росте, игра его всегда благородна, обдуманна и одушевлена. Лучшие его партии: Цампы, Иакова в "Иосифе", Ботама в "Фальшивых монетчиках", барона Сальдорфа в "Невесте". Особенно прекрасен он в Цампе. Роль эта как будто нарочно для него написана: тут он может в одно время выказать всю сладость и силу своего голоса» (Северная пчела. 1839. № 112. С. 1; цит. по: Гозенпуд. 1959. С. 697).
В 1840 г. Лавров должен был исполнить на благотворительном концерте гимн для голоса с хором и оркестром «Москве благотворительной» А. А. Алябьева на слова Ф. Н. Глинки, однако в связи с неожиданной кончиной певца концерт был отменён.
Память
В 1841 г. гимн для голоса с хором и оркестром «Москве благотворительной» А. А. Алябьева, который не успел исполнить Лавров, спел П. И. Бобовский. В том же концерте А. О. Бантышев исполнил «Песнь на смерть Лаврова» Алябьева для голоса с оркестром (слова С. И. Стромилова). Слова из неё стали эпитафией на памятнике:
Как рано смерть тебя жестокая сразила,
О, незабвенный нам, пленительный певец!
Россия твой талант с признательностью чтила,
И изумил её внезапный твой конец.
Да будет же твой сон могильный успокоен:
Все память о тебе навек хранят в сердцах.
Лавров! Здесь на земле ты лавров был достоин, –
Будь светлого венца достоин в небесах!