Лаврова Дарья Матвеевна
Лавро́ва Да́рья Матве́евна (урождённая Сабурова) [1800, Орловская губерния – 28.3(9.4).1845, место смерти неизвестно], российская певица (контральто).
Сестра-близнец актёра Александра Матвеевича Сабурова. Предположительно в 1809 г., как и брат, была определена в Московское императорское театральное училище (ныне Московская академия хореографии, Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина). Актриса П. И. Орлова вспоминала: «…у ней был великолепный голос – контральто. Для нее одной нанимали учителя-итальянца – старика Бравура» (Орлова-Савина. 1994. С. 50). Не позднее 1820 г. Дарья Матвеевна вышла замуж за актёра Н. В. Лаврова.
Предположительно с 1820 г. артистка московских Императорских театров, первая известная роль – Розальвина в опере «Чёртов мост, или Наказанное злодеяние Торальди» И. А. Ленгарда (1820, на сцене театра Пашкова на Моховой). Выступала в операх, водевилях, комедиях и др. Среди оперных партий (на сцене Большого Петровского театра): Алексей («Иван Сусанин» К. А. Кавоса, 1826), Вениамин («Иосиф Прекрасный» Э. Мегюля, 1827), Мария («Пан Твардовский» А. Н. Верстовского, 1828, первая исполнительница партии). Обладала сильным голосом приятного тембра, однако, по воспоминаниям современников, не всегда ровно исполняла роли. П. Н. Арапов писал: «Сестра Cабурова (Дарья Матвеевна, впоследствии Лаврова), оперная артистка, с наружностью выразительной (piquante), имела талант для ролей бойких девиц и субреток; ее голос контр-альт, звучный, был очень приятен; участвовала в операх и водевилях, особенно была прелестна в роли Вениамина» (Драматический альбом с портретами русских артистов и снимки с рукописей. 1850. С. LXXXVI). С. Т. Аксаков, однако, высказывал другое мнение: «Вениамина играла г-жа Лаврова, и несмотря на свой прекрасный голос и дарование, играла и пела весьма дурно и неверно, даже не знала роли» (Аксаков. 1956. Т. 3. С. 560). Аксаков неоднократно отмечал небрежение к драматической проработке ролей: «Г-жа Лаврова играла роль пастуха Педро [водевиль «Король и пастух», переделка с французского А. А. Шаховского, 1828. – О. М.] местами прекрасно. Искренно признаемся, что мы были поражены не степенью её искусства, а решительным талантом. Какой голос! Сильный, приятный, исполненный души! <…> Нам показалось, что и независимо от пения она могла бы быть прекрасною актрисою. За что такое дарование не достигает своей цели? За что артистка, которая могла бы быть украшением сцены, так мало занимается своим искусством?» (Аксаков. 1956. Т. 3. С. 437).
Исполняла роли в операх-водевилях и водевилях с музыкой А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, Ф. Е. Шольца, Л. В. Маурера, С. И. Штуцмана; сыграла роль Клары в опере-водевиле «Новый Парис» (текст Н. И. Хмельницкого, музыка Верстовского и Маурера, 1829). В балете с пением «Три пояса, или Русская Сандрильона» (по сказке В. А. Жуковского «Три пояса», 1826, первое исполнение, балетмейстер А. П. Глушковский, музыка Шольца) исполнила главную роль, порученную певице (Людмила).
Партнёры по сцене: брат А. М. Сабуров, муж Н. В. Лавров, А. О. Бантышев, П. А. Булахов, B. И. Живокини, Е. М. Кавалерова, Д. Т. Ленский, М. Д. Львова-Синецкая, П. С. Мочалов, Н. В. Репина, В. И. Рязанцев, М. С. Щепкин и др.
Дочь – актриса Екатерина Николаевна Васильева.