Сабурова Аграфена Тимофеевна
Сабу́рова Аграфе́на Тимофе́евна (урождённая Окунева) [1795, Санкт-Петербург – 21.1(1.2).1867, там же; похоронена на Митрофаниевском кладбище], российская певица (сопрано), актриса.
С 1807 г. обучалась в балетном классе Театральной школы санкт-петербургских Императорских театров, принимала участие в балетах Ш.-Л. Дидло. По случаю гастролей в Москве французского танцовщика Л.-А. Дюпора в 1809 г. в числе нескольких воспитанников и воспитанниц переведена в Москву «для пополнения московского кордебалета» (Родиславский. 1855. С. 1). С 1809 г. обучалась в Московском императорском театральном училище (ныне Московская академия хореографии и Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), окончила в 1816 г. Ученицей принимала участие в балетных и оперных спектаклях московской Императорской труппы, в том числе в 1812 г. на сцене Арбатского театра (Новый императорский театр), с успехом исполнила роль Анюты в комической опере «Мельник – колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). До замужества (около 1822) выступала под фамилией Окунева.
В 1814–1855 гг. состояла в труппе московских Императорских театров. Зачислена «на первое амплуа» после блестящего дебюта в роли Настасьи Прекрасной в комическом музыкальном спектакле «Старинные святки» (текст А. Ф. Малиновского, музыка Ф. Блимы; театр С. С. Апраксина на Знаменке), в том же 1814 г. выступила в партии Констанцы в «Похищении из сераля» В. А. Моцарта (театр С. С. Апраксина на Знаменке). Участвовала в первых на русской сцене (в Большом Петровском театре) постановках опер «Каменщик» (Госпожа Бертрам, 1829), «Эмма, или Безрассудные обещания» (Госпожа Пальмер, 1834) Д.-Ф.-Э. Обера, «Ганс Гейлинг» (Гертруда, 1838) Г. Маршнера и многих других. Первая исполнительница партий в Большом Петровском театре в операх: «Эмерик Текелий, или Венгерцы» А. Н. Титова (Анка, 1814, на сцене театра С. С. Апраксина на Знаменке), «Фра-Дьяволо» Обера (Памела, 1831), «Сорока-воровка» Дж. Россини (Лючия, 1834), «Сомнамбула» В. Беллини (Тереза, 1837) и др. Репертуар её был обширен: она выступала в операх (волшебных, комических и др.), операх-водевилях, пьесах разных жанров. «Опера была её главным торжеством, но и комедия, и водевиль, и даже драма, имели в ней прекрасную артистку для ролей молодых любовниц и субреток» (Родиславский. 1855. С. 3). В 1831 г. перешла на амплуа благородных матерей и пожилых женщин и, по отзывам очевидцев, исполняла эти роли «с совершенством неподражаемым. …Где-бы, в чём-бы ни играла она, во всём была натуральна и отчётлива, Шекспир, Мольер и все русские драматические писатели без исключения находили в ней прекрасную исполнительницу, всегда готовую своим талантом поддержать каждое произведение. <…> В игре г-жи Сабуровой было много простоты, естественности, жизни, огня и весёлости» (Родиславский. 1855. С. 3).
А. Т. Сабурова пользовалась огромной популярностью у московской публики. В числе её партнёров по сцене: муж – Александр Матвеевич Сабуров, Н. В. Репина, Е. М. Кавалерова, Л. П. Косицкая, П. И. Орлова, А. Г. Рыкалова, А. О. Бантышев, В. И. Живокини, Н. В. Лавров, П. М. Садовский, И. В. Самарин, И. И. Сосницкий, М. С. Щепкин.
Играла также в Малом театре, среди ролей: Сюзанна («Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше), Хлёстова («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Маломальская («Не в свои сани не садись» А. Н. Островского). Участвовала в любительских концертах в частных домах.
В 1855 г. из-за ухудшения зрения оставила театр. Прощальный бенефис состоялся 31 августа (12 сентября) 1855 г. на сцене Малого театра. Вместе с дочерью, Екатериной Александровной Сабуровой, переселилась в Санкт-Петербург, где выступила перед публикой 2 раза (за исключением участия в семейных любительских спектаклях): в бенефис своей родственницы, П. И. Орловой, и в спектакле, устроенном в пользу литературного фонда.
Из её пятерых детей актёрами Императорских театров, кроме Екатерины Александровны, были ещё двое – Варвара Александровна Куликова и Константин Александрович Сабуров (1828 или 1827, Москва – 15(27).3.1870, Санкт-Петербург; похоронен на Митрофаниевском кладбище), воспитанник Московского императорского театрального училища, с начала 1850-х гг. актёр московского Малого театра (выступал в амплуа молодых любовников и фатов); с 1855 г. актёр Александринского театра, в спектаклях русской труппы (драмы, комедии, водевили) играл роли второго и третьего плана.