Кронштадт
Кроншта́дт, город в России, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, образует Кронштадтский район Санкт-Петербурга.
Общие сведения
Город воинской славы (2009). Название в переводе с немецкого означает коронный город (Krone – корона, венец, Stadt – город).
Площадь территории составляет 19,35 км² (2021), в том числе о. Котлин – 15,8 км2, форты – 0,50 км2, комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений – 3,10 км2.
Расположен на западной окраине Санкт-Петербурга, на низменном о. Котлин в Финском заливе, соединённом с материком дамбой с автомобильной дорогой. Остров – размытая конечная морена, сложенная валунными суглинками и межморенными песками; вдоль берегов много валунов. Узкая западная часть Котлина – Толбухинская коса; на востоке поверхность острова приподнята за счёт насыпного грунта. Котлин окружён искусственными островами – основаниями молов и фортов бывшей Кронштадтской крепости. В Котлинском архипелаге более 30 островов (из них 23 искусственных).
Историческая часть города находится в юго-восточной части острова, район современной многоэтажной жилой застройки (19-й квартал) – в его центральной части, близ пересечения Кронштадтского шоссе (пересекает остров с запада на восток от форта Риф до Кронверкского канала) и Кольцевой автомобильной дороги.
Кронштадт связан с северным и южным берегами Финского залива автомагистралью А118 (кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга, КАД; северный участок полностью открыт в 2009, южный – в 2011). Трасса автодороги проходит по дамбе комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений; часть южного участка – по подводному тоннелю (под судопропускным сооружением С1; длина – 1961 м, самая низкая точка – на глубине 28 м).
На южном берегу Котлина расположен один из участков Большого порта Санкт-Петербург. На западном берегу гавани базы Литке – контейнерный терминал компании «Моби Дик» (2002) с двумя причалами (длина фронта 319,63 м, пропускная способность 500 тыс. штук контейнеров ДФЭ) и универсальный терминал компании «Трест механизации строительных работ» с двумя причалами (длина фронта 685,7 м, пропускная способность 1110 тыс. т). Южнее Котлина проходит искусственный глубоководный фарватер – Морской канал Петербурга, по которому осуществляется проход крупнотоннажных морских судов через мелководную Невскую губу в порт Санкт-Петербург. Канал состоит из Большого корабельного фарватера, Кронштадтского корабельного фарватера и Санкт-Петербургского морского канала (общая суммарная протяжённость от западной границы акватории до причалов порта – 61 км).
Городской общественный транспорт представлен автобусами; действуют маршруты, связывающие Кронштадт с Ломоносовом, Сестрорецком и станциями Петербургского метрополитена; по пятницам и выходным дням курсирует пригородный автобус в Ломоносовский район Ленинградской области. Большинство межмуниципальных автобусных маршрутов начинается от Гражданской улицы (Гостиный двор), внутримуниципальных – от Ленинградской пристани (на восточной оконечности Котлина).
В период навигации функционирует скоростное теплоходное сообщение с центральной частью Петербурга; выполняются прогулочные рейсы по Невской губе, на кронштадтские форты.
Население
Численность населения – 44 353 человека (1 января 2021). Динамика численности населения (по данным переписей; человек, год): 43 005 в 2010, 43 385 в 2002, 45 053 в 1989, 40 308 в 1979, 39 477 в 1970, 40 303 в 1959. Небольшой рост численности населения в 2010-х гг. произошёл за счёт притока мигрантов; с начала 1920-х до 1990-х гг. население росло медленно из-за отдалённости и труднодоступности города и его закрытости для свободного посещения (до 1996). Средний возраст населения составляет 40,22 года (на 1 января 2020; по Санкт-Петербургу – 41,64 года). Значительная часть трудоспособного населения работает в центральной части Петербурга. Население мононационально: 90,6 % – русские (2010, перепись).
Естественный прирост отрицательный. В 2020 г. общий коэффициент рождаемости 8,5 ‰, смертности 14,0 ‰, естественной убыли 5,5 ‰. Миграционный прирост положительный (3,4 ‰).
История
Предыстория возникновения города
Традиционно история Кронштадта ведётся от построенного зимой 1703/1704 г., во время Северной войны 1700–1721 гг., на отмели к югу от о. Котлин морского форта Кроншлот для обороны южного (основного) фарватера между Котлином и южным берегом Финского залива (место выбрано царём Петром I, строительством руководил А. Д. Меншиков). Остров Котлин не имел постоянного населения и после Столбовского мира 1617 г. вплоть до Северной войны принадлежал Швеции. Форт был открыт 7(18) мая 1704 г. (этот день считается днём основания Кронштадта). Он представлял собой оснащённую 14 пушками 3-ярусную мазанковую башню в деревянном каркасе, сооружённую на ряжах (деревянных срубах, заполненных камнем и затопленных на мелководье). Вместе с Петропавловской крепостью и Адмиралтейской крепостью Кроншлот образовал единую оборонительную систему Санкт-Петербурга. В 1704 и 1705 гг. во взаимодействии с батареями, возведёнными на южном берегу Котлина, и кораблями Балтийского флота (БФ) форт отразил попытки шведской эскадры прорваться к Санкт-Петербургу.
В 1706 г. по предложению К. И. Крюйса на западе Котлина построена крепость Святой Александр (Александр-шанец) с 40 орудиями. В 1710-х гг. на юго-восточном берегу острова сооружены Военная (чистовая отделка завершена в 1723), Купеческая, Средняя и Лесная гавани, на стенках которых были установлены орудия. В 1712 г. на Котлине началось гражданское строительство. В 1716–1724 гг. Кроншлот был перестроен: воздвигнута вооружённая стенка бастионного типа с внутренней гаванью для стоянки кораблей. В 1717 г. построено здание госпиталя.
В 1719 г. о. Котлин был приписан к Санкт-Петербургскому уезду Санкт-Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии.
В 1721–1724 гг. построен второй морской форт – Цитадель.
История города в 1723–1917 гг.
Управление городом
7(18) октября 1723 г. император Пётр I лично заложил город-крепость Кронштадт. С этого времени Кронштадт стал безуездным городом Санкт-Петербургского уезда Санкт-Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии (1723–1744), затем Санкт-Петербургского (1744–1780, 1796/1797 – 1802), Ораниенбаумского (1780 – 1796/1797, 1802–1849) и Петергофского (1849–1923) уездов Санкт-Петербургской (с 1914 Петроградской) губернии. Практически всё указанное время он имел особое управление в связи с тем, что с 1724 г. стал главной базой БФ (до 19 в., затем одна из баз). В 1724–1917 гг. управлялся главным командиром Кронштадтского порта, который с 1809 г. одновременно именовался военным губернатором Кронштадта. Гражданское управление с 1785 г. осуществляла городская дума. В 1901 г. выделен из Петергофского уездного земства в отдельную единицу.
Развитие системы укреплений Кронштадта
В 1723–1747 гг. возведена Кронштадтская крепость; её бастионный фронт был прикрыт рвом, пересекавшим остров с севера на юг и соединённым с морем. В 1780-х гг. начаты работы по перестройке в камне Кроншлота (строительством руководили генерал-инженер Ф. В. Баур, с 1783 адмирал С. К. Грейг, с 1788 адмирал П. И. Пущин).
В связи с угрозой нападения британского флота в 1800–1801 гг. к юго-западу от Кроншлота установлен форт на ряжах Рисбанк с 66 орудиями и несколькими мортирами, на отмели к северу от Котлина – 2 батареи-платформы на свайных основаниях с 24 орудиями.
Накануне русско-шведской войны 1808–1809 гг. к западу от Цитадели и к югу от Кроншлота возведены на свайных основаниях 2 батареи на 43 орудия, с началом войны – Двойная южная батарея на 49 орудий. Одновременно укреплён Кроншлот, продолжены работы по совершенствованию обороны северного фарватера, где на отмели Котлина сооружены 4 «двойные» батареи. В 1808–1810 гг. для заграждения северного фарватера между Котлином и мысом Лисий Нос в северной части Невской губы сооружена сплошная свайная преграда (в 1846–1853 заменена ряжевой).
Дерево-земляные укрепления Кронштадтской крепости сильно пострадали во время наводнения в ноябре 1824 г. Центральная крепость в 1825–1840 гг. заново отстроена из камня и кирпича (состояла из оборонительных казарм, круглых башен и полубашен, соединённых стеной с бойницами, вала, рва и других укреплений). К 1834 г. на месте форта Цитадель возведён каменный с гранитной облицовкой форт «Император Пётр I» (по проекту военного инженера Л. Л. Карбонье), позднее из гранита, камня и кирпича сооружены форты «Император Александр I» (1836–1845), «Император Павел I» (1845–1859, на месте форта Рисбанк, строитель – инженер-генерал В. И. Маслов; форт уничтожен в результате взрыва боеприпасов в 1923), Константиновская батарея (форт «Константин»; 1861, рядом с перестроенной Двойной южной батареей), а также 2 казематированные батареи: «Князь Меншиков» на полубастионе стенки Купеческой гавани (1843–1850) и батарея на форте Кроншлот (1850–1863, руководитель строительства обеих – военный инженер И. А. Заржецкий).
В начале Крымской войны 1853–1856 гг. на косе в западной части Котлина возведены несколько батарей, люнетов и редутов, на южном и северном фарватерах построены 9 временных морских батарей, установлены минные заграждения, на которых в 1855 г. получили повреждения 4 корабля из состава британо-французской эскадры, пытавшейся овладеть Кронштадтом.
С учётом опыта Крымской войны в 1860–1880-х гг. под общим руководством инженер-генерала (1869) графа (с 1879) Э. И. Тотлебена проведена реконструкция Кронштадтской крепости: вместо временных батарей по проектам военного инженера К. Я. Зверева воздвигнуты постоянные каменные форты № 1–7 на северном и № 1–3 на южном фарватерах. В 1864 г. на Константиновской батарее впервые в отечественной практике установлены броневые брустверы в гранитной облицовке для защиты орудий. Начато перевооружение крепости 11-дюймовыми нарезными орудиями. В 1868–1879 гг. на южном фарватере построена башенная морская батарея № 3 (с 1880 форт «Граф Милютин»), орудия которой размещались в броневых вращающихся башнях. В 1868 г. на северных морских батареях № 4 «Зверев» и № 6 впервые в России применено асфальтовое покрытие, которое использовалось для полов в казематах и в помещениях для хранения снарядов. В конце 1870-х гг. в фортах и на батареях крепости введено электрическое освещение. К концу 19 в. сооружены 17 морских батарей и фортов, 54 км ряжевых, 8 км каменных и 40 км свайных подводных преград. В 1890-х гг. началось строительство бетонных укреплений, которые оснащались дальнобойными орудиями крупных калибров, способными поражать противника на дальних подступах к Кронштадту. В 1896 г. разоружены форты «Император Пётр I», «Император Александр I», «Император Павел I», Кроншлот, батареи «Князь Меншиков», № 3 и № 5. В 1897–1915 гг. на северном фарватере к западу и северо-западу от номерных батарей воздвигнуты морские форты «Граф Тотлебен» и «Обручев» (инженер А. А. Шишкин).
В 1908 г. с учётом опыта русско-японской войны 1904–1905 гг. было решено вынести приморскую оборону Кронштадта на 60 км к западу от Санкт-Петербурга. С этой целью на южном берегу Финского залива к 1916 г. построены форты Алексеевский (затем Красная Горка) и Серая Лошадь, на северном берегу – форт Николаевский (Ино), перекрывавшие огнём всю восточную часть Финского залива. В 1909–1915 гг. на западной оконечности Котлина возведён форт Риф.
Развитие города
В 1732 г. город серьёзно пострадал от пожара. С 1733 г. при госпитале действовала лекарская школа – одно из первых специальных медицинских учебных заведений в России.
Для строительства, ремонта и снаряжения военных кораблей в Кронштадте основано Котлинское адмиралтейство (1752; с 1860 Доковое). В 1780-х гг. начаты работы по перестройке в камне стенок Военной и Купеческой гаваней (строительством руководили генерал-инженер Ф. В. Баур, с 1783 адмирал С. К. Грейг, с 1788 адмирал П. И. Пущин).
В 1771–1796 гг. в городе действовал Морской шляхетный кадетский корпус, в 1798–1826 гг. – штурманское училище, преобразованное в 1826 г. в Штурманскую роту, а в 1827 г. в 1-й штурманский полуэкипаж.
С 1804 г. в печати публикуются результаты наблюдений по кронштадтскому футштоку.
В 1817 г. установлено регулярное пароходное сообщение города с Санкт-Петербургом, в 1850 г. – с Ораниенбаумом (ныне Ломоносов). В кронштадтской гавани и на рейде были испытаны первая в мире подводная лодка с металлическим корпусом (1834; инженер К. А. Шильдер) и подводная лодка И. Ф. Александровского (1868). В 1847–1858 гг. построен Пароходный завод (ныне Кронштадтский морской завод). Во 2-й половине 19 в. Кронштадт – развитый торговый порт; из-за мелководья устья Невы здесь товары перегружались с морских судов на речные и наоборот. В 1860-х гг. построена крепостная (сухопутная) железная дорога, в 1891 г. – узкоколейная портовая железная дорога (ныне обе фактически не действуют).
В Кронштадте вёл свою пастырскую деятельность святой праведный Иоанн Кронштадтский, священник (с 1855), настоятель (1894–1908) Андреевского собора города.
В городе основаны первые в России Морская астрономическая лаборатория (1857) и Компасная обсерватория (1865), которые в 1886 г. объединены в Морскую астрономическую и компасную обсерваторию. Действовали частная водолазная школа М. О. Бритнева (основана в 1868, открыта в 1869), а также подчинённые Морскому ведомству Техническое (с 1898 Инженерное) училище (с 1872), Минный офицерский класс и Минная школа (с 1874), Артиллерийский офицерский класс и школа гальванеров (с 1878), Водолазная школа (с 1882). На кронштадтском рейде весной 1897 г. А. С. Поповым были произведены первые опыты радиотелеграфирования.
В ходе революции 1905–1907 гг. произошли Кронштадтские восстания 1905 и 1906 гг. Во время Первой мировой войны огневая мощь укреплений Кронштадта заставила германское командование отказаться от планов прорыва в Финский залив.
В годы революций и Гражданской войны
В ходе Февральской революции 1917 г. матросами и солдатами гарнизона Кронштадта были убиты несколько десятков офицеров, в том числе главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта адмирал Р. Н. Вирен, начальник штаба Кронштадтского порта контр-адмирал А. Г. Бутаков. Кронштадтский совет рабочих и солдатских депутатов играл существенную политическую роль в событиях 1917 г., в мае заявил об отказе признавать власть комиссара Временного правительства, что имело широкий общественный резонанс. Кронштадтскому совету было разрешено выбирать правительственного комиссара.
Гарнизон Кронштадта участвовал в июльских событиях 1917 г., борьбе с выступлениями генерала от инфантерии Л. Г. Корнилова и А. Ф. Керенского – П. Н. Краснова, затем в событиях Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войне 1917–1922 гг., активно поддержав власть большевиков.
Советская власть установлена в январе/феврале 1918 г. После Ледового похода Балтийского флота 1918 г. Кронштадт стал единственной базой БФ (оставался ею до 1940, когда была создана главная база БФ в Таллине). В 1918 г., в связи с угрозой занятия финляндскими войсками, форт Ино был взорван гарнизоном. Артиллерия крепости сыграла большую роль в ходе обороны Петрограда 1919 г., а 18 августа отбила атаку британских торпедных катеров на стоявшие в гавани корабли.
В городе произошло одно из крупнейших вооружённых выступлений против советской власти – Кронштадтское восстание 1921 г.
История в марте 1921 – 1996 гг.
Управление городом
По приказу Комитета обороны Петроградского укреплённого района от 20 марта 1921 г. гражданская власть в Кронштадте перешла к помощнику коменданта крепости, при котором было создано управление, обладавшее правами президиума уездного исполкома. Подобное положение дел было закреплено положением Петроградского губернского исполкома «О гражданском управлении города Кронштадта» от 21 апреля 1923 г. В 1927–1931 гг. город областного подчинения Ленинградской области. В 1931–1996 гг. находился в подчинении Ленинграда (с 1991 Санкт-Петербурга), при этом в его черту не входил. В 1937–1950 и 1958–1993 гг. действовал Кронштадтский районный совет, в 1950–1958 гг. – Управление гражданской администрации г. Кронштадт.
Крепость и база Балтийского флота в 1920–1960-х гг.
В 1922–1937 и 1946–1954 гг. Кронштадтская крепость была модернизирована.
В начале советско-финляндской войны 1939–1940 гг. артиллерия Кронштадта применялась при уничтожении финляндских укреплений на северном берегу Финского залива.
В августе 1941 г., вскоре после начала Великой Отечественной войны, в Кронштадт из Таллина прибыла основная часть БФ, после чего до 1944 г. город вновь являлся его основной базой. Артиллерия крепости активно участвовала в Ленинградской битве 1941–1944 гг. (блокировала попытки противника продвинуться к Ленинграду на приморских направлениях и захватить т. н. Ораниенбаумский пятачок) и начальной стадии Выборгско-Петрозаводской операции 1944 г.
После переноса главной базы БФ в Балтийск Кронштадтская военно-морская крепость утратила своё значение. В 1956 г. крепость вместе с Ленинградской военно-морской базой составила Ленинградский военно-морской район (форты крепости вскоре разоружены), который в 1961 г. переформирован в Ленинградскую военно-морскую базу 1-го разряда.
В 1979–2011 гг. для защиты Санкт-Петербурга от наводнений возведён комплекс защитных (водопропускных и судопропускных) сооружений с дамбой, которая соединила о. Котлин с северным и южным берегами Невской губы.
История с 1996 г.
В ноябре 1996 г. город был открыт для свободного посещения гражданами РФ и иностранцами, началось развитие туристической отрасли. В декабре того же года включён в черту Санкт-Петербурга, образует район в его составе. С 1997 г. составляет муниципальное (с 2021 внутригородское муниципальное) образование Санкт-Петербурга.
Порт Кронштадта остаётся учебной, ремонтной и тыловой базой БФ. Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 27 апреля 2009 г. город удостоен почётного звания Город воинской славы.
С 2017 г. один из главных центров проведения Главного военно-морского парада России.
Архитектура
В городе сохраняется регулярная планировка петровского времени (проект застройки утверждён в 1721, архитекторы Ж.-Б. Леблон, Д. Трезини; дополнялся генпланами 1761, 1827–1829, 1948, 1960) с прямоугольными кварталами, каналами (канал имени Петра Великого с продолжающим его каналом Петровского дока, 1719–1726, 1734–1752 по проекту Петра I и Э. Лейна, инженер И. Л. фон Люберас; канал Амазонка и др.), доками (заложены в 1719), доковым бассейном с насосной станцией и отводным каналом (1734–1752, военный инженер И. Л. фон Люберас; реконструированы в 19–20 вв.), эллингами, искусственными гаванями 18 в. Старая часть Кронштадта расположена на юго-восточной оконечности о. Котлин внутри Центральной крепости, которая включает стены с круглой северо-восточной (1830) и полукруглыми (1833, 1836–1838) башнями, Санкт-Петербургские ворота с гауптвахтой (1831–1832, перестроены в 1872–1873), двухэтажные казармы (1826–1839, 5-я северная – 1871–1873), оборонительный крепостной ров (Кронверкский канал, 1710–1724, проект Петра I и Лейна; перестроен в 1761–1764, 1825–1827).
На Адмиралтейском острове, отделённом от остальной части города Обводным каналом (1785–1844), расположен комплекс Адмиралтейства (генеральный план утверждён в 1785, адмирал С. К. Грейг), построенный в связи с планом переноса петербургского Адмиралтейства в Кронштадт (не реализован), с Канатным прядильным заводом (1784–1786, архитектор М. Н. Ветошников; перестроен в 1829–1830, архитектор И. Г. Гомзин), парусными мастерскими (1785–1786, Ветошников), семью провиантскими «магазинами» (складами, 1787–1798, Ветошников, в 1845–1851 застроены разрывы), Лесным сараем (1794–1795, архитектор В. И. Баженов), сухарным заводом (1796–1797, предположительно Баженов; перестроен в 19–20 вв.).
К востоку от оси канала имени Петра Великого возведён т. н. дом Миниха (комплекс зданий Первого учебного морского экипажа, 1711–1716, 1719–1720, архитекторы Г. И. Шедель, И. Ф. Браунштейн; строитель И. Х. Шедель; перестроен) с корпусом казарм (1714–1724, архитекторы А. Шлютер, Браунштейн, перестроен) и садами (ограда с фонарями, 1830–1831). К западу от оси канала построен четырёхэтажный Итальянский дворец [1720–1724, архитектор И. Ф. Браунштейн, перестроен в 1728–1733, 1771–1773 (архитектор С. И. Чевакинский), 1843–1848; в 1771–1798 Морской кадетский корпус; с 2012 филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»] с трёхэтажным протяжённым служебным корпусом (2-я половина 19 в.). Перед дворцом вырыт Итальянский пруд (1717–1727, проект Петр I и Э. Лейна; берега облицованы гранитом в 1780–1790-х гг.).
Также на Адмиралтейском острове расположены т. н. губернские дома (1717–1725, архитектор Браунштейн, позднее перестроены), Голландская кухня (1805), здание офицерских артиллерийских классов (1806–1807, предположительно архитектор Ч. Камерон), Арсенал (1832–1836, архитектор И. Г. Гомзин; позднее перестроен); Летний сад (18 – середина 19 вв., ограда 1872–1873, В. В. Виндельбандт); Петровский (1839–1882, садовый мастер К. Рауглер; с памятником Петру I, 1841, скульптор Т.-Ж.-Н. Жак, отливка под руководством П. К. Клодта) и Овражный (1901) парки.
В северной части Адмиралтейского острова, на самой высокой точке Кронштадта, доминирует ставропигиальный Никольский Морской собор в неовизантийском стиле (1902–1906, отделка велась до 1913, архитектор В. А. Косяков; высота около 71 м; диаметр главного купола 26,7 м; закрыт в 1929; в 2005 передан Русской православной церкви; реставрирован в 2011–2013), окружённый Соборным садом (1911–1914, садовый мастер Э. Г. Гильбих; ограда с фонарями, 1913–1914, по рисункам В. А. Косякова).
Также в Кронштадте сохранились: ансамбль офицерских казарм со зданием офицерского собрания (1785–1788, архитектор М. Н. Ветошников, достроен в середине 19 в.), шестью служительскими флигелями (1785–1796, Ветошников) и Морской библиотекой в стиле неоклассицизма (1910–1914, архитектор Г. А. Косяков; здание достроено в 1926–1927); Толбухин маяк (1810, архитектор А. Д. Захаров), Рыбные ряды (1827–1828), Гостиный двор (1833–1835, перестроен в 1870-х гг.), ансамбль Военно-морского госпиталя (главное здание 1833–1852, архитектор Э. Х. Анерт) с церковью-часовней Святителя Николая (1903–1905, архитектор В. А. Косяков) и Госпитальным садом (1839–1840), здание присутственных мест (1834–1837, архитекторы Анерт, А. П. Брюллов), башня городского водопровода (1836–1839, инженер В. П. Лебедев; перестроена в 1870-х гг.; ныне Музей истории Кронштадта), почтамт (1851, архитектор А. К. Кавос; перестроен в 1912), дом общины сестёр милосердия (1915, архитектор В. М. Лопатин), жилые дома конца 18 – начала 20 вв.
Среди памятников религиозной архитектуры: англиканская церковь (1819–1822; ныне в распоряжении прихода церкви Владимирской иконы Божией Матери), лютеранская церковь Святой Елизаветы (1834–1836, архитектор Э. Х. Анерт; ныне производственные помещения Водоканала), церковь Владимирской иконы Божией Матери в русском стиле (1875–1877, отделка до 1882, архитектор Х. И. Грейфан; с 1902 собор), часовня Богоявления Господня (1903–1904, архитекторы В. А. Косяков, А. И. Виксель; восстановлена в 2003, освящена в 2004), церковь Святого князя Владимира в северной оборонительной казарме (1831–1834, помещение перестроено под храм в 1911).
В 1931–1932 гг. снесены три храма и около десяти часовен (в том числе ампирный собор Святого апостола Андрея Первозванного, 1805–1817, архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Акутин). В 1930-х гг. построены дома в стиле конструктивизма.
После строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (1979–2011) опасность затоплений понизилась, и застройка Кронштадта вышла за пределы крепостной стены. В 1979–1980 гг. построен кинотеатр «Бастион» (архитектор В. Кисельгоф; ныне Кронштадтский дворец молодёжи). В 1990 г. старая часть города площадью 83,7 га (вместе с фортами о. Котлин, островными и материковыми батареями и фортами) вошла в охранную зону объекта Всемирного наследия «Исторический центр Ленинграда и связанные с ним комплексы памятников» (ныне «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В 2000-х гг. построены: часовня Святого Фёдора Ушакова на территории Морского кадетского корпуса (2004–2005), часовня Тихвинской иконы Божией Матери (2008–2009; восстановлена часовня 1898–1899, снесённая около 1931).
Памятники: мичману А. А. Домашенко (1828, архитектор И. И. Шарлемань), адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену (1870, скульптор И. Н. Шредер, архитектор И. А. Монигетти), морякам клипера «Опричник» (1873), мореплавателю П. К. Пахтусову (1886, скульптор Н. А. Лаверецкий, архитектор И. А. Силин), адмиралу С. О. Макарову (1913, скульптор Л. В. Шервуд), А. С. Попову (1945, скульптор В. С. Чеботарёв), героям-подводникам (1965) и др.
Религия
В г. Кронштадт, по данным Министерства юстиции на февраль 2022 г., зарегистрировано 6 религиозных организаций, в том числе 4 православных, 1 баптистская и 1 пресвитерианская. Православные храмы города принадлежат к Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
Образование. Библиотеки. Культурно-досуговые центры
Сеть образовательных учреждений Кронштадта включает Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны РФ (1995), Кронштадтский лицей (1909), шесть средних общеобразовательных школ (2020), коррекционную школу, начальную школу – детский сад, девять детских садов; учреждения дополнительного образования детей: детский морской центр «Юный моряк», дом детского творчества «Град чудес», детскую музыкальную школу имени Г. П. Вишневской (323 учащихся), детскую художественную школу имени М. К. Аникушина (308 учащихся), спортивную школу Кронштадского района Санкт-Петербурга, образовательный центр для детей и подростков «Цитрус».
В состав Централизованной библиотечной системы Кронштадтского района входят четыре общедоступные библиотеки: Кронштадтская Морская библиотека, Библиотечно-культурный центр «БАТИСКАФ», две библиотеки-филиала.
Действуют Кронштадтский дворец культуры (1925, включает 19 клубных формирований; ежегодно проводится около 200 культмассовых мероприятий), театр Балтийского флота (1930).
Музеи
Музей истории Кронштадта (1991; 45 280 посетителей в 2020) включает: две экспозиции – «Три века кронштадтской истории» и «Подводная археология», Информационно-культурный центр; на учёте музея состоят 10 памятников, 20 мемориальных досок и 62 артиллерийских орудия, находящихся на территории Кронштадтского района; среди современных объектов – стела «Кронштадт – город воинской славы». Кронштадтский Морской музей (2012) посвящён истории водолазного дела и военной истории Кронштадта в 20 в. Также в городе действуют: Музей-квартира Святого праведного Иоанна Кронштадтского (2008), Музей маячной службы (2017; на территории форта Константин; более 100 рабочих экспонатов), Музей-квартира Тельняшки (2015) и др.
Парки
Искусственные зелёные насаждения в Кронштадте занимают небольшую территорию; сады и парки многочисленны, но невелики по площади. Близ Средней гавани – Петровский парк (5,6 га; 1839–1882, садовый мастер К. Рауглер) с оградой (1882) и памятником императору Петру I. Летний сад (5,2 га; 1-я половина 18 – середина 19 вв.) с оградой (1872–1873), старым гротом и памятниками – старейший в Кронштадте; главная аллея сада – бывшая Петровская першпектива, первая улица города; на ней был расположен домик Петра I (не сохранился). Между Советской улицей и Обводным каналом – Екатерининский парк (1848) с оградой (1887) и памятником адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену.
По западной стороне Якорной площади обустроен Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот» Западного военного округа. Объекты парка – мемориально-парковая зона в Кронштадтском доковом адмиралтействе имени Петра I и Западная дамба Усть-рогатки (тематическая зона боевых кораблей с выставкой минно-торпедного и ракетно-артиллерийского вооружения; экспозиция глубоководных подводных аппаратов «Штурм гидрокосмоса»).
Близ Каботажной гавани – Музейно-исторический парк «Остров фортов» (2020; более 10 га), посвящённый истории Военно-Морского Флота Российской Федерации; на его территории созданы тематическая площадка «От парохода до атомохода» (посвящена истории техники и технологии Военно-Морского Флота России), Аллея героев российского флота, Маяк памяти с 200 именами героев-моряков и Сад памяти, благоустроенная набережная и ряд других объектов туристско-рекреационной, социальной, научно-образовательной и обеспечивающей инфраструктуры (всесезонный учебно-спортивный палаточный комплекс для отдыха и обучения детей, верёвочный парк, скейт-парк, детские площадки, яблоневый сад с прудом и др.).
Значительная территория в западной части о. Котлин занята сохранившейся естественной древесной растительностью.
Достопримечательности
Кронштадт – выдающийся памятник фортификационного искусства 18–20 вв. Система сооружений кронштадтской крепости включает главную ограду, форты и мортирные батареи.
Близ Синего моста через Обводный канал установлен кронштадтский футшток (1804, М. Ф. Рейнеке; 1886, Ф. Ф. Витрам; 1898, 1913, Х. Ф. Тонберг; 1950, 1981 – реставрация) и павильон с мареографом, поплавковым самописцем уровня моря (1898, 1950). Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. нуль кронштадтского футштока принят за исходный уровень высот в топографо-геодезических и картографических работах, выполняемых на территории Советского Союза (т. н. Балтийская система координат). Измерения уровня моря в Кронштадте ведутся с начала 18 в.; средний уровень моря, принятый за точку отсчёта, установлен в 1840 г. и зафиксирован на футштоке.
В память о защитниках Кронштадта в годы Великой Отечественной войны созданы мемориал «Стена Славы» (2000) и стела с барельефом «Подвиги морзаводовцев в Великой Отечественной войне бессмертны» (1967).
Установлены памятники «300 лет Кронштадту» (в Андреевском саду), адмиралу Ф. Ф. Ушакову (2015), мичману корабля «Азов» А. А. Домашенко (1828), святому Иоанну Кронштадтскому (2008), художнику И. К. Айвазовскому (2007), В. И. Исаеву – главному доктору госпиталя и медицинскому инспектору порта, почётному лейб-медику (1913), памятник Блокадной колюшке (2005), знак памяти Кронштадтского восстания 1921 г. (2021).
Здравоохранение
Стационарную помощь населению оказывает Городская больница Святого праведного Иоанна Кронштадтского (1948); в структуре больницы – девять отделений (267 коек круглосуточного и 47 дневного стационара), отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (6 коек), отделение для новорождённых (22 койки), амбулаторно-поликлиническое отделение (на 48 посещений в смену), травмпункт (на 5 тыс. посещений в год). Численность персонала – 401 человек, в том числе врачей и провизоров – 76, среднего медперсонала и фармацевтов – 130, младшего медперсонала – 60, прочих – 135 (на 31 декабря 2020). Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывает городская поликлиника № 74 (мощность – 750 посещений в смену), детское поликлиническое отделение № 55 (300 посещений в смену), женская консультация (90 посещений в смену).
В южной части Кронштадта, близ гавани базы Литке, расположен детский санаторий «Аврора» (1960, на 51 койко-место), предназначенный для лечения детей в возрасте от 4 до 7 лет с заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзной этиологии. Санаторий занимает территорию бывшей дачи художника В. В. Верещагина, 70 % территории – лиственные и хвойные деревья и кустарники.
Действуют филиал № 10 442-го окружного военного клинического госпиталя Министерства обороны РФ имени З. П. Соловьёва (35-й Военно-морской госпиталь), ряд негосударственных медицинских организаций.
Хозяйство
Вклад Кронштадта в экономику Санкт-Петербурга незначителен. Объём отгрузки товаров собственного производства – 3,8 млрд руб. (2020), в том числе обрабатывающего производства – 2,0 млрд руб. (около 0,1 % от соответствующего показателя Петербурга). Основные функции города: военно-морская база, морской порт, промышленная (судоремонт), туристическая.
Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) – 5461 человек (за январь – июнь 2021), в том числе образование – 1394 человека; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 1231 человек; обрабатывающие производства – 950 человек; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение – 507 человек; культура, спорт, организация досуга и развлечений – 361 человек; предоставление прочих видов услуг – 129 человек.
Основное промышленное предприятие – Кронштадтский морской завод (1858; входит в состав Объединённой судостроительной корпорации; комплексный ремонт и обслуживание кораблей и судов, в том числе ремонт газотурбинных двигателей и установок, корпуса и механизмов, судового электрооборудования и средств автоматики). Действует несколько небольших предприятий, производящих разнообразную продукцию местного значения.
Третичный сектор представлен многочисленными предприятиями торговли (54 продовольственных, 49 непродовольственных, 17 смешанных магазинов), общественного питания (более 40) и бытового обслуживания (более 70). Функционируют отделения федеральных коммерческих банков.
На Котлине дислоцирован ряд воинских частей Вооружённых Сил РФ. В Кронштадте находится часть инфраструктуры Краснознамённой Ленинградской военно-морской базы, базируется часть сил Балтийского флота.