Кравейшвили Бату Ираклиевич
Кравейшви́ли Ба́ту Ира́клиевич (ბათუ ირაკლის ძე კრავეიშვილი) [3(16).12.1914, поселение Самтредиа Кутаисской губернии Российской империи, ныне город в крае Имерети, Грузия – 14.6.1970, Тбилиси; похоронен в Дидубийском пантеоне], грузинский певец (баритон), народный артист Грузинской ССР (1950).
Родился в крестьянской семье. Начальное образование получил в Самтредской 7-летней железнодорожной средней школе, пел в ученическом хоре, участвовал в любительских спектаклях. С 1924–1927 гг. обучался в Самтредской музыкальной школе (позднее училище) по классу фортепиано. Сильное впечатление на Б. И. Кравейшвили произвело выступление в Самтредиа оперного певца А. И. Инашвили. В 1927 г., не окончив музыкального училища, переехал в Тифлис (ныне Тбилиси) к дяде, где продолжил обучение в средней школе. В 1931 г. поступил в Тифлисский медицинский институт (ныне Тбилисский государственный медицинский университет), принимал участие в студенческих концертах. В 1934 г. переехал в Москву. В 1935 г. окончил 1-й Московский медицинский институт, в 1937 г. – Тбилисскую консерваторию (класс Е. А. Вронского).
В 1937–1939 и 1941–1970 гг. солист Грузинского театра оперы и балета имени З. П. Палиашвили. Дебютировал в партии Моралеса («Кармен» Ж. Бизе). Исполнял партии: в грузинских операх – Киазо (пел эту партию около 500 раз), Мурмана, Визиря («Даиси», «Абесалом и Этери», «Латавра» З. П. Палиашвили), Гочи («Дареджан Коварная» М. А. Баланчивадзе), Автандил, Царь Георгий («Сказание о Тариэле», «Десница великого мастера» Ш. М. Мшвелидзе), Киазо («Мать и дитя» А. Мачавариани), Абдушахил («Баши-Ачуки» А. П. Кереселидзе), Бидзина («Лашкара» А. К. Андриашвили), Грибоедов, Гола [«Невеста Севера», «Призыв гор» («Гола») Д. А. Торадзе], Леван [«Патара Кахи» («Маленький кахетинец») И. Р. Гокиели], Леван («Кето и Котэ» В. И. Долидзе), Кучатнели, Шиола, Агроном («Арсен», «Непрошенные гости» А. И. Букия), Джаба («Легенда о Тбилиси» О. Л. Тевдорадзе), Полковник («Три новеллы» О. В. Тактакишвили); в русских операх – Онегин, Елецкий, Мазепа, Дюнуа, Роберт («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Орлеанская дева», «Иоланта» П. И. Чайковского), Рангони («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Князь Игорь (одноимённая опера А. П. Бородина), Алеко (одноимённая опера С. В. Рахманинова); в западноевропейских операх – Генрих Астон, Малатеста («Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале» Г. Доницетти), Фигаро («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта и «Севильский цирюльник» Дж. Россини), Амонасро, Яго, Жермон, Риголетто («Аида», «Отелло», «Травиата», «Риголетто» Дж. Верди), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Скарпиа, Джанни Скикки («Тоска», «Джанни Скикки» Дж. Пуччини).
Выступал в оперетте (на сцене Тбилисского театра оперы и балета) в партиях Пикилло («Перикола» Ж. Оффенбаха) и Баринкая («Цыганский барон» И. Штрауса).
В 1939–1941 гг. солист московского Большого театра. Выступал здесь в партиях Мурмана («Абесалом и Этери»), Елецкого («Пиковая дама»; обе – 1940) и Жермона («Травиата»; 1941).
Принял участие в гастролях Тбилисского театра оперы и балета в Москве (1958, 2-я Декада грузинской литературы и искусства; 1964).
Обладал «красивым и сочным, бархатистым и сильным голосом, природной широкой кантиленой и чёткой дикцией, отличной сценической внешностью и подвижностью, характерным для грузинского актёра "вспыльчивым" темпераментом и пластичностью». Зрелый период творчества артиста отмечен «стремлением к драматической углублённости и масштабности» (Цулукидзе. 1970. С. 9).
Выступал в симфонических и сольных концертах (1-й сольный концерт состоялся весной 1937 в Тбилиси). С 1938 г. гастролировал с концертами по СССР. Владел обширным камерным репертуаром. Современники особенно отмечали «глубоко эмоциональное исполнение ряда романсов и песен Шуберта и Шумана, Чайковского и Рахманинова, а также романсов грузинских композиторов, как классиков, так и советских» (Цулукидзе. 1970. С. 10). 1 апреля 1945 г. выступил с сольным концертом в бетховенском зале Большого театра (произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Д. И. Аракишвили). Гастролировал за рубежом: в ГДР, Австрии, Польше, Чехословакии.
С 1958 г. преподавал в Тбилисской консерватории.
С участием Б. И. Кравейшвили записаны арии и дуэты из опер «Отелло» Дж. Верди, «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили, «Дареджан Коварная» М. А. Баланчивадзе, «Патара Кахи» И. Р. Гокиели, «Арсен» А. И. Букия, песни (в том числе в дуэте с И. С. Козловским). Снялся в кинофильмах «Потерянный рай» (Лазария, 1937, режиссёр Д. Е. Рондели), «Георгий Саакадзе» (Иранский воин, 1942, режиссёр М. Э. Чиаурели), «Кето и Котэ» (Котэ, 1948, режиссёры В. В. Таблиашвили, Ш. М. Гедеванишвили).
Автор книги воспоминаний «Незабываемое» (1967, на грузинском языке; в рус. пер. – «Незабываемое: записки певца», 1970).
Имя певца носит улица в Тбилиси. Мемориальная доска установлена в Тбилиси на доме, где певец жил в 1953–1970 гг. (улица Даниела Чонкадзе, дом 12).