Коррадини Энрико
Корради́ни Энри́ко (Enrico Corradini) (20.7.1865, Монтелупо-Фьорентино – 10.12.1931, Рим), итальянский писатель, политический деятель и социальный теоретик правого толка. Секретарь Ассоциации итальянских националистов в 1910–1923 гг., один из лидеров итальянского националистического движения в первые десятилетия 20 в. Сенатор Королевства Италия в 1923–1924 гг. (26 созыв Сената), член Большого фашистского совета в 1925–1929 гг.
Родился в тосканской коммуне Монтелупо-Фьорентино. Получил филологическое образование. В 1897 г. стал главным редактором флорентийского литературного еженедельного журнала Il Marzocco, основанного Адольфо и Анджоло Орвието. В 1903 г. совместно с Джованни Папини, В. Парето и Джузеппе Преццолини основал газету Il Regno («Королевство»). Задачей издания было провозглашено содействие «моральному восстановлению новой нации, поражённой всеми пороками декаданса: анархизмом и антиномизмом, нарциссизмом и низкопоклонством» (Gregor. 2005. Р. 25). Редакция Il Regno, выходившего до 1906 г., была настроена как против социализма, в котором усматривалась угроза молодой итальянской нации, так и против правящего класса, обвинявшегося в неэффективном управлении страной. В 1911 г. Коррадини совместно с юристом А. Рокко основал еженедельную газету националистической направленности L'Idea Nazionale («Национальная идея»), которая в 1914 г. стала ежедневной и просуществовала как независимое издание до 1926 г., когда она была присоединена к ежедневной газете La Tribuna («Трибуна»).
В декабре 1910 г. в результате первого съезда итальянских националистов, состоявшегося в Палаццо Веккьо во Флоренции, была учреждена националистическая организация – Ассоциация итальянских националистов (Associazione Nazionalista Italiana, ANI). Ключевым пунктом программы Ассоциации было ускорение промышленного роста Италии, результатом которого должен был стать выход страны из-под влияния крупных империалистических держав – как экономического, так и культурного. В послевоенные годы возглавляемая Коррадини ANI вошла в состав Итальянской фашистской партии. Коррадини в 1923 г. введён в сенат королём Италии Виктором Эммануилом III, а в 1925 г. вошёл в состав Большого фашистского совета, членом которого он был до 1929 г. Скончался в Риме 10 декабря 1931 г.
Согласно социально-теоретическим построениям Коррадини, все здоровые природные и человеческие сообщества построены по принципу, в соответствии с которым субъекты внутри той или иной группы поддерживают отношения дружбы и взаимопомощи, тогда как любые субъекты вне их группы воспринимаются ими априори враждебно. Несоблюдение этого принципа ведёт к отмиранию группы. Потеря внутригрупповой солидарности – основная причина крушения того или иного сообщества, его захвата иным сообществом. Один из важнейших принципов социологической теории Коррадини можно определить как «чувство сообщества» – результат длительной совместной жизни многих поколений, относящихся к одной группе, на избранной группой территории, общность языковых, культурных, политических, хозяйственных связей. Нация – это группа, объединённая не только «чувством сообщества», но и осознанием общей для всех её членов миссии, общности глобальных целей как экономического, так и духовного порядка. Нация обладает волей, требующей жертв и подчинения. По Коррадини, именно нации являются единственными субъектами международных отношений, а вся международная политика трактовалась им как борьба за выживание в духе, близком к социал-дарвинистскому (Sarti. 1970. Р. 1034). Поскольку нация, раздираемая изнутри социальными конфликтами, не может выжить в международной конкуренции, сильное «чувство сообщества» становится ключевым фактором её жизнеспособности. Здоровая нация, в свою очередь, всегда стремится к экспансии – или, иными словами, к превращению своего государства в империю (Bernardini. 1977. P. 450).
Для Коррадини был крайне важен моральный и философский пласт той или иной политической доктрины, причём не с идеалистической, а с функциональной точки зрения. Убеждения – крайне важный механизм мобилизации нации. В этом аспекте очевидно влияние на Коррадини синдикалиста Ж. Сореля, а также французских националистов Ш. Морраса и М. Барреса (Santarelli. 1965. Р. 41–70). Мифы представлялись Коррадини и его сторонникам ярким и убедительным образом желаемого будущего, ради которого люди будут готовы погибать, жертвовать собой, видя в них нечто более ценное, чем собственные жизни. Помимо общего понимания политической продуктивности мифологии, националистов и синдикалистов объединяли схожие идеалы, презрение к парламентским институтам, отторжение ортодоксальной марксистской методологии. При этом некоторые марксистские понятия Коррадини успешно модифицировал. К примеру, «классовая борьба» в духе традиционного марксизма представлялась ему фактором деструктивным, разрушающим социальные связи в рамках национальной группы, однако «классовая борьба» с точки зрения международной политики, трактуемая как борьба «пролетарских» наций против наций «плутократических», воспринималась как важный элемент глобального мировосприятия. «Пролетарскими» нациями Коррадини и его единомышленники называли нации, задержавшиеся в промышленном развитии (к примеру, итальянцев), тогда как «плутократиями» – мировых индустриальных лидеров. Коррадини был одним из первых итальянских интеллектуалов, предложивших корпоративное видение экономики, при котором производящие силы, имея экономическую свободу, политически организованы государством.
Другая проблема, которую описывали Коррадини и другие итальянские националисты, – эмиграция. Сотни тысяч итальянцев покидали страну в поисках работы, на родину возвращались немногие. Для правящей элиты 2-й половины 19 в. это не было проблемой – напротив, власть рассматривала миграцию народных масс как позитивный фактор, характерный для либеральной эпохи периода открывающихся границ и рынков. Для итальянских элит это было естественным следствием общественного прогресса. Националистам, напротив, такой значительный отток человеческого капитала представлялся катастрофой. Коррадини полагал, что массовая трудовая миграция наносила вред как имиджу страны, предстающей в глазах представителей других народов поставщиком дешёвой рабочей силы, так и национальному достоинству оставшихся в стране итальянцев. Волнение в националистической среде вызывали факты «деитальянизации» эмигрировавших соотечественников, легко адаптировавшихся и вливавшихся в принявшие их национальные сообщества за рубежом.
Коррадини подчёркивал, что восстановление нации – сложный процесс, которым должно управлять квалифицированное меньшинство, «революционная элита». Ссылаясь на теоретические концепты представителей элитистской социологии, Коррадини настаивал на необходимости «новой аристократии», способной адекватно отреагировать на внешние вызовы, стоящие перед страной. В частности, он полагал необходимым как можно скорее расширить промышленную базу, которая дала бы Италии достаточно сил для экспансии, имперской внешней политики. При этом итальянские националисты начала 20 в. к вопросам экспансии относились прагматично – например, в 1905 г. Коррадини считал, что в тот момент реальный захват Ливии противоречил бы интересам Италии (Cunsolo. 1965. Р. 186).
Политическим идеям, излагавшимся в публицистическом жанре, Коррадини дал и литературное выражение в ряде художественных произведений, наиболее известными из которых являются новеллы «Далёкое отечество» (Corradini. 1911) и «Далёкая война» (Corradini. 1911). В последней Коррадини повествует о неудачной итальянской военной кампании в Абиссинии. Война в новелле предстаёт «далёкой», потому что итальянцам не удалось постичь её политического и символического смысла. Главный герой, Эрколе Гола, поначалу заблуждается, как и многие, однако затем становится пламенным патриотом и сторонником экспансии. Главный отрицательный персонаж новелл Коррадини – граф Ансельмо Ламбио, типичный представитель либеральной аристократии, для которого мыслима исключительно культурная экспансия. Линия противопоставления милитаристского националистического идеала и идеала либерально-пацифистского есть и в «Далёком отечестве». Данная новелла была опубликована раньше, но по смыслу продолжает сюжетную линию «Далёкой войны». Ключевая тема «Далёкого отечества» – проблема эмиграции. Главные положительные герои, Эрколе Гола и его ученик, Пьеро Буондельмонти, отправляются в Аргентину и Бразилию соответственно. К ним приходит понимание того, что патриотизм является не только чувством, но фактом экономической природы. Подлинный патриотизм – это национализм, который, согласно Коррадини, может носить только имперский характер.
Социально-теоретические разработки Коррадини в области коллективной психологии и её воздействия на политическое поведение, а также основанное им политическое движение оказали влияние на восприятие итальянским общественным мнением фашистских идей в период после Первой мировой войны. Итальянская националистическая ассоциация вошла в состав Итальянской фашистской партии в 1923 г. Из состава ассоциации, помимо самого Коррадини, вышел ряд государственных деятелей фашистской эпохи, наиболее значительным из которых был крупный юрист, идеолог корпоративизма и министр юстиции фашистской Италии А. Рокко.