Моррас Шарль
Морра́с Шарль (Charles Maurras) (20.4.1868, Мартиг, департамент Буш-дю-Рон – 16.11.1952, Сен-Симфорьен-де-Тур, ныне в г. Тур, департамент Эндр и Луара), французский политический деятель, публицист, писатель, критик.
Сын сборщика налогов. Получил образование в частных католических школах, окончил лицей в Экс-ан-Провансе (1885). В отрочестве разочаровался в религии и стал агностиком, что отразилось в философской сказке «Добрая Смерть» («La Bonne Mort»), вошедшей в первую книгу прозы Морраса «Райская дорога. Мифы и фаблио» («Le chemin de Paradis. Mythes et fabliaux», 1895, с 1921 исключена из её переизданий). С конца 1885 г. жил в Париже; ежегодно, по 1943 г. включительно, на месяц приезжал в Мартиг в фамильную усадьбу «Райская дорога» (ныне муниципальный дом-музей). Из-за начавшейся в 14 лет частичной глухоты (эссе «Трагикомедия моей глухоты», «Tragi-comédie de ma surdité», 1945, опубликовано 1951) не получил высшего образования и не женился; интенсивно занимался самообразованием. Юношеские переживания Морраса нашли отражение в книге «Гора Сатурна. Моральная, волшебная и полицейская сказка» («Le Mont de Saturne. Conte moral, magique et policier», 1944, опубликована в 1950). Дебютировал в печати в 1886 г. рецензиями на книги по истории, философии и общественным наукам, показавшими разностороннюю эрудицию автора. Философские и общественно-политические взгляды Морраса сформировались под влиянием Ж. де Местра, Л. де Бональда, О. Конта, Р. де Латур дю Пена, исторические – под влиянием Н. Д. Фюстеля де Куланжа, отчасти Э. Ренана и И. Тэна.
Литературная и публицистическая деятельность
Наследие Морраса – более 100 книг, не считая многочисленных переизданий, и более 20 тыс. статей в периодике, лишь частично собранных в книги, – включает стихи, статьи и эссе об истории, литературе, искусстве, философии, публицистику на политические и социальные темы, путевые заметки, рецензии, мемуары. Литературные и эстетические идеалы Морраса были ориентированы на античную культуру, особенно древнегреческую после его путешествия в Грецию в 1896 г. на первые Олимпийские игры (сборник статей и эссе «Анфинея. Из Афин во Флоренцию», «Anthinéa. D’Athènes à Florence», 1901; фрагменты выходили отдельными изданиями), на поэзию «Плеяды» и французский классицизм. Как поэт (итоговые собрания стихотворений «Внутренняя музыка», «La musique intérieure», 1925) и «Внутреннее равновесие», «La balance intérieure», 1952) и как литературный критик («Пролог к эссе о критике», «Prologue d’un Essai sur la Critique», 1896; «Спор о романтизме», «Un debat sur le romantisme», 1928; сборники статей «Избранные литературные страницы», «Pages littéraires choisies», 1922; «Поэты», «Poètes», 1923; «Варварство и поэзия», «Barbarie et poésie», 1925; «Поэзия и правда», «Poésie et verité», 1944, и др.) Моррас выступал за чистоту языка и возрождение классических традиций, против романтизма в литературе и философии (книга о Жорж Санд и А. де Мюссе «Венецианские любовники»; «Les amants de Venise», 1902; сборник статей «Романтизм и революция», «Romantisme et révolution», 1922, и др.) и модернизма. В 1891 г. вместе с Ж. Мореасом провозгласил создание «романской школы» поэзии для противостояния «Парнасу» и декадентству.
В конце 1880-х гг. сблизился с обществом провансальских литераторов «Фелибриж» и участвовал в его деятельности в Париже и Провансе, стал поклонником Ф. Мистраля (книги «Мудрость Мистраля», «La sagesse de Mistral», 1926; «Мистраль», «Mistral», 1941), пропагандировал провансальскую литературу, писал стихи и статьи на окситанском языке (сборник «Mar e lono», 1930). Автор многочисленных статей и очерков о Провансе и Мартиге, об их природе, истории, культуре, нравах и обычаях, основанных в том числе на личных впечатлениях (сборники «Этан-де-Берр», «L’Étang de Berre», 1915; «Мартигская республика», «La République de Martigues», 1929; «Секреты солнца», «Les secrets du soleil», 1929; «Четыре ночи Прованса», «Quatre nuits de Provence», 1930; «Пейзажи и города Прованса», «Paysages et cités de Provence», 1932; «Мой сад, который вспомнился…», «Mon jardin qui s’est souvenu…», 1949; «Оригиналы моего Прованса. Типы и пейзажи», «Les originaux de ma Provence. Types et paysages», 1952, и др.). В 1938 г. за литературные заслуги избран членом Французской академии (исключён в 1945 после приговора суда).
Политическая деятельность
Моррас является одной из ключевых фигур французского национализма 20 в. (продвигал идею интегрального национализма). Интерес к политике появился у него под воздействием буланжизма и укрепился в начале 1890-х гг. в ходе общения с Э. Дрюмоном, М. Барресом и др. С середины 1890-х гг. до конца жизни был роялистом (сторонник Орлеанского дома), теоретиком и пропагандистом традиционной, наследственной, антипарламентской и децентрализованной монархии (ликвидация системы департаментов и возрождение исторических провинций; передача максимума полномочий местным властям в провинциях, городах, коммунах; сохранение за центральной властью лишь основных функций государства: внешняя политика; оборона и др.) как наиболее подходящей для Франции политической системы («Исследование о монархии», «L’enquête sur la monarchie», 1900–1903, итоговое издание 1925; «Монархические идеи», «Idées royalistes», 1910; «Наши доводы против республики в пользу монархии», «Nos raisons contre la république pour la monarchie», 1936, и др.). Провозглашал культ Жанны д’Арк и французских королей, категорически осуждал Французскую революцию 18 в. и Наполеона I как её порождение («Жанна д’Арк. Людовик XIV. Наполеон», «Jeanne d’Arc. Louis XIV. Napoléon», 1937; «Размышления о революции 1789 года», «Réflexions sur la révolution de 1789», 1948, и др.).
Под влиянием дела Дрейфуса обратился к политической публицистике, стал антидрейфусаром и членом Лиги французской родины. В 1898 г. познакомился и подружился с А. Вожуа и М. Пюжо, создателями «Комитета французского действия» (Comité d’Action française), основы будущего движения «Аксьон франсез», главным идеологом и лидером которого стал Моррас (сборники статей и очерков «Под знаком Флоры. Создание «Аксьон франсез». 1898–1900», «Au signe de Flore. La fondation de l’Action française», 1898–1900; «Внезапная контрреволюция. Поиск, дискуссия, бунт. 1899–1939», «La contre-révolution spontanée. La recherche, la discussion, l’émeute. 1899–1939», 1943). Привлёк на сторону монархии видных литераторов (П. Бурже, Л. Доде, Ж. Леметр, Ж. Бенвиль). Один из основателей, бессменный идейный и политический руководитель газеты L’Action française, в которой с первого до последнего номера ежедневно (за исключением отпусков) публиковал «установочную» передовую статью на политические темы.
Моррас призывал к восстановлению монархии и ликвидации республиканского строя, кроме периода национального «священного единения» в годы Первой мировой войны (сборники статей «Условия победы», «Les conditions de la victoire», 4 тома, 1916–1918; «Бессмертные часы. 1914–1919», «Heures immortelles. 1914-1919», 1932, и др.). Выступал за децентрализацию административной системы и воссозданию исторических провинций («Идея децентрализации», «L’idée de la décentralisation», 1898; «Республика и децентрализация», «La République et la décentralisation» в «Un débat nouveau sur la République et la décentralisation», 1905), укрепление обороноспособности, сохранение культурного наследия, возрождение классического образования (антологии «Политический и критический словарь», «Dictionnaire politique et critique», 5 томов, 1932–1934; «Мои политические идеи», «Mes idées politiques», 1937).
Лично, будучи агностиком, поддерживал католическую церковь как духовную основу западной цивилизации, выступал за установление дипломатических отношений Франции с Ватиканом, критиковал либеральные и модернистские католические движения (сборники статей «Религиозная политика», «La politique religieuse», 1912; «Религиозная демократия», «La démocratie religieuse», 1921, и др.). В декабре 1926 г. папа Римский Пий XI по политическим мотивам утвердил решение коллегии кардиналов о внесении в «Индекс запрещённых книг» ряда произведений Морраса и газеты «L’Action française»; запрет был снят папой Пием XII в июле 1939 г.
Мастер политического памфлета, Моррас осуждал либеральную и атеистическую идеологию Третьей республики и её деятелей, парламентский строй и партии, коррупцию политической системы и государственного аппарата, лаицистское «антинациональное» образование, деятельность масонов, социалистов и коммунистов, натурализацию иностранцев, нередко допускал антисемитские высказывания (памфлеты «Письмо Шрамеку», «La lettre à Schrameck», 1925; «Библиофил Барту», «Le bibliophile Barthou», 1927; «Судимость Аристида Бриана», «Casier judiciaire d’Aristide Briand», 1931; сборник «Князья облаков», «Les princes des nuées», 1928, и др). За участие в акциях «L’Action française» и публичные угрозы должностным лицам неоднократно привлекался к суду, приговаривался к тюремному заключению в 1913 (амнистирован), 1926 (амнистирован), 1936 гг. (отбыл 8 месяцев в октябре 1936 – июле 1937).
Характерной чертой Морраса была абсолютная германофобия, которую он объяснял детскими впечатлениями франко-германской войны 1870–1871 гг. и которую распространял на все сферы деятельности, от осуждения «германского духа» в философии и образовании (сборники статей «Когда французы не любили себя. Хроника возрождения. 1895–1905», «Quand les Français ne s’aimaient pas. Chronique d’une Renaissance. 1895–1905», 1916; «Перед вечной Германией. Галлы, германцы, латиняне. Хроника сопротивления», «Devant l’Allemagne éternelle. Gaulois, Germains, Latins. Chronique d’une résistance», 1937, и др.) до внешней политики. Считая Германию, вне зависимости от её политического режима, «наследственным врагом» Франции, Моррас постоянно призывал к перевооружению и мобилизации нации перед лицом «германской опасности», сделав это лейтмотивом выступлений на темы внешней политики. Требовал расчленения Германской империи, критиковал Версальский мирный договор 1919 г. как слишком мягкий по отношению к империи и его творцов, поддерживал французскую оккупацию Рура в 1923 г., осуждал усилия А. Бриана по нормализации отношений с Германией и вывод французских войск с левого берега Рейна (сборники статей «Киль и Танжер. 1895–1905. Французская республика перед Европой», «Kiel et Tanger. 1895–1905. La République Française devant l’Europe», 1910; «Три стороны президента Вильсона», «Les trois aspects du président Wilson», 1920; «Дурной договор», «Le mauvais traité», 1928; «Политика», «La politique», 1927, и др.). В качестве противовеса Германии призывал к сотрудничеству Франции с «латинскими» странами: Италией (осуждал антифранцузские акции режима Б. Муссолини), Португалией, Испанией; выступал за самостоятельность в отношениях с Великобританией и против союза с СССР. Одобрил Мюнхенское соглашение 1938 г. как отсрочку войны, к которой Франция не была готова, и выступал против идеологически мотивированного конфликта с нацистской Германией.
С началом Второй мировой войны и до поражения Франции Моррас занимал воинственно антигерманскую позицию. 10 июня 1940 г. выехал из Парижа. Продолжал издание газеты «L’Action française» в Пуатье (июнь), Лиможе (июль – октябрь), Лионе (с конца октября); в оккупированной зоне газета была запрещена. Поддержал Ф. Петена, призвав сплотиться вокруг него, и провозглашённую им «национальную революцию». К политике правительства «Виши» относился по-разному: хвалил то, что ему нравилось, и молчал о том, что ему не нравилось, но от прямой критики воздерживался; крайне негативно относился к П. Лавалю. Категорически отвергал любое сотрудничество с Германией и изгонял его сторонников из «Action française». Осуждал Ш. де Голля и его сторонников за раскол национального единства и действия в интересах Великобритании, движение Сопротивления за тактику террора и провоцирование репрессий со стороны оккупантов. После освобождения Франции был арестован властями (сентябрь 1944).
На проходившем в Лионе 24–27 января 1945 г. судебном процессе огласил декларацию «Германия и мы» («L’Allemagne et nous»), был признан виновным в сотрудничестве с оккупантами, в подрыве национальной обороны и морального духа и приговорён к пожизненному заключению (стенограмма и материалы процесса: Charles Maurras et Maurice Pujo devant la Cour de Justice du Rhône. N.p., 1945). В тюрьме продолжал литературную работу, написал ряд памфлетов против Четвёртой республики и книги «Молодому французу» («Pour un jeune Français», 1949) и «Ваше прекрасное сегодня» («Votre bel aujourd’hui», опубликована 1953), ставшие его политическим завещанием. 15 марта 1952 г. президент В. Ориоль заменил Моррасу тюремное заключение пребыванием в клинике под наблюдением властей. Перед смертью вернулся в католическую веру.