Функционализм
Функционали́зм, школа в этнографии и методологический подход в социологии, психологии и языкознании. Предметом изучения для функционализма является функция, каковой обладает всякий социальный институт, причём общество трактуется как система, имеющая свою структуру, каждый элемент которой выполняет собственную функцию и при этом определяет суть других элементов, завися, в свою очередь, от них. Культура воспринимается как иерархическая структура, элементы которой состоят из более простых явлений и, одновременно, входят в состав более сложных. Социальные и культурные явления выводятся из физиологических потребностей человека, трансформированных присущей данному обществу системой культурных норм и правил. Ориентированный в основном на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур, классический функционализм носил ярко выраженный антиэволюционный характер, практически не проявляя интереса к историческим изменениям.
Важным источником функционализма выступала идея сравнения общества с живым организмом, где каждый орган (институт) выполняет определённую социальную функцию по отношению к системному целому (органицизм, Г. Спенсер). Принципы функционализма сформулировал Э. Дюркгейм в 1895 г. в книге «Правила социологического метода». Задача изучения социальных функций была впервые выдвинута немецким этнологом Р. Турнвальдом в 1911 г., стремившимся привлечь этнографические данные для более эффективного управления германскими колониями. Как научное направление функционализм сформировался в Великобритании в 1920-е гг. в «теории потребностей» Б. Малиновского. Он же разработал базовые для функционализма принципы включённого наблюдения в полевой работе этнографа: изучаться должны не экзотические явления, а бытовые, повседневные, наблюдаемые в той среде, в которой они функционируют, в течение длительного времени (чтобы уменьшить то «возмущающее» влияние, которое оказывает личность исследователя на носителей культуры) и при обязательном владении языком изучаемой общности.
Последователем Б. Малиновского стал А. Р. Рэдклифф-Браун, однако он полагал, что культура удовлетворяет базовые потребности не отдельного человека, а общества в целом, и поэтому делал акцент на изучении культуры через призму социальных отношений и рассматривал её как совокупность институтов, направленных на поддержку, сохранение и воспроизводство социального взаимодействия между членами коллектива. В качестве основной задачи исследования он постулировал поиск базовых структурных принципов, лежащих в основе отдельных культурных феноменов, чем предвосхитил развитие структурализма. Углублённое исследование социальных структур в британской антропологии продолжили Э. Э. Эванс-Причард, М. Фортес, М. Глакмен, В. Тёрнер, Э. Р. Лич, И. Хогбин, Л. А. Фаллерс, О. Ричардс, П. Ллойд, Х. Купер и др. Новозеландский антрополог Р. Фёрс пытался сгладить противоречия между сторонниками Малиновского и Рэдклифф-Брауна, предложив расширить предмет науки, но ограничить рамки исследования малыми человеческими сообществами (микросоциологический метод) и рассматривать каждое конкретное явление в контексте остальных культурных феноменов (методика «контекстуализации»). Функциональный анализ стал одним из ведущих направлений в американской социологии 1930–1970-х гг. (структурный функционализм: Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Шилз, Л. Козер и др.).