Рокко Альфредо
Ро́кко Альфре́до (Alfredo Rocco) (9.9.1875, Неаполь – 28.8.1935, Рим), итальянский юрист, политик, социальный теоретик. Один из крупнейших идеологов фашистского корпоративизма. Был депутатом итальянского парламента, сенатором, министром юстиции фашистской Италии, её представителем в Лиге Наций.
Родился в Неаполе в семье инженера. Во время обучения в Университете Генуи на юридическом факультете (окончил в 1896) достиг больших научных успехов на ниве коммерческого и финансового права. В 24 года получил звание профессора права в Урбинском университете, а в 35 лет – в Университете Падуи. Уже будучи прославленным юристом, Рокко некоторое время относил себя к марксистам и даже был членом Итальянской радикальной партии. В 1913 г. это увлечение прошло – мыслитель вступил в Ассоциацию итальянских националистов (АИН). К этому времени он не только воспринял основные положения её лидера Э. Коррадини, но и сформулировал собственную программу национального экономического возрождения. Поддержал вступление Италии в Первую мировую войну, в которой принял участие в 1917–1918 гг.
С 1920 г. входил в руководство националистической газеты «Национальная идея». Вступил в Национальную фашистскую партию после её слияния с АИН. В 1921 г. был избран членом Палаты депутатов, в 1924 г. – её председателем. В 1925–1932 гг. министр юстиции, инициировал на этом посту многие реформы итальянского права. В 1925–1935 гг. представитель Италии в Международном комитете интеллектуальной кооперации Лиги Наций. В 1924–1925 гг. возглавлял Итальянскую федерацию фехтования. В 1934 г. сенатор Италии. Скончался в Риме в 1935 г.
Рокко был убеждён в том, что по́зднее объединение Италии является одним из основных факторов её экономического отставания от развитых стран – Великобритании, Германии и Франции. К моменту завершения Рисорджименто данные государства уже были колониальными империями. Учёный указывал, что производственная мощь Италии составляла не более 20 % от британской и каких-либо объективных факторов для ускорения экономического развития не существовало, – напротив, лишь усилилась эмиграция в ненавистные для него «плутократии». Помимо этого, Рокко видел угрозу в культурной гегемонии развитых стран, которые навязывали Италии идеологию политического индивидуализма через доктрину «прав человека». На его взгляд, рост индивидуалистических настроений подрывал национальную идентичность итальянцев. Согласно Рокко, это положение дел обрекало Италию на «вторые роли» в мировой политике и угрожало существованию итальянской нации (Gregor. 2005. P. 42).
Выход Рокко видел в значительном усилении роли государства в экономике. Следуя за представителями Немецкой исторической школы (Ф. Лист, Б. ильдебранд, Г. фон Шмоллер), утверждал, что применительно к Италии и прочим развивающимся нациям государственная экономическая политика должна исходить из долгосрочных коллективных интересов, в противном случае стратегическое будущее страны предаётся ради краткосрочного обогащения ныне живущих поколений (Gregor. 2005. P. 45–46). На его взгляд, курс на текущее потребление большей части ресурсов неустойчивой, слабо развитой экономики и размывание таким образом национального богатства препятствуют переходу нации из категории «отстающих» в категорию «развитых». Он настаивал на необходимости ограничения потребления «справедливым уровнем» и требовал направить все сэкономленные ресурсы на ускорение догоняющего развития во всех секторах экономики (в первую очередь инфраструктуры) с целью максимально стремительной национальной экспансии и вступления в противоборство с развитыми странами (Gregor. 2005. P. 50–51).
Убеждения Рокко были основаны на представлении о том, что одной из важнейших движущих сил истории является экономическое могущество, выражающееся в развитии производственных мощностей. Поскольку более развитые страны навязывают свою гегемонию отстающим, то для перехода в развитые страны необходимо предпринять общенациональное усилие, вдохновлённое верой в будущее своей родины. Чтобы совершить подобный подвиг, принеся настоящее в жертву будущему, нация должна быть хорошо дисциплинирована и объединена сильной коллективной солидарностью. При этом Рокко отмечал, что нация никогда не сможет достичь высокого уровня солидарности, если рабочие будут отчуждены от государства. Экономическая экспансия возможна только тогда, когда все члены общества понимают её необходимость. Таким образом, в интересах нации необходимо защищать корпоративные интересы рабочих. Подобные размышления ещё перед Первой мировой войной подтолкнули Рокко к формулированию первых принципов интегрального корпоративизма – оригинальной фашистской экономической доктрины, получившей позднее наиболее зрелое выражение в работах философа У. Спирито, ученика Дж. Джентиле. Рокко писал, что все корпоративные интересы должны быть учтены в легальном поле – только так можно создать прочный фундамент социального согласия, необходимый для построения великой Италии (Hausheer. 1933. P. 400).
В годы фашизма Рокко стал одним из главных идеологов режима Муссолини. В работе «Политическая доктрина фашизма» (1925) он утверждает, что фашизм является «прежде всего действием и чувством» (Rocco. 1926. P. 394). При этом для него эта доктрина обладает и собственным интеллектуальным содержанием, отличаясь от прочих современных ему течений – либерализма, социализма и большевизма. Согласно Рокко, они все вышли из естественного права и механического представления о государстве и, следовательно, являются фундаментально антиисторичными, ибо для общества, понимаемого механически и атомарно, темпоральность не играет никакой роли. Рокко характеризует фашизм как «интегральную доктрину социального, противоположную атомизму как либерального, так и социалистического характера» (Rocco. 1926. P. 400). Согласно ему, фашизм является органической и исторической доктриной, утверждающей значимость единства языка, культуры, религии, обычаев и традиций. В фашистском государстве индивид существует для общества, а не общество для индивида. Таким образом, индивид развивается как часть целого. Фашизм признаёт суверенитет за обществом как целым, юридически организованным в государство. Государством руководит элита – особые люди, выделившиеся из массы благодаря своим особенным качествам. Линия интеллектуальной преемственности фашизма возводится Рокко от государственной традиции Рима к средневековым схоластам, далее – к Макиавелли, Вико и философам Рисорджименто (Розмини-Сербати, Джоберти, Мадзини) (Rocco. 1926. P. 413–415).
Труды Рокко получили признание при его жизни – он был кавалером множества государственных наград (орден Короны Италии, орден Святых Маврикия и Лазаря, крест «За боевые заслуги», орден Пия IX). В 1935 г. был удостоен премии Муссолини от Итальянской королевской академии.
Рокко является одним из создателей итальянского кодифицированного уголовного и процессуального права – соответствующая реформа была инициирована и проведена им в период работы министром юстиции.