Тег

Сценографы России

Сценографы России
Найденo 9 статей
Живописцы
Стеллецкий Дмитрий Семёнович
Стелле́цкий Дми́трий Семёнович (1875–1947), российский живописец, скульптор, сценограф. В 1903–1913 гг. жил в Санкт-Петербурге. Член Союза русских художников (СРХ, с 1910), общества «Мир искусства» (с 1912). Автор картин на сюжеты из истории и быта Древней Руси («Соколиная охота», 1904, Смоленский государственный музей-заповедник), декоративных панно («Сражение», 1906), полихромных скульптур из дерева и гипса – «Знатная боярыня (Марфа Посадница)» (1910,оба варианта – Русский музей, Санкт-Петербург), иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1900–1906, Третьяковская галерея, Москва). Оформлял спектакли («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1910, Мариинский театр). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. находился в Париже, в Россию не вернулся. Жил близ г. Канны на юге Франции. Один из организаторов общества «Икона» в Париже (1925).
Дмитрий Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. 1910
Живописцы
Лабас Александр Аркадьевич
Лаба́с Алекса́ндр Арка́дьевич (1900–1983), российский живописец, график, сценограф. Член московской группы «проекционистов» «Метод» (1922–1925), член-учредитель Общества художников-станковистов (ОСТ; 1925–1932). Автор произведений, передающих восторженное отношение к достижениям индустриальной эпохи («Поезд идёт», 1929; «Дирижабль и детдом», 1930; обе – Русский музей, Санкт-Петербург), монументальных панно, воспевающих научно-технический прогресс («Авиация СССР» для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже). Работам Лабаса свойственны напряжённая динамика, передающая мимолётность движения, эскизная свобода письма в сочетании с мечтательно-романтическими настроениями. Работал в области сценографии [«Армия мира» Ю. В. Никулина в Театре имени М. Н. Ермоловой в Москве (ныне Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой),1932]. Преподавал в Екатеринбургском художественном институте (1920–1921), во Вхутемасе (с 1926 Вхутеин) в Москве (1924–1929).
Александр Лабас. Дирижабль. 1931
Живописцы
Мешков Василий Васильевич
Мешко́в Васи́лий Васи́льевич (1893–1963), российский живописец, сценограф. Народный художник РСФСР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1958). Сын В. Н. Мешкова. Член Ассоциации художников революционной России (с 1922). Продолжатель традиций русского реалистического пейзажа конца 19 – начала 20 вв., Мешков в своих эпических полотнах воссоздавал величественный облик природы Русского Севера и Урала («Серый денёк», 1927, Русский музей, Санкт-Петербург; «Сказ об Урале», 1949, Третьяковская галерея, Москва; «Кама», 1950, Русский музей; «Осень в Карелии», 1951, Третьяковская галерея). Также оформлял спектакли Рязанского драматического театра (1919–1921), Новосибирского оперного театра (1926–1929). Преподавал в рязанских Государственных свободных художественных мастерских (1919–1921). Сталинская премия 3-й степени (1950).
Василий Васильевич Мешков. На Каме. 1950
Живописцы
Рерих Николай Константинович
Ре́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея, Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Еленой Ивановной Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
Николай Рерих. Город строят. 1902
Сценографы
Левенталь Валерий Яковлевич
Левента́ль Вале́рий Я́ковлевич (1938–2015), российский сценограф народный художник СССР (1989), действительный член Российской академии художеств (1997). С 1963 г. оформлял оперные и драматические спектакли в московских театрах (имени М. Н. Ермоловой, Сатиры, на Малой Бронной, на Таганке, во МХАТе и др.). В 1965–1995 гг. художник ГАБТа (с 1988 главный художник). Сотрудничал с режиссёрами В. Н. Плучеком, А. В. Эфросом, М. А. Захаровым, Б. А. Покровским и др.; с хореографами О. М. Виноградовым, Л. В. Якобсоном, В. В. Васильевым, Ю. Н. Григоровичем, М. М. Плисецкой и др.
Валерий Левенталь. Осенний пейзаж. Эскиз декорации к балету Р. К. Щедрина «Чайка». 1983
Живописцы
Юон Константин Фёдорович
Юо́н Константи́н Фёдорович (1875–1958), российский живописец и график. Участник выставок объединения «Мир искусства» (1903, 1906), один из организаторов Союза русских художников (1903), член Ассоциации художников революционной России (1925). Яркая манера живописи сложилась под влиянием импрессионизма. Для произведений Юона характерны органическое слияние пейзажа (в том числе архитектурного) с бытовым жанром («Зима. Ростов Великий», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург), тяготение к многофигурным композициям («Базарная площадь. Красный товар», 1905, Третьяковская галерея, Москва).
Константин Юон. Автопортрет. 1953
Живописцы
Ларионов Михаил Фёдорович
Ларио́нов Михаи́л Фёдорович (1881–1964), российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Раннее творчество в духе импрессионизма («Акации весной», 1904, Русский музей, Санкт-Петербург, и др.). В 1907–1912 гг. перешёл к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея, Москва, и др.). Мастер раннего русского авангардизма, один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участник выставок Союза русских художников (1906–1907), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912). Автор теории лучизма (1912–1915), ставшего одним из первых опытов абстракционизма («Лучизм», 1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург, и др.). С 1915 г. вместе с женой Н. С. Гончаровой в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. в Париже; работали как театральные художники в труппе «Русский балет Дягилева». Автор ряда статей, воспоминаний о русском балете, дневников.
Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912
Сценографы
Рындин Вадим Фёдорович
Ры́ндин Вади́м Фёдорович (1902–1974), российский сценограф. Член объединений «Маковец», «Четыре искусства» и др. Работал в театрах Воронежа (1922–1924), затем – Москвы; главный художник театров – Камерного (1931–1934), имени Е. Б. Вахтангова (1935–1944 и 1947–1958), Московского театра драмы (1944–1947), Большого театра (ГАБТ) (1953–1974). В своей сценографии сочетал условные конструкции с живописными декорациями [«Много шума из ничего» (1936, Театр имени Е. Б. Вахтангова); балет «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960;  ГАБТ)].
Вадим Рындин.  Эскиз декорации к опере С. С. Прокофьева «Война и мир». Государственный академический Большой театр. 1959