#Сценографы РоссииСценографы РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСценографы РоссииСценографы РоссииНайденo 13 статейГрафикиГрафики Фаворский Владимир АндреевичФаво́рский Влади́мир Андре́евич (1886–1964), российский гравёр, рисовальщик, художник книги, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1959), народный художник СССР (1963); действительный член Академии художеств СССР (1962). Работал как мастер монументального и декоративно-прикладного искусства, сценограф. Как практик и теоретик занимался проблемой пространства и времени в искусстве. Его работы отличаются строгой логикой организации формы, аналитическим подходом к созданию художественной реальности. Работал преимущественно в технике ксилографии. Фаворский внёс значительный вклад в развитие изобразительного искусства в России. Награждён Ленинской премией (1962).Живописцы Якулов Георгий БогдановичЯку́лов Гео́ргий Богда́нович (1884–1928), российский и армянский художник, график, сценограф. Писал многофигурные жанровые картины («Скачки», 1905), пейзажи и портреты, отмеченные звучностью колорита. В сценографических работах своеобразно использовал приёмы конструктивизма и различные световые эффекты («Принцесса Брамбилла»,1920, Камерный театр, режиссёр А. Я. Таиров).Живописцы Замирайло Виктор ДмитриевичЗамира́йло Ви́ктор Дми́триевич (1868–1939), украинский и российский живописец и график. В живописи и станковой графике разрабатывал символистскую тематику, трактуя её в сказочно-фантастическом ключе, с мотивами сна, наваждения («Колдовство», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Ведьма», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург; серия «Capricci», 1908–1918, и др.). Выполнял росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1890).Архитекторы, градостроители Щуко Владимир АлексеевичЩуко́ Влади́мир Алексе́евич (1878–1939), российский архитектор, сценограф; академик архитектуры (1911), действительный член Императорской Академии художеств (1914). Создал (совместно с В. Г. Гельфрейхом) проекты крупных общественных сооружений: пропилеи Смольного в Петрограде (ныне Санкт-Петербург; 1923–1925), здания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина в Москве (основной комплекс завершён в 1941, книгохранилище в 1958) и Театра драмы в Ростове-на-Дону (1930–1935).Живописцы Коровин Константин АлексеевичКоро́вин Константи́н Алексе́евич (1861–1939), российский живописец, сценограф, литератор. Брат С. А. Коровина. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. С 1923 г. жил в Париже. Ранняя живописная манера («У балкона», 1886–1888) в начале 20 в. под влиянием французского импрессионизма трансформировалась в импульсивный, ярко декоративный способ письма («Париж», 1905; портрет Ф. И. Шаляпина, 1911). Создал новый тип театральных декораций, эмоционально связанных с содержанием спектакля (опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, 1909).Живописцы Стеллецкий Дмитрий СемёновичСтелле́цкий Дми́трий Семёнович (1875–1947), российский живописец, скульптор, сценограф. В 1903–1913 гг. жил в Санкт-Петербурге. Член Союза русских художников (СРХ, с 1910), общества «Мир искусства» (с 1912). Автор картин на сюжеты из истории и быта Древней Руси («Соколиная охота», 1904, Смоленский государственный музей-заповедник), декоративных панно («Сражение», 1906), полихромных скульптур из дерева и гипса – «Знатная боярыня (Марфа Посадница)» (1910,оба варианта – Русский музей, Санкт-Петербург), иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1900–1906, Третьяковская галерея, Москва). Оформлял спектакли («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1910, Мариинский театр). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. находился в Париже, в Россию не вернулся. Жил близ г. Канны на юге Франции. Один из организаторов общества «Икона» в Париже (1925).Живописцы Лабас Александр АркадьевичЛаба́с Алекса́ндр Арка́дьевич (1900–1983), российский живописец, график, сценограф. Член московской группы «проекционистов» «Метод» (1922–1925), член-учредитель Общества художников-станковистов (ОСТ; 1925–1932). Автор произведений, передающих восторженное отношение к достижениям индустриальной эпохи («Поезд идёт», 1929; «Дирижабль и детдом», 1930; обе – Русский музей, Санкт-Петербург), монументальных панно, воспевающих научно-технический прогресс («Авиация СССР» для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже). Работам Лабаса свойственны напряжённая динамика, передающая мимолётность движения, эскизная свобода письма в сочетании с мечтательно-романтическими настроениями. Работал в области сценографии [«Армия мира» Ю. В. Никулина в Театре имени М. Н. Ермоловой в Москве (ныне Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой),1932]. Преподавал в Екатеринбургском художественном институте (1920–1921), во Вхутемасе (с 1926 Вхутеин) в Москве (1924–1929).Живописцы Мешков Василий ВасильевичМешко́в Васи́лий Васи́льевич (1893–1963), российский живописец, сценограф. Народный художник РСФСР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1958). Сын В. Н. Мешкова. Член Ассоциации художников революционной России (с 1922). Продолжатель традиций русского реалистического пейзажа конца 19 – начала 20 вв., Мешков в своих эпических полотнах воссоздавал величественный облик природы Русского Севера и Урала («Серый денёк», 1927, Русский музей, Санкт-Петербург; «Сказ об Урале», 1949, Третьяковская галерея, Москва; «Кама», 1950, Русский музей; «Осень в Карелии», 1951, Третьяковская галерея). Также оформлял спектакли Рязанского драматического театра (1919–1921), Новосибирского оперного театра (1926–1929). Преподавал в рязанских Государственных свободных художественных мастерских (1919–1921). Сталинская премия 3-й степени (1950).Живописцы Рерих Николай КонстантиновичРе́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея, Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Еленой Ивановной Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.Сценографы Левенталь Валерий ЯковлевичЛевента́ль Вале́рий Я́ковлевич (1938–2015), российский сценограф народный художник СССР (1989), действительный член Российской академии художеств (1997). С 1963 г. оформлял оперные и драматические спектакли в московских театрах (имени М. Н. Ермоловой, Сатиры, на Малой Бронной, на Таганке, во МХАТе и др.). В 1965–1995 гг. художник ГАБТа (с 1988 главный художник). Сотрудничал с режиссёрами В. Н. Плучеком, А. В. Эфросом, М. А. Захаровым, Б. А. Покровским и др.; с хореографами О. М. Виноградовым, Л. В. Якобсоном, В. В. Васильевым, Ю. Н. Григоровичем, М. М. Плисецкой и др. 12