Ларионов Михаил Фёдорович
Ларио́нов Михаи́л Фёдорович (1881–1964), российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Раннее творчество в духе импрессионизма («Акации весной», 1904, Русский музей, Санкт-Петербург, и др.). В 1907–1912 гг. перешёл к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея, Москва, и др.). Мастер раннего русского авангардизма, один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участник выставок Союза русских художников (1906–1907), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912). Автор теории лучизма (1912–1915), ставшего одним из первых опытов абстракционизма («Лучизм», 1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург, и др.). С 1915 г. вместе с женой Н. С. Гончаровой в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. в Париже; работали как театральные художники в труппе «Русский балет Дягилева». Автор ряда статей, воспоминаний о русском балете, дневников.