Рогаль-Левицкий Дмитрий Романович
Рога́ль-Леви́цкий Дми́трий Рома́нович [2(14).7.1898, Успенский прииск, Якутская область, ныне Республика Саха (Якутия) – 17.12.1962, Москва], российский музыковед, инструментовед, педагог.
Сын горного инженера. С 1908 г. жил в Москве. В 1925 г. окончил Московскую консерваторию как арфист (класс М. А. Корчинской) и теоретик (учился теории музыки у Г. Э. Конюса, инструментовке – у С. Н. Василенко). В 1932–1937 и 1945–1962 гг. преподавал инструментовку там же (с 1946 профессор, в 1957–1962 заведующий кафедрой), среди учеников: А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, румынский композитор Т. Олах.
Рогаль-Левицкий – знаток симфонического оркестра и мастер оркестровой аранжировки. Инструментовал оперы «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля (1942, Пермский театр оперы и балета; Сталинская премия 1-й степени за 1942) и «Мельник – колдун, обманщик и сват» (автор музыки неизвестен; исполнена в 1927 по радио), балеты «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого (1941, Большой театр), «Смерч» Б. Б. Бера (1925, по заказу Большого театра, в 1927 состоялись открытые репетиции, в репертуар не вошёл), «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» С. С. Прокофьева.
Автор оркестровых сюит на материале музыки русских и зарубежных композиторов, среди них – «Теолинда» (на музыку Ф. Шуберта, 1925), «Листиниана» (1932), «Шопениана» (издание 1947), «Скрябиниана» (1935; поставлена в виде балета в московском Большом театре в 1962). В его оркестровке исполнялся Государственный гимн СССР (впервые в версии Рогаль-Левицкого прозвучал в эфире Всесоюзного радио в марте 1944).
Автор капитальной монографии «Современный оркестр» (т. 1–4, 1953–1956), научных и дидактических статей. Отредактировал и дополнил книгу «Практическое руководство по инструментовке» Э. Гиро (М., 1934), перевёл и дополнил книгу «Техника современного оркестра» Ш.-М. Видора (М., 1938).
Среди литературных трудов (большая часть их не опубликована) – две книги мемуаров: «Пожелтевшие страницы. Книга давно минувших дней» и «50 лет в когтях у музыки: тягостные воспоминания о бесславно прожитой жизни», а также очерки, посвящённые Н. С. Голованову, С. С. Прокофьеву, Г. Э. Конюсу, С. Н. Василенко и другим известным музыкантам, с которыми Рогаль-Левицкий был знаком. В литературных сочинениях честно и беспристрастно обрисовал картину советской культурной жизни.
Опубликована переписка Рогаль-Левицкого с А. Т. Гречаниновым (Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Москва, 1999–2007).