Цифровые товары и услуги
Цифровы́е това́ры и услу́ги, 1) имеющая потребительную стоимость продукция, производимая для продажи или обмена, оцифрованная и передаваемая с носителя продавца на носитель покупателя (товары); 2) продукты, при потреблении которых соблюдается условие «неотрывность от места производства», т. е. передаваемые и получаемые (одновременно с трансляцией) через интернет-соединение в режиме реального времени (услуги).
Концепция и примеры цифровых товаров и услуг
Цифровые товары и услуги – это продукты, обладающие уникальными характеристиками, которые существуют исключительно в электронной среде. Любой цифровой товар представляет собой определённого типа файл, данные в виде кода, который может «расшифровываться» электронными устройствами (компьютером, смартфоном и др.) и преобразовываться в видео, изображение, программу, текст и т. д. В таблице 1 представлены примеры цифровых товаров в зависимости от формата их файла.
Таблица 1. Примеры классификации цифровых товаров по формату файла
Формат файла цифрового товара | Пример цифрового товара |
Видеоформат | Видеоинструкции (например, по использованию программного обеспечения) |
Аудиоформат | Музыкальные произведения, аудиокниги, звуковые инструкции |
Текстовый формат | Электронные книги, статьи, пособия, инструкции |
Графический формат | Обои для рабочего стола компьютера, шаблоны дизайна для веб-сайтов, шаблоны для работы в графических редакторах |
Анимационный формат | Неозвученные мультфильмы, анимационные ролики |
Фильмы, мультфильмы, озвученные презентации и др. | |
Программный формат | Программы для персонального компьютера, электронных и мобильных устройств |
Виртуальные цифровые товары (товар в виде идеи внутри другого цифрового продукта, например виртуальная одежда для персонажа в цифровой игре) |
Ещё одним определяющим признаком цифрового товара является возможность его передачи с носителя продавца на носитель покупателя, т. е. скачивание и сохранение. Отличие цифрового товара от цифровой услуги заключается в том, что для его потребления нет необходимости находиться в онлайн-режиме и получать информацию «неотрывно от места производства», будучи подключённым к интернету.
Цифровые услуги
Необходимо различать цифровые товары и цифровые услуги. В классическом понятии услуги одним из условий, её характеризующих, является «неотрывность от места производства». т. е. услуги одновременно и оказываются, и потребляются. Цифровые услуги – это цифровые продукты, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Таким образом, цифровыми услугами будут являться те продукты, для использования которых необходим интерактивный режим, и потреблять их можно только одновременно с передачей. Соответственно, это те цифровые файлы, которые потребляются онлайн, например услуги онлайн-кинотеатра и онлайн-переводчика.
Кроме «неотрывности от места производства» в классическом маркетинге у услуги есть ещё 3 черты: «неосязаемость», «несуществование в пространстве» и «непостоянство качества». При этом если «неосязаемость» и «несуществование в пространстве» характерны для цифровых услуг в той же степени, что и для услуг в их традиционном понимании, то в цифровой среде «непостоянство качества» практически теряет своё значение, что связано с нивелировкой человеческого фактора и автоматизацией оказываемой услуги.
Атрибуты цифрового товара
Эффективно принимать решения о совершенствовании характеристик товара, его разработке и конкурентных преимуществах помогает мультиатрибутивная модель. По классификации Ф. Котлера (род. 1931), товар воспринимается потребителем в трёх измерениях (т. е. имеет 3 группы атрибутов):
товар по замыслу: набор функциональных характеристик товара;
товар в реальном исполнении: внешний вид, материал изготовления, эргономика, эстетика;
товар с расширением: гарантии, сервис, доставка и др.
При создании цифрового товара и работе с ним 2 группы его атрибутов («товар по замыслу» и «товар с расширением») остаются такими же, как при работе с физическими товарами.
Товар по замыслу
У любого цифрового товара, как и у физического, существует свой набор функциональных характеристик, при помощи которых он удовлетворяет основные потребительские нужды. К таким характеристикам могут относиться развлечение (игры для ПК, кинофильмы), получение полезной информации (книги), получение эстетического удовольствия (музыка, иллюстрации), обучение (инструкции, пособия), развитие производства (программы) и др.
Товар с расширением
Каждый цифровой товар можно сопроводить дополнительными условиями продажи и потребления. Часто практикуется техническая поддержка в онлайн-формате, возможность письма или звонка в компанию-производитель. Для программных продуктов в качестве расширенного атрибута товара используется возможность скачивания бесплатных обновлений, замены старой программной версии на новую и т. д. Кроме того, для цифровых товаров широко используются гарантии.
За счёт такого качества цифрового товара, как «несуществование в пространстве», набор атрибутов «товар в реальном исполнении» существовать не будет. Такие характеристики, как материал изготовления, эргономика, внешний физический вид и т. д., у цифрового товара отсутствуют. Вместо них появляются другие, совокупность которых в мультиатрибутивной модели цифрового товара можно обозначить как «товар в виртуальном исполнении».
Товар в виртуальном исполнении
В данную группу входят различные атрибуты. В первую очередь это качество товара, которое применительно к цифровому товару будет выражаться в технических характеристиках последнего и возможностях удовлетворения основных потребительских требований. Например, для аудиофайла это может быть качество звука и размер файла, для фильма или графики – качество изображения и т. д. Большое количество атрибутов в группу «товара в виртуальном исполнении» будет входить у товаров, имеющих пользовательский интерфейс, таких как игры, программы для ПК или электронные книги. В данном случае у цифрового товара появляются практически та же эргономика (часто обозначаемая как «юзабилити»), качество исполнения и внешний вид, как и у физического товара, только выполненные в виртуальной форме (см. схему).
Примерный набор атрибутов для различных цифровых товаров «в виртуальном исполнении» представлен в таблице 2.
Таблица 2. Примеры атрибутов «товара в виртуальном исполнении» для различных групп цифровых товаров
Группы цифровых товаров | Атрибуты из группы «товар в виртуальном исполнении» |
Видеофильмы, мультфильмы | Качество изображения |
Лёгкость скачивания | |
Простота просмотра (отсутствие необходимости установки дополнительных программ для использования) | |
Возможность просмотра с разных систем (ПК, ноутбука, видеоплеера и др.) | |
Музыкальные файлы | Качество звука |
Лёгкость скачивания | |
Простота прослушивания (отсутствие необходимости установки дополнительных программ для использования) | |
Возможность прослушивания с разных систем (ПК, ноутбук, музыкальный центр и др.) | |
Игры для ПК | Лёгкость скачивания |
Лёгкость установки | |
Скорость загрузки | |
Понятное меню | |
Лёгкость управления | |
Возможность сохранения | |
Наличие подсказок к правилам | |
Яркость, красочность | |
Детализация персонажей и среды | |
Качество графики | |
Качество звука | |
Отсутствие программных ошибок | |
Возможность запуска на ПК с низкими и средними параметрами | |
Программы для ПК | Лёгкость скачивания |
Лёгкость установки | |
Скорость загрузки | |
Понятное меню | |
Приятный интерфейс | |
Лёгкость обучения использованию | |
Отсутствие программных ошибок | |
Статьи, книги, инструкции | Лёгкость чтения |
Лёгкость скачивания | |
Простота использования (отсутствие необходимости установки дополнительных программ для использования) | |
Приятный внешний вид | |
Возможность чтения с различных устройств |