Россия. Экономика. Внутренняя торговля
Вну́тренняя торго́вля в росси́йской эконо́мике, совокупность видов предпринимательской деятельности, функционально структурированная по целям и форматам приобретения и продажи товаров и связанных услуг для предпринимательской деятельности (оптовая торговля) и для личного и конечного потребления домохозяйств (розничная торговля) (Федеральный закон от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Показатели внутренней торговли формируются экономической статистикой по экономическим секторам розничной и оптовой торговли, а также в соответствии с типами торгующих организаций, категориями и группами товаров (Международные рекомендации по статистике розничной и оптовой торговли).
Экономические агенты в сфере розничной и оптовой торговли различаются по организационно-правовой форме, масштабам бизнеса, его характеру и виду, а также сообразно особенностям бухгалтерской отчётности и операционной деятельности. В общем случае оборот оптовой и розничной торговли определяется выручкой от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (Официальная статистическая методология по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли, утверждённая приказом Росстата от 24 июня 2016 № 301).
В российской экономике внутренняя торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей. В 2020 г. на долю внутренней оптовой и розничной торговли приходились 13% в валовом внутреннем продукте, 3,4% инвестиций в основной капитал, 12,5% налоговых поступлений в бюджетную систему и 18,8% среднегодовой численности занятых.
Розничная и оптовая торговля регулируются в России такими законодательными актами, как Федеральные законы от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт», Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др., а также рядом профильных нормативных актов, наиболее важным из которых могут считаться Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463. В ряду основных отраслевых документов стратегического планирования следует упомянуть Концепцию развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 № 2689-р; а также разработанный в 2017 г. Минпромторгом России проект Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 г.
Институциональная структура внутренней торговли
Внутренняя торговля в России прошла сложный путь трансформации от административного регулирования хронически дефицитного товарооборота в рамках плановой экономики к системе свободного движения товаров, обеспечивающей широкий набор каналов сбыта, достаточные для обеспечения потребностей населения величину товаропроводящих сетей и ассортимент. Численность предприятий и организаций российской внутренней торговли составила в 2020 г. 937 тыс. единиц – 26,6% от их общего числа. При этом 95,1% из них – частные предприятия и организации. Кроме того, по данным государственной регистрации, численность индивидуальных предпринимателей в розничной торговле в 2020 г. достигла 1,061 млн.
В 2020 г. в структуре оборота розничного рынка на долю крупных организаций приходилось 54%, средних и малых предприятий – 23% и индивидуальных предпринимателей – 18,3%. На оптовом рынке средний и малый бизнес формировал 34,8% общего оборота розничной торговли.
Разгосударствление и дерегулирование внутренней торговли, начало которым положили Указы Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 ноября 1991 г. № 232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» и Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли», дали старт развитию новых форм предпринимательской активности и современной многоформатной торговой инфраструктуры; обеспечили формирование в отрасли высокоразвитой конкурентной среды; всё это позволило к середине 1990-х гг. добиться товарного наполнения отечественного потребительского рынка. При этом массовое вовлечение в торговую деятельность экономически активной части населения способствовало росту численности самозанятых, их доходов, снижению уровня бедности и в конечном счёте существенно облегчило социальную интеграцию в рыночную экономику. Успешное развитие современной конкурентной торговой инфраструктуры стало важным фактором экономической стабильности.
Форматы торговли
По уровню развития торговой инфраструктуры Россия отстаёт от развитых стран: обеспеченность населения площадями стационарной розничной торговли примерно вдвое уступает значению аналогичного показателя стран Группы семи. При этом отставание поступательно сокращается: в среднем по стране обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов на 1 тыс. человек населения в 2020 г. составила 208,8 м2 против 128,1 м2 в 2011 г.
Сбалансированность различных форматов торговли, создаваемый ими синергетический эффект в виде роста розничного оборота обеспечиваются самими участниками рынка сообразно особенностям конкретных отраслей и территорий.
Многоформатная инфраструктура оптовой торговли включает крупные специализированные организации, завязанные на пулы отечественных и иностранных поставщиков; распределительные центры торговых сетей; магазины-склады; сетевые оптово-розничные объединения по ряду товарных групп (в том числе продовольственные, строительные, аграрные оптовые рынки и др.).
Форматы розничной торговли определяются характеристиками занимаемых площадей, масштабами оборота, широтой ассортимента, уровнем развития сопутствующих сервисных услуг: гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, минимаркеты, торговые центры, дискаунтеры. В результате вертикальной интеграции торговых компаний структурные изменения на розничном потребительском рынке обеспечили рыночное доминирование сетям розничной торговли. Отличительные признаки розничной сети – масштабы деятельности, развитая информационно-логистическая структура товаропроводящих сетей, ценовая политика, наличие единого зонтичного бренда. Доля торговых сетей в формировании оборота розничной торговли выросла с 18,4% в 2011 г. до 38,5% в 2020 г. Развитие крупнейших сетей сопровождается консолидацией рынка на базе финансового и операционного технологического лидерства, эффективности цифровых технологий и управления данными. При этом по показателям концентрации розницы (например, по доле 5 лидирующих по объёмам оборота сетей) Россия уступает, например, Польше (52%), Великобритании (60%), Германии (73%), США (47%), Франции (53%).
По мере широкого использования цифровых технологий главной новацией торговли последних двух лет стало развитие систем электронной торговли (интернет-торговли), в равной мере используемых в оптовых и розничных торгующих организациях.
Оптовая торговля
Оптовая торговля выступает промежуточным звеном товаропроводящей сети, она тесно взаимосвязана с производственным и потребительским секторами экономики. В 2021 г. в источниках поступления товаров оптового рынка 72% приходилось непосредственно на производителей товаров и 26% – на оптовые и оптово-посреднические организации; в том же году в каналах реализации товаров на оптовом рынке через структуры оптово-посреднических и розничных организаций проходило, наоборот, 72% товаров, на сбытовые же организации производителей приходилось лишь 15% объёма оптового товарооборота. Предприятия оптовой торговли малого и среднего бизнеса формируют 35% оборота оптового рынка.
Меры по укреплению и расширению товаропроводящей сети оптовой торговли в конечном счёте оказывают стимулирующее влияние на производство, рационализацию межрегиональных поставок товаров и взаимодействие со структурами розничного рынка. Внедрение новых прогрессивных типов оптовых предприятий, модернизация материально-технической базы оптовой торговли, автоматизация систем управления ею, механизация процессов грузооборота позволили избавиться от излишних посреднических звеньев, сформировать многоформатную оптовую инфраструктуру. Основными каналами движения продовольственных товаров выступают распределительные центры торговых сетей и оптовые продовольственные рынки. Отраслевым приоритетом в 2010-20 гг. стало формирование целостной системы оптовых продовольственных рынков, предоставляющих поставщикам широкий спектр торговых, транспортно-логистических и сервисных услуг и обеспечивающих высокую пропускную способность и полноту территориального охвата поставками.
Ключевые задачи в сфере развития оптового продовольственного рынка – совершенствование правового регулирования; развитие инфраструктуры торговли, логистики, информационного обеспечения; государственная поддержка оптовых площадок (Концепция развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.9.2021 № 2689-р).
Розничная торговля
Розничная торговля – товарообменный процесс, направленный на реализацию товаров и услуг конечным потребителям, т. е. гражданам и домохозяйствам. Функции розничной торговли заключаются в наполнении потребительского рынка товарами, формировании на потребительском рынке высокоразвитой конкурентной среды; расширении ассортимента, объёмов выпуска товаров и рынков сбыта; создании на базе торгующих организаций логистических, рекламно-информационных и маркетинговых систем, рекреационных и сервисных пространств, способствующих повышению потребительских стандартов и в конечном счёте качества жизни населения; совершенствовании торгово-технологических операций [в том числе в части развития интернет-торговли и мобильной коммерции (т. е. корпоративных и автономных систем физической доставки товаров)], обеспечивающих максимально комфортное обслуживание покупателей. Оборот розничной торговли в Российской Федерации в 2021 г. составил 39,2 трлн руб., что на 7,3% выше, чем в 2020 г.
Развитие розничной торговли характеризуется как показателями динамики и структуры товарооборота, так и индикаторами, отражающими качество обслуживания покупателей, эффективность товаропроводящих сетей, корпоративной маркетинговой политики, технологического оснащения физического и онлайн-ретейла, рациональность размещения предприятий логистики и торговли. В свою очередь, критерии комфортной потребительской среды и эффективности розничной инфраструктуры устанавливаются с помощью показателей физической доступности товаров в объёме, ассортименте и по ценам, соответствующим доходам большинства потребителей.
Основные тенденции развития розничной торговли формируются под влиянием демографических факторов, потребительских предпочтений, характера занятости населения, баланса рабочего и свободного времени, специфики организации социальных пространств. Принципиально новые направления – универсализация площадок продовольственной торговли и одновременное увеличение числа специализированных и узкоспециализированных торгующих организаций в непродовольственном сегменте рынка; динамичное развитие разноформатных торговых сетей на базе широкого внедрения интернет-торговли и мобильной коммерции с использованием новых информационных технологий, средств связи и коммуникаций, а также профильных банковских продуктов. Консолидация сетевых операторов розничного рынка сопровождается активным развитием несетевых форм торговли в малых городах и сельских территориях.
Проблемами розничной торговли остаются недостаточно развитая инфраструктура, невысокая по меркам стран Группы семи обеспеченность населения торговыми объектами и площадями; дефицит торговых объектов локального значения (магазинов шаговой доступности, нестационарных и мобильных торговых объектов, рынков и ярмарок); наличие административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса в сфере торговли, прежде всего в части открытия и функционирования нестационарных и мобильных торговых объектов.
В 2020 г. в условиях локдауна онлайн-канал оказался практически единственно возможным для покупки непродовольственных товаров, что и стало важным драйвером интернет-торговли. Одновременно началось бурное развитие рынка доставки продовольственных товаров. Пандемия ускорила принятие законов, регулирующих дистанционную торговлю, что позволило онлайн-продажам поддержать бизнес во время режима самоизоляции, когда продажи фактически обнулились. В частности, была разрешена онлайн-продажа безрецептурных лекарств, расширен режим самозанятых; принят пакет мер для поддержки и стимулирования работы IT-отрасли, в том числе налоговый манёвр для IT-компаний, и др.
В последние годы российский рынок интернет-торговли оставался самым быстрорастущим сегментом ретейла. По данным компании M.A.Research, в 2021 г. его оборот вырос на 32%, до 4,2 трлн руб. (с учётом трансграничной торговли), в том числе оборот внутренней интернет-торговли – на 34%. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в декабре 2020 г. количество российских интернет-пользователей превысило 95 млн человек (78,8% населения), аудитория мобильного интернета – 87 млн (71,2%). Драйверами роста онлайн-торговли остаются маркетплейсы (организации, занятые исключительно интернет-торговлей продукцией сторонних компаний) и компании e-grocery (продажа товаров повседневного спроса – продуктов питания, напитков, бытовой химии, сопутствующих товаров и др.), чья динамика роста значительно выше среднерыночного показателя. Также, по итогам 2021 г., выросли продажи в сегментах e-pharma (фармацевтическая продукция), бытовой техники и электроники, DIY (строительные гипермаркеты). В итоге за год онлайн-ретейл значительно изменил модель потребления российского населения крупных городов, равно как и бизнес-модели крупноформатной торговли.
Основным каналом сбыта на рынке электронной торговли остаются интернет-магазины, базирующиеся на физических оптовых и розничных торговых сетях: по оценке информационно-аналитической компании M.A.Research, на их долю в 2021 г. приходилось более 60% онлайн-продаж, причём их доля по сравнению с 2020 г. снизилась почти на 14 процентных пунктов. В свою очередь, маркетплейсы (Ozon, Wildberries, AliExpress, «Яндекс.Маркет» и др.) вместе с организациями мобильной торговли (сервисами экспресс-доставки «Самокат», «Сбермаркет», «Яндекс», iGoods) осуществили в 2021 г. почти 40% онлайн-продаж.