Грачаница (монастырь)
Грача́ница, женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Автономном крае Косово и Метохия Сербии, в частично признанном государстве Республика Косово. Памятник сербской средневековой архитектуры и изобразительного искусства в исторической области Косово. Принадлежит Рашско-Призренской епархии Сербской православной церкви. Находится в одноимённом селе в 8 км к юго-востоку от центра г. Приштина. Наименование монастыря в наши дни применяется к единственной сохранившейся на его территории средневековой постройке, имеющей идентичное посвящение, – к храму Успения Пресвятой Богородицы.
История монастыря
Точная дата основания монастыря не известна. На месте храма, возведённого в конце правления и по заказу сербского короля Стефана Уроша II, существовали две более ранние постройки: раннехристианская трёхнефная базилика с тремя полукруглыми апсидами (вероятно, служила кафедрой известной с 4 в. епархии г. Ульпиана, в составе митрополии Дардании, а с 10–11 вв. – резиденцией Липенийского, или Липлянского, епископа) и сменившая её небольшая однонефная церковь, возведённая не позднее 13 в. и некогда имевшая настенные росписи, о чём свидетельствуют небольшие фрагменты фресок, найденные в ходе археологических работ (голова ангела с частью нимба, фрагменты ликов и надписей на сербском языке и др.).
Начало строительства современного кафоликона большинство исследователей относят к 1315 г. На западной стене дьяконника сохранилась фресковая копия грамоты Стефана Уроша II (Милутина) Грачаницкой епископии с указанием 1321 г. – даты, когда возведение и роспись храма были полностью завершены. Тот факт, что ктитором храма являлся сербский король Милутин, подтверждают вышеупомянутая фреска, его жизнеописание, составленное архиепископом Даниилом II (около 1274 – 1337), а также фресковые портреты и монограммы с именем сербского владыки в росписях церкви. Монастырь Грачаница стал своеобразной манифестацией идеологической программы короля Милутина, который после завоевания обширных византийских территорий и женитьбы на дочери византийского императора взял курс на интенсивную культурную «византинизацию» Сербского государства с сохранением в том числе собственных национальных традиций. Значение храма как одного из главных культурных и политических центров сохранялось на протяжении почти всего 14 в., о чём свидетельствует факт первоначального захоронения здесь национального героя, погибшего в Косовской битве 1389 г., и впоследствии одного из самых чтимых сербских святых – князя Лазаря, чьи мощи только в 1391 г. перенесены в монастырь Раваница.
История монастыря в письменных источниках освещена неравномерно, в связи с чем для её восстановления прибегают в том числе к археологическим и визуальным материалам (иконам, графическим изображениям, граффити на стенах экзонартекса и т. д.). Вероятно, с 11 в. до 1459 г. монастырь являлся центром Липенийской, или Липлянской, епархии, архиереи которой именовались также Грачаницкими вплоть до середины 16 в. Последний раз Грачаница соотносилась с местом пребывания митрополита Липлян и Ново-Брдо в письменных источниках начала 17 в., после чего упоминания о Грачанице как о центре митрополии прекратились. С 17 в. монастырь постепенно приходил в запустение и существовал в качестве приходского храма на протяжении нескольких столетий.
Грачаница неоднократно подвергалась нападениям со стороны турок: во время первого набега (1379–1383) разрушены экзонартекс храма и другие монастырские постройки, погибла монастырская библиотека. После 1383 г. под руководством архиепископа Симеона проходили реставрационные работы.
Сведений о периоде существования Грачаницы между окончательным падением Сербского государства под ударом турок в 1459 г. и 1530-ми гг. не сохранилось. Положение обители стало постепенно улучшаться при митрополите Никаноре (на кафедре – 1528 или 1529 – после 1551), восстановившем монастырскую библиотеку и открывшем в 1539 г. при монастыре типографию, где был напечатан Октоих. Книга украшена ксилографией с изображением Грачаницы, вероятно, скопированным с модели храма, представленной на ктиторском портрете короля Милутина, входящем в состав иконографической программы настенных росписей памятника. Существенным отличием двух изображений друг от друга является наличие на более поздней ксилографии экзонартекса, пристроенного к храму после завершения фрескового убранства.
После восстановления патриаршества в Сербской церкви в 1557 г. с резиденцией патриарха в Пече в Грачанице при митрополите Дионисии I созданы новые Царские врата для иконостаса и кафедра, украшенная инкрустацией из кости, а к 1570 г. отреставрирован и украшен фресками экзонартекс.
В 1620 г. по распоряжению патриарха Печского Паисия (на кафедре в 1614–1647) крыша церкви перекрыта оловом, а иконостас увенчан крестом. В 1688 г. в связи с обострившейся обстановкой из-за австро-турецких войн 16–18 вв. основные ценные вещи Сербского патриархата перевезены из монастыря Печ в Грачаницу.
В 1690 г. по инициативе сербского патриарха Арсения III Черноевича, опасавшегося мести турок за поддержку сербами австрийцев, началась масштабная миграция населения в северные районы Сербии, в связи с чем обезлюдели целые регионы, что в конечном итоге привело к изменению этнической структуры в таких областях, как Косово. Отсутствие письменных источников о Грачанице с конца 17 в. вплоть до первых десятилетий 18 в. косвенно свидетельствует о том, что монастырь в это время опустел. На временное закрытие обители может указывать и тот факт, что до середины 18 в. граффити на стенах экзонартекса оставляли только посетители, тогда как в 1753 г. появляется надпись о смерти священника Николы Васоевича. В одной из рукописей под 1754 г. упоминается священник Величко, преемником которого после его смерти в 1760 г. становится его сын Стоян, что дало основание полагать, что с этого времени возобновилось функционирование монастыря, находившегося, однако, в бедственном положении.
Очередное закрытие храма произошло в конце 18 в. Однако уже в 1800 г. в Грачанице появился новый священник Риста, установивший хорошие отношения с местными турецкими властями, благодаря чему монастырю была пожалована часть земель, расположенных вокруг церкви. В 1838 г. вместо деревянной изгороди монастырь обнесён каменной стеной. Из записей путешественников, посещавших храм, известно, что в 1838 г. в обители было всего два насельника.
Ко 2-й половине 19 в., когда часть территории Сербского государства была освобождена от турок, существенно возросло значение Грачаницы, остававшейся на землях под турецким владычеством, как одного из важных национальных символов, в связи с чем сербское правительство неоднократно выделяло средства на ремонтные и строительные работы. В 1874 г. храм заново покрыт цинком, а также установлен большой железный крест, доставленный из Белграда. В 1894 г. обновлён пол храма; в период между 1897 и 1900 гг. при архимандрите Гедеоне Мариче церковь вновь покрыта оловом, а фасады оштукатурены с имитацией краской каменно-кирпичной техники кладки. В 1903 г. в монастырь привезён колокол (колокольный звон зазвучал здесь впервые с 16 в.).
Окончательно во владение сербов Грачаница перешла с началом Балканских войн в 1912 г. В 1915 г. разграблена болгарами. Во время Второй мировой войны значительных разрушений монастырь не претерпел. С 1957 по 1964 гг. в Грачанице проводились археологические исследования. В 1963–1967 гг. проведена архитектурная консервация, в 1968–1974 гг. – консервация фресковых росписей.
С 1990-х гг. в результате сложной политической обстановки в Косовском регионе Грачаница, в которой проживают несколько монахинь, неоднократно подвергалась нападениям со стороны албанцев и с 1999 г. находится под контролем международной миссии KFOR (Kosovo force). С 1999 г. в монастыре находится кафедра митрополита Рашско-Призренского Сербской православной церкви. Кафедра викарного епископа Липлянского находится в монастыре Дечаны. В 2004 г. монастырь внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2008 г. монастырь находится в сербском анклаве частично признанного государства Республика Косово.
Архитектура церкви
Церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой пятиглавый храм типа «вписанного креста» с тремя гранёными снаружи и полуциркульными внутри апсидами.
Вокруг подкупольного пространства расположены обходные нефы: западный служит нартексом и соединяется с наосом широким арочным проходом, северный и южный нефы заканчиваются находящимися в пастофориях двумя приделами с престолами в честь Богородицы Заступницы (дьяконник) и Святителя Николая (жертвенник). Приделы сообщались с алтарём, отделённым от наоса трибелоном – тремя широкими арочными проходами, превращёнными позднее в низкие стены. В нижних частях восточных пастофориев, а также в западной части южного обходного нефа имеются аркосолии для захоронений. Ниша протезиса центрального алтаря (место для приготовления даров перед литургией) помещается в северной части восточной стены алтарного пространства, такие же ниши имеются в обоих приделах и располагаются в северных стенах вблизи престолов.
В западной части северной стены южного обходного нефа находится небольшая дверь, ведущая на верхний этаж нартекса, где расположено продолговатое замкнутое помещение – катихумен, отделённый стенами от угловых купольных ячеек и двойным окном от наоса.
Центральный барабан, опирающийся на четыре столпа, расположен над средокрестием, боковые главы увенчивают угловые ячейки. Алтарь перекрыт слепым куполом на парусах, центральная часть нартекса – крестовым сводом, все остальные части храма – цилиндрическими сводами. Стены интерьера плоские, без выраженной артикуляции.
Все составляющие внутреннего пространства храма – алтарная часть с приделами, наос, обходные нефы и внутренний нартекс – скомпонованы в единый объём, создающий ощущение целостности, симметрии и монументальности всего здания.
Экстерьер храма имеет динамичную башнеобразную композицию, формирующуюся за счёт повышенных рукавов креста и пониженных боковых углов. Вертикальную ориентацию здания подчёркивают также повышенные подпружные арки, четырёхугольные постаменты под восьмигранными барабанами и вытянутые ниши на фасадах, внутри которых расположены узкие окна. Храм имеет позакомарное покрытие. Стены сложены в основном из песчаника и известняка, тогда как трахит и некоторые виды мрамора использовались для создания декора. Кирпич в кладке встречается в двух видах: толстый (от 4,5 до 6,5 см толщиной) обычной квадратной формы и более тонкий (от 2,5 до 3,5 см) прямоугольной формы. Для украшения фасадов использовано ограниченное количество узоров в строго определённых для них местах (тимпаны, окна, ниши и т. д.).
Купольный экзонартекс шириной 13,2 м и длиной 9 м пристроен к западной части храма после возведения основного здания (по мнению разных исследователей, между 1315 и 1321, в 1320-е гг. или в середине 14 в.). В 16 в. экзонартекс подвергся реконструкции, в результате которой заложены арочные проёмы на его фасадах; общий облик компартимента приобрёл более массивный характер.
Грачаница относится к группе пятиглавых крестово-купольных четырёхстолпных храмов, возведённых под патронажем короля Милутина, в которую входят церковь Богородицы Левишки в Призрене (1306–1309) и церковь Святого Георгия в Старо-Нагоричино (1312–1313). В связи с тем, что эти памятники наряду с кафоликоном монастыря Хиландар на Афоне, также обновлённым по заказу Милутина, демонстрируют технико-технологические и конструктивные характеристики, свойственные лучшим образцам византийской архитектуры того времени, в науке выдвигается предположение о том, что мастера могли быть приглашены сербским правителем из Салоник, Фессалии или Эпира (Ćurčić S. 1979. P. 7). Подтверждением данной гипотезы являются схожие стилистические аспекты всех вышеперечисленных милутиновских построек, в том числе и Грачаницы. Однако если одни исследователи называют грачаницкую церковь наиболее византийским из всех названных храмов, рассматривая его в контексте солунских пятикупольных памятников этого периода (церковь Святой Екатерины конца 13 в., церковь Святых Апостолов 1310-х гг., обе в Салониках), то другие видят в Грачанице своеобразный вариант сербской интерпретации греческой темы, т. к., помимо типично сербской тенденции к вертикальному построению объёмно-пространственной композиции, здесь акцентирована подкупольная часть и сохраняется функциональное распределение сакральных зон внутри храма, соответствующее программе т. н. рашкского типа и напоминающее интерьеры сербских церквей 13 в. (церковь Святой Троицы в монастыре Сопочаны, церковь Святого Ахиллия в Арилье и др.). Помимо ярко выраженной пирамидальной композиции, в Грачанице, в отличие от салоникских построек, дополнительные главы стоят над углами наоса, а не обходных галерей, которых здесь нет.
С исторической и политической точки зрения Грачаницу часто сопоставляют с ещё одной постройкой короля Милутина – церковью Святого Стефана в монастыре Баньска (1315), возведённой в качестве его задужбины-мавзолея. Связь между этими двумя памятниками имеет важное значение в контексте окончательного урегулирования вопроса законности прихода Милутина к власти, отстранившего от неё своего старшего брата Драгутина (годы правления – 1276–1282) и его наследников и провозгласившего себя автократором. Церковь монастыря Баньска, построенная в соответствии c консервативными архитектурными традициями Рашки 13 в. и посвящённая святому архидиакону Стефану – покровителю сербского самодержавия, не имеет архитектурного сходства с церковью Грачаницы. Но оба храма наглядно демонстрируют следование Милутина династическим традициям Неманичей, что подчёркивает легитимность его наследования сербского престола.
Росписи церкви
Основной массив храма расписан фресками около 1320–1321 гг. коллективом мастеров под руководством греческих художников Михаила Астрапы и Евтихия родом из Салоник, возглавлявших живописную мастерскую при дворе короля Милутина.
В конхе алтаря в окружении херувимов изображён Христос Эммануил (одна из иконографий Иисуса Христа), под ним – Богородица в полный рост с воздетыми руками в иконографическом типе «Ширшая Небес», по бокам от неё – святые архангелы Михаил и Гавриил, ниже – композиция «Причащение апостолов», разделённая на две части окном, а под ней – поясные изображения святых епископов [Григория Акрагантийского, Григория I Великого (Двоеслова), Евстафия Антиохийского, Мефодия, Ипполита и Илии Антиохийских]. В люнете окна-трифоры – серафим с двумя рипидами, на которых написано начало молитвы «Трисвятое». Самый нижний регистр центральной апсиды отведён под «Службу святых отцов» («Поклонение жертве»), где на престоле размещены сосуд с Агнцем, закрытое Евангелие и потир, благословляемые святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом, а позади престола стоят два ангела в дьяконских облачениях с рипидами. В своде алтаря – «Вознесение Господне».
На сводах и в верхних частях стен алтарного пространства сохранились несколько сцен из Богородичного цикла: «Отвержение даров», «Возвращение Иоакима и Анны из храма», «Благовещение Иоакиму» (фрагментарно), «Рождество Богородицы» (?), «Благословение трёх иереев», «Введение Богородицы во храм», «Молитва Захарии», «Захария передаёт Марию Иосифу», «Упрёки Иосифа», «Вода обличения». Нижняя зона отведена под ветхозаветные сюжеты: к югу от апсиды – «Святая Троица» («Гостеприимство Авраамово»), на южной стене – «Жертвоприношение Авраама» и «Авраам встречает трёх ангелов», на северной стене – «Руно Гедеоново» и «Ветхозаветная скиния», к северу от апсиды – «Премудрость созда Себе храм». В самых нижних частях – святые архиереи.
В конхе дьяконника изображены: Богородица, святители (святые Диадох и Евлавий) и «Служба святых отцов» со святыми Епифанием и Германом Константинопольским. В верхних частях стен частично представлены сцены из Богородичного цикла: на северной – «Бегство в Египет» и «Неопалимая Купина», на южной – «Встреча Марии и Елизаветы». В среднем регистре – несколько композиций из цикла поучений и притч Христовых: на северной – «Христос говорит с евреем о спасении» и «Будьте как дети», на южной – «Христос утишает бурю». Также на стенах южного придела изображены «Благовещение Богородице» (север), «Видение Петра Александрийского» (юг), «Три отрока в пещи огненной», «Пророк Илия в пещере» и грамота короля Милутина (запад). В аркосолии – более поздняя по времени сцена «Смерть епископа Липлянского Феодора» (середина 14 в.). Наряду с образами епископов и отшельников в нижнем регистре находится также портрет Феодора Бранковича (15 в.).
В конхе жертвенника расположено изображение святого Иоанна Крестителя в полный рост с развёрнутым свитком в руке, под ним – поясные изображения святителей [святые Евстафий Солунский и Иаков, брат Господень (Иаков Праведный)], в самом нижнем регистре – «Служба святых отцов» (святой Софроний и неизвестный архиерей). В связи с тем, что парекклесион (южный придел) посвящён святому Николаю, почти весь средний регистр его интерьера заполнен сценами из жития святого, среди которых на южной стене – «Рождество святого Николая», две сцены, иллюстрирующие явления святителя во сне царю Константину и Евлавию, «Спасение трёх невинных от казни», на северной – «Три воина в темнице» и «Разрушение идолов», а на западной – «Святой Николай утишает бурю». Нижний ярус отведён под фигуры преподобных.
Скуфью центрального купола традиционно занимает образ Христа Пантократора, вокруг которого разворачивается «Небесная литургия». В барабане – восемь пророков (Исайя, Иеремия, Илия, Елисей, Иона, Михей, Софония, Иезекииль). В парусах – четыре евангелиста (Матфей – в юго-восточном, Марк – в юго-западном, Лука – в северо-западном, Иоанн – в северо-восточном), между ними – «Спас Нерукотворный», «Керамион» и ангел. В скуфьях малых куполов представлены евангелисты: Иоанн Богослов – в юго-восточном, Лука – в северо-восточном, Марк – в юго-западном и Матфей – в северо-западном. Все евангелисты окружены Силами Небесными, а в барабанах малых куполов – святители и ветхозаветные пророки.
На сводах и в люнетах подкупольного пространства изображены двунадесятые праздники («Рождество Христово», «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие Святого Духа на апостолов»). В тимпанах и на стенах наоса также находится цикл поучений и притч: «Христос беседует с апостолами после Преображения», «Христос учит в Иудее», «Преполовение», «Пётр, ты камень», «Пётр и Анания», «Притча о мытаре и фарисее», «Притча о мудрых и неразумных девах», «Христос у Марфы и Марии», «Христос говорит о конце света», «Христос и блудница», «Христос призывает Матфея», «Изгнание торгующих из храма», «Христос читает Книгу в синагоге», «Христос беседует с апостолами».
Весь периметр храма опоясывает подробный Страстной цикл, начинающийся со сцены «Тайная вечеря» и заканчивающийся композицией «Иосиф Аримафейский испрашивает у Пилата тело Господне». В западной травее наоса – цикл Христовых чудес, деяний и притч: «Христос и самарянка» (?), «Брак в Кане Галилейской» и «Превращение воды в вино», «Исцеление слепорождённого» (?), «Христос и Закхей», «Исцеление расслабленного», «Христос в доме Симона фарисея», «Исцеление сухорукого» и др. На западной стене – «Успение Богоматери», состоящее из нескольких сцен («Ангел возвещает Богородице о смерти», «Богородица прощается с апостолами», «Апостолы находят пустой гроб» и др.). Ещё один обширный цикл, развёрнутый на стенах наоса, – сцены по Воскресении Христа: «Три женщины и Богородица у гроба Господня», «Жёны-мироносицы у гроба Господня», «Не прикасайся ко Мне» («Noli me tangere», или «Явление Христа Марии Магдалине»), «Жёны-мироносицы объявляют апостолам о воскресении Христа» и др.). Следующий ярус занимают поясные изображения сорока мучеников Севастийских, ниже – изображения отдельно стоящих фигур, среди которых святые Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, Савва Сербский, Константин и Елена, апостол Андрей, архидиакон Стефан, а также святые воины и целители.
На восточных опорах в верхней зоне традиционно расположена сцена «Благовещение». Также на всех четырёх столпах изображаются святые различных чинов и частично представлен Менологий – церковный календарь с житиями святых, сцены из которого продолжаются в верхней части боковых проходов к нартексу.
Портреты ктиторов храма – короля Милутина в византийском императорском облачении с моделью храма в руках и его супруги королевы Симониды – находятся на склонах арочного прохода из внутреннего нартекса в наос. Над ними изображён Христос и два ангела с королевскими венцами. Рядом, в южной части восточной стены нартекса, расположена композиция «Лоза Неманичей», представляющая собой генеалогическое древо правящей сербской династии и впервые появившаяся в Грачанице. Композиция включает в себя портреты всех сербских правителей, начиная со Стефана Немани, изображения которых соединяются между собой декоративной виноградной лозой. Династию Неманичей с небес благословляет Христос, а ангелы, по аналогии с византийской легендой об императоре Константине Великом, приносят корону и одеяния. Созданная по образцу византийской композиции «Древо Иессеево» – родословной Христа, «Лоза Неманичей» выражает национальную идею, подчёркивая богоизбранность, святородность и легитимность власти рода Неманичей. Размещение наверху семейного древа портрета правящего короля Милутина обозначает не только легитимность его правления, унаследованного от предков, но и представляет его как единственного наследника сербского престола, тем самым окончательно разрешая вопрос об отстранении от власти короля Драгутина. Посредством «Лозы Неманичей» визуализировался и новый порядок наследования сербского престола, который начиная с правления Милутина переходил строго от отца к сыну исключительно по линии Милутина.
В нижней северной части восточной стены нартекса королева Елена и король Милутин (или его отец, Стефан Урош I) представлены как монахи, получающие монашеские ризы из рук Христа Эммануила. Над ними – поясные фигуры святителей и две ветхозаветные сцены: «Илия избивает жрецов Вааловых» и «Иов на гноище». Над арочным проходом – образ Христа Судии с раскрытым Евангелием, а в пандан ему, на западной стене внутреннего нартекса, развёрнута обширная композиция «Страшного Суда» с композицией «Души праведных в руце Божией» в центральном крестовом своде. В верхних частях стен западной травеи продолжается Менологий.
В росписях катихумена сохранились фрагменты сцены «Введение Пресвятой Богородицы во храм», а также образы ветхозаветных пророков и столпников. Во фресковых композициях преобладают сербские надписи, однако встречаются и греческие.
Частично сохранились росписи экзонартекса, относящиеся к 16 в. В восточной части у входа в храм – Деисус, пророки в медальонах, Богородица на престоле, «Моисей перед Неопалимой Купиной», святые апостолы Пётр и Павел, святой Иоанн Креститель и архангел. На южной стороне юго-восточной пилястры – «Крещение Господне». На южной стене – сцены из «Акафиста Божией Матери», в западной части – «Христос Ангел Великого Совета», композиция «О Тебе радуется», «Покров». В нижнем ярусе экзонартекса изображены сербские святые Савва, Симеон, Арсений, Ефрем, Иоанникий и портреты современников росписи – патриарха Макария и митрополитов Антония и Дионисия, заказчика росписи, а также сцена «Смерть митрополита Дионисия».
Стремление к наиболее полному раскрытию и исчерпывающему объяснению богословских идей и образов приводит к значительному усилению нарративности во фресках Грачаницы: увеличилось количество персонажей в сценах, усложнилось построение пространственных планов, разработаны новые композиционные решения. В сцене «Преображение Господне» помимо основной сцены добавлены два дополнительных эпизода, объясняющих временную последовательность события, что оказало влияние и на построение композиции, и на пространственные соотношения фигур, и на цветовую палитру, и на другие элементы, формирующие изображение. Наряду с этим грачаницкие мастера обращались к традиционным решениям, основанным на античном наследии.
Помимо визуального воплощения евхаристической и эсхатологической тематики, а также основных догматов (о Боговоплощении, о двух природах Христа и др.), общих для всей византийской живописи, в иконографической программе фрескового ансамбля Грачаницы также прослеживаются идеологические установки и политические амбиции короля Милутина, которые отображены не только посредством новой композиции «Лоза Неманичей», но и через продолжение развития культа главных национальных сербских святых: Симеона Мироточивого (Стефана Немани), Саввы Сербского и покровителя сербского самодержавия – святого архидиакона Стефана.
Росписи Грачаницы представляют собой один из примеров эволюции сербской живописи в 1-й четверти 14 в., произошедшей под влиянием сформировавшейся придворной мастерской и под руководством греческих мастеров Михаила и Евтихия, расписавших целый ряд храмов (церковь Богородицы Перивлепты в Охриде, церковь Богородицы Левишки в Призрене, церковь Святых Иоакима и Анны в Студенице, церковь Святого Георгия в Старо-Нагоричино и др.).
Развёрнутые ветхозаветные, евангельские и протоевангельские циклы, последовательность и полнота повествования в расположении сцен, увеличение количества регистров, подчёркнутая экспрессия, экзальтированные позы и жесты персонажей, повышенная эмоциональность, утрата монументальности, пластичность образов, яркая и богатая палитра позволяют поставить росписи Грачаницы в один ряд с выдающимися образцами искусства Палеологовского ренессанса (Карие-джами и Фетхие-джами в Константинополе, Спасова церковь в Верии, церковь Святых Апостолов в Салониках, монастырь Протат на Афоне и др.). В частности, присутствие античных мотивов в грачаницких фресках, проявляющихся в рисунке, в элегантных несколько вытянутых пропорциях фигур и в стремлении избежать выражения сильных эмоций на лицах персонажей, объясняется самим характером византийской живописи, никогда не забывавшей об античном наследии и возвращавшейся к нему в определённые моменты своего развития. Однако, помимо общности с византийскими памятниками конца 13 – начала 14 вв., росписи Грачаницы несут на себе и отпечаток тесной связи с сербским искусством, проявляющийся в усилении графичности, нарастании плоскостности, высветлении палитры, что позволяет выдвигать предположение о постепенной славянизации и национализации нового стиля.