Сопочаны
Сопоча́ны (Сопоћани), монастырь во имя Святой Троицы в Рашском округе Сербии, близ г. Нови-Пазар, памятник архитектуры 13 в. Основан в долине реки Рашка в 1260 г. сербским королём Стефаном Урошем I как мавзолей королевской семьи. В 1266 г. из Студеницкого монастыря сюда были перенесены мощи его отца Стефана Первовенчанного. В 13–14 вв. Сопочаны – крупный монашеский центр.
Церковь Святой Троицы (около 1260 или около 1265), узкая однонефная купольная базилика с единственной апсидой, продолжает архитектурную идею церкви Успения Богородицы монастыря Студеница; её аркатурный пояс, перспективные порталы, резные наличники окон характерны для памятников т. н. рашской школы. В конце 13 в. к церкви были пристроены две фланкирующие нартекс часовни, открытый экзонартекс и башня на западном фасаде (фрески экзонартекса созданы по заказу Стефана Уроша IV Душана до 1346). В 1342–1346 гг. вдоль северной и южной стен, западнее рукавов трансепта, были возведены часовни Святых Георгия и Николая (фрески, 1350–1360). Фрески в церкви Святой Троицы (между 1263 и 1268) сохранились частично: в алтаре расположены сцены Евхаристии и Поклонения жертве, на стенах нефа в двух ярусах представлен евангельский цикл, на западной стене – огромная композиция Успения, в нижнем ярусе стен и на арках – святые воины, апостолы, праотцы и пророки в полный рост. Фигуры святых статуарны и напоминают античных риторов.
Цветовая гамма фресок основана на голубых, лиловых, бирюзовых и светло-розовых тонах. Фон имитирует золотую мозаику, как и фон фресок монастырей Студеница и Милешево. Росписи нартекса включают Страшный суд, Древо Иессеево, династический портрет Неманичей, Вселенские соборы и Тайную вечерю, 18 сцен жития Иосифа, а также образы святых Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского, Константина и Елены. Происхождение художников, расписавших церковь Святой Троицы, неизвестно. В отсутствие памятников Константинополя этого периода фрески Сопочан – важное свидетельство перехода от комниновского к палеологовскому стилю. Статичные сбалансированные композиции, монументальные фигуры, массивные архитектурные формы фона определяют развитие византийского и балканского искусства 2-й половины 13–14 вв. Сопочаны пережил несколько периодов запустения (рубеж 14–15 вв., начало 16 в.), пожар (1689).
Сопочаны включён в список Всемирного наследия.