Фетхие-джами
Фетхие́-джами́ (Fethiye Camii), памятник византийской архитектуры в Стамбуле (Константинополе).
Бывший монастырь Богородицы Паммакаристос (греч. Θεοτόκος ή Παμμακάριστος – Всеблаженнейшая), основанный куропалатом и великим доместиком Иоанном Комнином и Анной Дукеной в конце 12 в. Расположен на пятом холме Константинополя к юго-востоку от монастыря Хора (Карие-джами). Кафоликон (соборная церковь) монастыря был задуман как мавзолей семьи его основателей.
Около 1263 г. перешёл во владение Михаила Главы Тарханиота, протостратора императора Андроника II Палеолога. После смерти Михаила в 1304–1308 гг. его вдова Мария Дукена Комнина Бранена Палеологина приняла здесь монашеский постриг под именем Марфы и возвела амбулаторий вокруг кафоликона и парекклесион (придел) с южной его стороны, задуманный как семейная усыпальница. Настоятелем монастыря был назначен монах Косма, в 1294 г. возведённый в патриархи под именем Иоанна XII.
После падения Константинополя с 1455 г. монастырь служил резиденцией патриарха Геннадия II Схолария. В это время сюда было перенесено множество реликвий, находившихся ранее в других церквах города, в том числе саркофаг императора Алексея I Комнина. В 1588 г. при султане Мураде III монастырь был превращён в мечеть и получил название «Фетхие» (тур. Fethiye – завоевание) в честь победы османов над иранской империей Сефевидов в Закавказье, а греческий патриархат был перемещён в скромную церковь Святого Димитрия Канаву в Ксилопорте.
В 16 в. была перестроена восточная часть кафоликона (три апсиды были разобраны и заменены купольным, треугольным в плане строением с михрабом в юго-восточный части), тройные аркады, первоначально отделявшие амбулаторий от центрального объёма, заменены стрельчатыми арками. В 1640 и 1845 гг. здание реставрировали. После реставрации 1938–1940 гг. парекклесион получил статус музея, тогда как соседнее здание кафоликона сохранило функции мечети. В 1949 г. Византийский институт Америки под руководством П. А. Андервуда начал последовательную расчистку и реставрацию византийской живописи, сохранившейся в парекклесионе.
Кафоликон монастыря Паммакаристос (12 в.) представляет собой слегка удлинённый по оси восток – запад крестово-купольный храм с трёхсторонним обходом-амбулаторием. Нартекс состоит из четырёх ячеек, перекрытых крестовыми сводами, и отделён от наоса тремя октогональными столбами. Амбулаторий, ячейки которого перекрыты цилиндрическими сводами, окружает центральное ядро с северной, западной и южной сторон. В северной части амбулатория находятся четыре аркосолия, предназначенные для погребений; сводчатая гробница расположена под фундаментами с северной и западной стороны церкви.
Под церковью обнаружены фундаменты цистерны (7 х 3 м, в ней сохранились 12 колонн коринфского ордера), относящейся ко времени до основания монастыря. На его территории сохранились и другие цистерны, в том числе одна – к югу от церкви (22 х 7 м, два ряда из семи колонн).
Парекклесион (около 1315) пристроен к кафоликону с юга. В нём сохранилось несколько эпиграмм, прославляющих Тарханиота, чья гробница находилась под аркасолием в центре северной стены наоса. Парекклесион представляет собой миниатюрный крестово-купольный «храм на четырёх колоннах» с куполом и нартексом. Нартекс увенчан двумя меньшими куполами. Пространство парекклесиона узкое и вытянуто вверх за счёт сильно поднятых над капителями колонн малых подпружных арок. Боковые рукава креста перекрыты крестовыми сводами, а купол имеет «рёберную» форму.
Фасады парекклесиона прорезаны сложнопрофилированными арками, тройными окнами, арочными и килевидными нишами, а также имеют полихромную декорацию (ритмичное чередование камня и кирпичей) и надписи, выложенные кирпичом.
Парекклесион декорирован с особым вниманием к деталям и «перфекционизмом». Подлинные византийские капители (первоначально покрытые синей и золотой краской) украшены рогами изобилия и растительными орнаментами. Верхние уровни стен отделяет мраморный пояс в технике «шамплеве», называемой так по аналогии с выемчатой эмалью: в мраморную раму серо-голубого оттенка помещён растительный орнамент, чередующийся с геральдическими мотивами – красными медальонами с фигурами львов. Арки выложены полосами чёрного и белого мрамора. Сохранились также оригинальные византийские полы из проконесского мрамора.
Частично сохранившиеся мозаики парекклесиона (до 1310) представляют важный памятник палеологовского ренессанса. Медальон с фигурой Христа Пантократора в куполе окружён двенадцатью пророками в барабане. В апсиде представлен восседающий на троне Христос Иперагаф [греч. Χ(ριστὸ)ς ὁ Υπεράγαθος – Христос Сверхдобрый], воздевающий правую руку в благословляющем жесте, а в левой несущий рукопись в драгоценном окладе. На арке расположена стихотворная надпись, принадлежащая перу Мануила Фила, упоминающая заказчицу – монахиню Марфу, а также посвящение придела памяти Михаила Главы. По сторонам от Христа на стенах вимы представлены стоящие Богоматерь и Иоанн Креститель. Образованная таким образом композиция деисуса соответствует погребальному назначению часовни. В крестовом своде над вимой – полуфигуры архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила.
Из сцен евангельского цикла сохранилось лишь «Крещение» в южном рукаве креста, на противоположной стене от которого первоначально размещалось «Вознесение» (уцелели лишь небольшие фрагменты этой композиции). В южной апсиде представлены святители Кирилл Александрийский, Афанасий Великий и Григорий Богослов; на склонах арок – святые Григорий Просветитель, Григорий Чудотворец, Григорий Агригентский, Антипа и Власий. В северной апсиде находятся образы Климента I, Иакова Праведного, Митрофана I, Игнатия Антиохийского и Григория Нисского. В юго-западной угловой ячейке изображены Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Арсений Великий и Харитон Исповедник.
Стилистические особенности мозаик парекклесиона позволяют датировать их временем до 1310 г. (Д. Мурики) и причислять к группе столичных памятников первого палеологовского стиля. Наиболее близкие Паммакаристос произведения – мозаики и фрески Карие-джами в Константинополе (между 1313 и 1321), а также мозаики церкви Святых Апостолов в Салониках (1312–1315 или между 1328–1334).
Важное значение в системе декора имеет многообразный изысканный орнамент, используемый в обрамлениях образов святых. Растительные мотивы чередуются в нём с геометрическими узорами, сложными по ритму и колориту. Помещённые на золотых фонах фигуры сохраняют статуарность и пластичность, читаемую под витиевато ложащимися одеждами. Образ Рафаила в своде вимы (лики других архангелов не сохранились) несёт очевидные реминисценции античной живописи: длинная круглая шея, лёгкий естественный разворот головы, мягкие тени вокруг глаз и носа, румянец, эмоционально нейтральное выражение лика сообщают ему портретность. Колорит мозаик основан на множестве светлых полутонов (например, в облачениях пророков), дополненных сложной системой пробелов. В композиции «Крещение» фигуры небольшого размера размещены плотно, их стремительные движения, дублированные изломами скал и берегов, отличаются гибкостью и свободой. В нижней части мозаики находятся персонификации Моря с веслом в руках и Иордана в виде бородатого старца.
В южной галерее находятся остатки ранних фресок (около 1290), повреждённых и закрытых при возведении парекклесиона.