Карие-джами
Карие́-джами́ (Кахрие-джами; тур. Kariye Camii), памятник византийской архитектуры в Стамбуле (Константинополе). Расположен в 350 м от Адрианопольских (Харисийских) ворот городских стен (5 в.) и от т. н. Малого Влахернского дворца (дворец Константина Багрянородного, сына императора Михаила VIII Палеолога; конец 13 в.; ныне музей Текфур-сарай).
Храм служил собором (кафоликоном) монастыря Христа Спасителя в Хоре (от греч. χώρα – поле, пространство), основанного, предположительно, в середине 6 в. Феодором, дядей жены императора Юстиниана I Феодоры, или в начале 7 в. полководцем Криспом, зятем императора Фоки. Построенный в 1077–1081 гг. на средства Марии Дукини храм (предположительно, на фундаментах храмов 5, середины 6 или начала 7 вв.) имеет крестообразное в плане центральное бесстолпное пространство (наос), перекрытое широким барабаном с куполом (диаметром около 7,7 м).
В 1-й половине 12 в. перестроены центральная апсида и перекрытые небольшими куполами боковые апсиды; к началу 14 в. перестроен эзонартекс (внутренний притвор) с двумя куполами; в 1300-х – 1310-х гг. перестроен центральный купол, пристроены другие окружающие наос пространства – экзонартекс (внешний притвор), северное помещение и южный парекклесион с куполом, задуманный как усыпальница (гробницы до начала 15 в. размещали и во внешнем притворе), центральная апсида укреплена контрфорсом, сооружено отдельное здание скевофилакия (сосудохранительницы) и библиотеки. Ктитор строительных и художественных работ, завершённых в марте 1321 г., – великий логофет (первый министр) Феодор Метохит (1270–1332; принял иноческий постриг в этом монастыре с именем Феолепт; изображён коленопреклонённо, подносящим модель храма Иисусу Христу в мозаике над главным входом в наос). Сохранились захоронения 7–15 вв.
Мозаики и росписи исполнены между 1313 и 1321 гг. Это один из лучших ансамблей живописи палеологовского ренессанса в его столичном варианте. Мозаики расположены в наосе, во внутреннем и внешнем притворах. В наосе сохранились ростовые изображения Христа и Богоматери с Младенцем на западных гранях северо-восточного и юго-восточного углов, «Успение Богородицы» на западной стене.
На восточной стене внутреннего притвора, по сторонам от входа в наос изображены апостолы Пётр и Павел. Справа от апостола Павла расположен Деисус с Христом (иконография Христа Халкита), Богоматерью, Исааком Комнином (сын императора Алексея I Комнина) и Марией Палеологиной (дочь Михаила VIII Палеолога; в иночестве – Мелания). Остальные мозаики стен и сводов внутреннего притвора посвящены теме родословия Марии и Христа. В южном барабане и куполе изображены Христос Вседержитель (Пантократор) в окружении двадцати девяти праотцев от Адама до Иакова (в верхнем ярусе), двенадцати сыновей Иакова, двух сыновей Иуды и одного сына Фареса (в нижнем ярусе). В двух центральных и в северном компартиментах внутреннего притвора сохранился цикл мозаик со сценами из жизни Марии, Иосифа и родителей Марии (с использованием апокрифического «Протоевангелия Иакова»): от «Отвержения даров Иоакима» до «Возвращения Иосифа после плотничьих работ». В куполе северного компартимента – «Богоматерь с Младенцем». На северной стене, над могилой деспота Димитрия Палеолога и его жены Феодоры, сохранилось изображение Богородицы «Живоносный источник» (середина 14 в.).
Во внешнем притворе над двумя порталами изображены Христос Вседержитель и Богоматерь Воплощение. Остальные стены и своды семи компартиментов внешнего притвора посвящены продолжению жизни Иосифа, Марии и Христа: от «Сна Иосифа с явлением ангела» до фрагмента сцены «Христос среди учителей в Иерусалимском храме». Также в экзонартексе помещены фигуры святых (29 – в медальонах и 8 – в полный рост), сцены земного служения и чудес Христа. Продолжение цикла чудес Христа размещено в южном компартименте внутреннего притвора (сцены исцелений).
Воссоздание индивидуальных особенностей и глубокой одухотворённости персонажей сочетается в мозаиках Карие-джами со стремлением к передаче пространства (под влиянием эллинистических образцов появляется объёмное изображение сложных архитектурных ландшафтов). Контрастное сочетание красок дополняется тонким композиционным ритмом, динамичные построения – широким использованием контрапостов, резкие складки развевающихся одеяний – мягкостью ликов. Общая гамма светлая и богатая оттенками. Освещённые поверхности архитектуры выложены белой и жёлтой смальтой, символизирующей свет.
Мозаики Карие-джами близки мозаикам церкви Святых Апостолов в Фессалониках (около 1310–1314) и парекклесиона церкви Богоматери Паммакаристы (Фетхие-джами) в Стамбуле (1310-е гг.), миниатюрам рукописей, восходящих к эллинистическим образцам. Мозаики оказали сильное влияние на творчество византийских и балканских мастеров 14–15 вв. (на Феофана Грека, на мастеров росписей церкви Введения Богородицы во храм в монастыре Каленич в Сербии, около 1413, и др.).
В наосе и внутреннем притворе сохранились мраморная отделка стен, скульптура (рельеф с изображением Спасителя над мозаикой Богородицы), полы, в окнах апсиды – остатки витражей. Во внешнем притворе – капители с изображением ангелов (возможно, 11 в.).
В южном приделе сохранился ансамбль фресок (около 1320) с многофигурными композициями, посвящёнными темам воскресения и будущего спасения. В конхе апсиды – «Сошествие во ад» («Воскресение Христово»); на софите арки перед апсидой – образ архангела Михаила в медальоне, «Воскрешение сына вдовицы» и «Воскрешение дочери Иаира»; на своде и стенах восточного компартимента – «Страшный суд»; в куполе западного компартимента – фигуры Богоматери с благословляющим Младенцем, в окружении двенадцати ангелов; в парусах – фигуры гимнографов (святые Иоанн Дамаскин, Косма Майюмский, Иосиф Песнописец и Феофан Начертанный); в люнетах – ветхозаветные прообразы Марии («Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», «Перенесение Ковчега завета в храм Соломона», «Град заключенный»); в нижнем регистре – ростовые фигуры святых (святители, воины, анахореты и др.). Над могилами вдоль южной стены созданы портреты (в том числе конставла Михаила Торника и его жены до и после пострижения в монахи, 2-я четверть 14 в.).
На западной стене экзонартекса над захоронениями – росписи с изображениями святых Космы Майюмского и Иоанна Дамаскина, Богоматери Влахернитиссы, портреты погребённых (Ирины Раулены Палеологины, в иночестве Афанасии, 14 в.; и др.).
Предположительно в 1453 г. в собор была перенесена Влахернская икона Божией Матери (не сохранилась). Между 1495 и 1511 гг. собор превращён в мечеть (к юго-западному углу пристроен минарет, перестроен купол, частично заштукатурены мозаики и фрески; общая площадь постройки составила 742 м2). В 1920-х гг. мозаики и фрески копировали А. В. Грищенко и Д. В. Измайлович. Мечеть закрыта в 1945 г. Реставрирована в 1948–1958 гг. под руководством Т. Уиттемора и П. Андервуда. С 1958 г. действовала как музей. В 1985 г. в числе других памятников исторических районов Стамбула бывший собор с территорией монастыря включены в список Всемирного наследия. С 2020 г. вновь действует как мечеть.