#Искусство и архитектура Сербии
Искусство и архитектура Сербии
Тег

Искусство и архитектура Сербии

Искусство и архитектура Сербии
Найденo 5 статей
Страны мира. Искусство и архитектура
Сербия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Се́рбии. На территории Сербии обнаружены каменные статуэтки с поселения позднего мезолита – раннего неолита Лепенски-Вир, многообразные керамика, пластика и т. д. неолита и бронзового века; городища иллирийцев, остатки древнеримских укреплённых поселений, Царичин-Град (Юстиниана Прима, основан Юстинианом I в 535). Памятники прикладного искусства эпохи Великого переселения народов связаны с германской, славянской и аварской культурами. Средневековые зодчество и изобразительное искусство несут отпечаток византийского влияния, но также присутствуют романские и готические мотивы. Среди ключевых памятников – архитектура и монументальная живопись в монастырях Студеница, Милешево, Сопочаны, Грачаница, украшенное орнаментами Мирославово Евангелие. После турецкого завоевания художественная жизнь возобновилась во 2-й половине 16 в.; в ней сочетались поствизантийские и западные импульсы (барокко, классицизм). В 19–20 вв. Сербия следовала общеевропейским и региональным тенденциям. Среди крупнейших мастеров 2-й половины 20 в. – Б. Богданович и М. Абрамович, активно работающая и в 21 в.
Студеницкий монастырь. Церковь Успения Богородицы. 1186–1196. Притвор построен не позднее 1234
Художники (современное искусство)
Абрамович Марина
Абра́мович Мари́на (род. 1946), сербский художник. Один из ключевых авторов перформансов последней трети 20 – начала 21 вв., ряд работ близок к боди-арту. Основной мотив раннего творчества – преодоление страха перед физической болью, насилием и риском, идеологических рамок, границ возможностей собственных тела и сознания. Многие зрелые работы имеют биографический характер («Влюблённые – Поход по Великой Китайской стене», 1988), связаны с культурой и историей балканских стран («Балканское барокко», 1997, «Золотой лев» Венецианской биеннале). С середины 2000-х гг. занимается вопросом профессионального воспроизведения перформансов и их сохранения в истории искусства.
Марина Абрамович (слева). В присутствии художника. Перформанс. 2010
Живописцы
Лубарда Петар
Луба́рда Пе́тар (1907–1974), черногорский живописец. В 1932–1940 гг. и с 1951 г. жил в Белграде, в 1946–1950 гг. – в Цетине. Автор пейзажей («Церковь Святого Влаха в Дубровнике», 1937, Черногорская художественная галерея, Цетине), жанровых портретов («Гусляр», 1952), исторических картин («Косовская битва», 1953, обе – в Музее современного искусства, Белград). В позднем творчестве испытал влияние абстрактного экспрессионизма («Буффало», 1967, Черногорская художественная галерея).
Петар Лубарда. Жара. 1952
Религиозные сооружения
Сопочаны
Сопоча́ны, монастырь во имя Святой Троицы в Рашском округе Сербии, близ г. Нови-Пазар, памятник архитектуры 13 в. Основан в долине реки Рашка в 1260 г. сербским королём Стефаном Урошем I как мавзолей королевской семьи. В 1266 г. из Студеницкого монастыря сюда были перенесены мощи его отца Стефана Первовенчанного. В 13–14 вв. Сопочаны – крупный монашеский центр. В отсутствие памятников Константинополя этого периода фрески Сопочан – важное свидетельство перехода от комниновского к палеологовскому стилю. Сопочаны включён в список Всемирного наследия.
Церковь Святой Троицы. Монастырь Сопочаны. Ок. 1263