Государственная гражданская служба
Госуда́рственная гражда́нская слу́жба, вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов; органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов федерации; лиц, замещающих государственные должности федерации и её субъектов.
Признаки государственной гражданской службы
В различных правовых системах государственная гражданская служба имеет определённую специфику. Существуют две разные модели организации государственной гражданской службы. В странах англосаксонской правовой системы применяется т. н. открытая модель, которая подразумевает наличие открытой конкурсной системы подбора кадров; зависимость оплаты труда и должностного роста государственного гражданского служащего от качества его служебной деятельности; значительную роль административных регламентов, где содержатся критерии оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих; наличие упрощённой процедуры увольнения.
В свою очередь, в странах континентальной правовой системы применяется «закрытая модель», что означает наличие многоступенчатой системы отбора кадров; зависимость оплаты труда от стажа гражданского служащего; применение усложнённой процедуры увольнения гражданского служащего.
Однако общей чертой для обеих правовых систем является разграничение в федеративных государствах государственной гражданской службы на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации, замещение должностей государственной гражданской службы гражданами государства, а также связь с обеспечением выполнения публичных задач, поставленных перед государством.
Определение государственной гражданской службы в России
В Российской Федерации определение государственной гражданской службы закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы наряду с военной службой и государственной службой иных видов. Существуют две разновидности государственной гражданской службы: федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или Указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе отдельных федеральных органов государственной власти могут быть установлены отдельными федеральными законами. Такие особенности предусмотрены для дипломатических работников Министерства иностранных дел РФ, которым, в частности, присваиваются дипломатические ранги.
Государственная гражданская служба – это всегда профессиональная деятельность граждан РФ, взявших на себя обязательства по её прохождению. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории «Сириус» или бюджета субъекта РФ. Его нанимателем является Россия или соответствующий субъект РФ.
Государственная гражданская служба основывается на таких законодательно закреплённых принципах, как приоритет прав и свобод человека и гражданина; единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ; равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы; доступность информации о гражданской службе; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищённость гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Государственная гражданская служба обеспечивает решение широкого круга проблем публичного управления политического, экономического, социального, культурного характера. Должности государственной гражданской службы созданы в аппарате органов законодательной власти, органах исполнительной и судебной власти. Функции государственной гражданской службы заключаются в принятии управленческих решений от имени государства, а также в обеспечении выполнения законов и подзаконных актов; регулировании всех сфер жизни общества посредством реализации полномочий органов государственной власти и обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности; защите прав и свобод человека и гражданина.
История государственной гражданской службы в России
Государственная гражданская служба представляет собой важнейший элемент механизма государства. Институт государственной гражданской службы в России имеет давнюю историю, уходящую корнями в царский период.
Ключевым дореволюционным законодательным актом, установившим перечень соответствия между военными, статскими и придворными чинами, ранжированными по классам, явилась «Табель о рангах» 1722 г. Кодификация законодательства о государственной гражданской службе выразилась в подготовке в 1832 г. Устава о службе гражданской, а также Положения о порядке производства в чины по гражданской службе 1834 г. В соответствии с данными актами гражданская служба получила собственный правовой статус, был регламентирован порядок её прохождения. Особенностью гражданской службы данного периода являлся сословный принцип её комплектования. Для ряда выходцев из податных сословий поступление на гражданскую службу было запрещено (Ерёмина. 2014).
Советский период развития института государственной гражданской службы характеризовался наличием т. н. номенклатурного принципа, подразумевающего наличие списка должностей, назначение на которые производилось с санкции партийного органа. Нормативная основа гражданской службы в это время составляла несистематизированный массив правовых актов различной юридической силы и отраслевой принадлежности. Порядок поступления на государственную гражданскую службу, её прохождения, вопросы дисциплинарной ответственности служащих регулировались Основами законодательства о труде 1970 г., кодексами законов о труде союзных республик, а также многочисленными ведомственными актами.
Постсоветский период истории государственной гражданской службы характеризуется проведением ряда административных реформ. Так, на первом этапе (в 1997–2000) была создана Комиссия по разработке проекта Программы государственного строительства (1997). На втором этапе, в 2000–2004 гг., были разработаны и утверждены основные документы, относящиеся к реализации административной реформы. Так, Указ Президента от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» одной из ключевых целей рассматривал повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти. На дальнейшее формирование института государственной гражданской службы также повлияло издание Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», закрепившего новую трёхзвенную структуру органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Следующий этап административного реформирования государственной гражданской службы (2006–2010) характеризовался утверждением типовых регламентов внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, внедрением в органах исполнительной власти принципов управления исходя из показателей результативности, разработкой единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, внедрением механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.
Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации» (2009–2013) в качестве ключевых направлений реформирования государственной гражданской службы выделяла:
формирование системы государственной гражданской службы как целостного государственно-правового института;
внедрение на государственной гражданской службе современных методов кадровой работы;
повышение эффективности государственной гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» в качестве основных направлений развития государственной гражданской службы закрепил совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы РФ, стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе, ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.
Государственная гражданская служба в России в 2020-е гг.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждён распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2021 № 2816-р), разработанный Минэкономразвития России, закрепил необходимость качественного улучшения кадрового потенциала гражданской службы, которое позволит успешно решать актуальные задачи государственного и общественного развития; необходимость расширения участия в составе конкурсных и аттестационных комиссий представителей гражданского общества; создания системы кадровых резервов на гражданской службе, формируемой на конкурсной основе и по результатам аттестации; внедрения института наставничества; существенного изменения системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих в соответствии с актуальными направлениями и задачами государственного управления.
Одним из перспективных направлений совершенствования законодательства о государственной гражданской службе может стать реализация принципа взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы, закреплённого в ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Необходимо отметить, что государственная гражданская служба имеет много общего с муниципальной службой, т. к. их основной целью является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Однако в настоящее время имеются противоречия в положениях нормативных актов, закрепляющих гарантии правового статуса государственных и муниципальных служащих. Так, при переходе муниципальных служащих на гражданскую службу иного субъекта РФ и обратно не гарантируется преемственность ранее присвоенных классных чинов и фактически нарушается право служащих на должностной рост. Для решения данной проблемы целесообразно принять на федеральном уровне реестр соответствия классных чинов государственной гражданской службы и муниципальной службы. Кроме того, требуется законодательное закрепление возможности получения муниципальными служащими за счёт средств местного бюджета всех видов дополнительного профессионального образования, аналогично государственным гражданским служащим. Размер оплаты труда муниципальных и гражданских служащих, уровень социальных гарантий при расторжении служебного контракта, размер их пенсионного обеспечения должны быть сопоставимы.