Коррупционное правонарушение
Коррупцио́нное правонаруше́ние, виновное противоправное деяние, выраженное в действии или бездействии, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, за которое соответствующими нормативными правовыми актами предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. К числу международных правовых актов в сфере противодействия коррупции относятся как универсальные, так и региональные международные договоры, в частности:
1. Документы Организации Объединённых Наций против коррупции:
Конвенция Организации Объединённых наций против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003);
Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (принята 16 декабря 1996 резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи ООН);
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц;
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
2. Документы Совета Европы в сфере противодействия коррупции:
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в Страсбуре 27 января 1999);
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в Страсбуре 8 ноября 1990).
3. Документы Союза Содружества Независимых Государств в сфере противодействия коррупции:
модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят в Санкт-Петербурге 15 ноября 2003).
4. Документы иных международных организаций, например Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Организация экономического сотрудничества и развития; принята 17 декабря 1997).
Эти международные договоры и конвенции ратифицированы РФ и являются составной частью российской правовой системы.
Определение коррупции содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которому под коррупцией понимается совершение физическим лицом, а также от имени или в интересах юридического лица следующих деяний:
злоупотребление служебным положением;
дача взятки;
получение взятки;
злоупотребление полномочиями;
коммерческий подкуп;
иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление кому-либо такой выгоды, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1).
Поскольку законодательство РФ о противодействии коррупции не содержит легального определения «коррупционное правонарушение», предлагается дополнить ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» этим термином, под которым следует понимать совершение противоправных деяний (действие или бездействие), не только предусмотренных п. 1 ст. 1 вышеуказанного федерального закона, но и выразившихся в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных этим федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере противодействия коррупции, за которое законодательством РФ установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
К видам коррупционных правонарушений относятся:
гражданско-правовой коррупционный деликт;
дисциплинарный коррупционный проступок;
административное коррупционное правонарушение;
уголовное коррупционное преступление.
Под дисциплинарным коррупционным проступком следует понимать противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий.
Российским законодательством о противодействии коррупции предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Для лиц, замещающих должности государственной (муниципальной) службы, существуют следующие запреты и обязанности:
запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и/или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; представлять сведения о своих расходах; уведомлять компетентные органы о склонении к совершению коррупционных правонарушений; принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомив своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно; в целях предотвращения конфликта интересов передавать принадлежащие лицу ценные бумаги, акции [доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций] в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.
Неисполнение этих обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы. Помимо указанного дисциплинарного взыскания, ст. 192 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) предусмотрены замечание, выговор, которые могут быть применены при малозначительности совершённого коррупционного правонарушения.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учёт мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка.
Административным коррупционным правонарушением является виновное противоправное деяние (действие или бездействие), совершённое умышленно или по неосторожности, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и за совершение которого установлена административная ответственность.
КоАП РФ содержит следующие виды составов административных правонарушений (указанные деяния не являются преступлением):
подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ), а также иные правонарушения, касающиеся проведения выборов, референдума;
незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесённых к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16 КоАП РФ);
несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и ряд других статей по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 7.29 КоАП РФ и др.);
заведомо ложное заключение эксперта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 7.32.6 КоАП РФ);
незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).
К коррупционному преступлению относится виновно совершённое общественно опасное деяние, нарушающее законодательство о противодействии коррупции и запрещённое Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания.
УК РФ предусматривает следующие виды коррупционных преступлений:
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ);
внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);
превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
получение взятки (ст. 290 УК РФ);
дача взятки (ст. 291 УК РФ);
посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ);
служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
халатность (ст. 293 УК РФ);
мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ);
присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ);
провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ).
Указанный перечень преступлений не является исчерпывающим.
По решению суда физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, может быть лишено права занимать определённые должности государственной и муниципальной службы, а также лишено специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград.
Основные виды коррупционных правонарушений в сфере гражданских правоотношений предусмотрены гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» и гл. 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
Гражданская ответственность за коррупционное правонарушение наступает в отношении обладающих признаками коррупции и не являющихся преступлениями нарушений правил дарения, а также нарушений порядка предоставления услуг, предусмотренных ст. 575 ГК РФ [запрет на дарение подарков (за исключением обычных, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей].
Российское гражданское законодательство предусматривает ответственность за причинение материального ущерба и/или морального вреда посредством нарушения определённых правовых установлений или запретов, а также обязанность его возмещения в связи с совершением коррупционного правонарушения.
Гражданско-правовой вред подлежит возмещению за счёт соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В то же время РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причинённого по конкретным основаниям, предусмотренным гражданско-правовым законодательством, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.