Максимов Владимир Емельянович
Макси́мов Влади́мир Емелья́нович [настоящие имя и фамилия Лев Алексеевич (по другим данным – Александрович) Самсонов] (27.11.1930, Москва – 25(или 26).3.1995, Париж), русский писатель, драматург, переводчик.
Родился в рабоче-крестьянской семье; отец был репрессирован. Рос беспризорником; в 1945–1950 гг. воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников. С 1951 г. жил на Кубани, затем в Ставрополье; в 1956 г. вернулся в Москву. В 1967–1968 гг. член редколлегии журнала «Октябрь». В 1973 г. дважды помещался на принудительное лечение в психиатрическую клинику.
В феврале 1974 г. эмигрировал во Францию; в начале 1975 г. лишён советского гражданства. Жил в Париже. Основатель и главный редактор (1974–1992) литературного, политического и религиозного журнала «Континент», объединившего представителей эмиграции «третьей волны» (И. А. Бродский, А. А. Галич, А. И. Солженицын и др.). В 1990 г. Максимову было возвращено советское гражданство, его произведения начали издавать в России.
Дебютировал как поэт в 1956 г. (сборник «Поколение на часах»). Ранняя проза посвящена изображению людей, отверженных советским обществом: повести «Мы обживаем землю» (1961; о таёжных бродягах), «Жив человек» (1962; о подростке, после ареста отца ставшем беспризорником); рассказ «Искушение» (1964; об инвалиде войны) и др.
Литературную известность принесли появившиеся сначала в самиздате, а затем изданные на Западе романы, критически представлявшие советскую действительность: «Семь дней творения» (1971), где на примере нескольких поколений рабочей семьи показано постепенное разочарование народа в идеалах социализма; «Карантин» (1973), герои которого приходят к духовному возрождению через нравственный кризис.
В эмиграции вышли автобиографическая дилогия «Прощание из ниоткуда» (1982); романы «Ковчег для незваных» (1979; об освоении СССР Курильских о-вов после Второй мировой войны 1939–1945), «Заглянуть в бездну» (1986; о любви А. В. Колчака и А. В. Тимирёвой), «Кочеванье до смерти» (1994; о писателе-диссиденте, подобно Максимову прошедшем путь от беспризорника до «невозвращенца»). В зрелом творчестве у Максимова христианские ценности и традиции русской культуры противопоставлены критически воспринятым идеалам большевизма и западной цивилизации.
Среди других произведений: публицистика (сборник «Сага о носорогах», 1981), пьесы, поэтические переводы.