#Садово-парковое искусство
Садово-парковое искусство
Тег

Садово-парковое искусство

Садово-парковое искусство
Найденo 14 статей
Прибрежный цветник (Ханчжоу, провинция Чжэцзян, Китай)
ТерминыТермины
Цветник
Цветни́к, участок территории, предназначенный для украшения парков, садов, скверов, бульваров, дорог, дворов, палисадников и пр. Для оформления цветников используют однолетние, двулетние и/или многолетние декоративные красивоцветущие травянистые растения. При создании цветников учитываются такие характеристики растений, как декоративность, окраска (цветовая гамма) и фактура цветков, листьев и плодов, сроки и продолжительность цветения, форма растения, его высота (ярусность), отношение к освещённости, свойствам почвы, влагообеспеченности участка. Форма цветника бывает двух типов: регулярная (геометрическая), спроектированная для архитектурных ансамблей, городских скверов и парков, или ландшафтная (свободная), вписанная в окружающий пейзаж. В цветниках регулярного стиля выделяют: партеры, клумбы, бордюры, рабатки, ленточные и регулярные цветники. В цветниках ландшафтного стиля выделяют: миксбордеры, ландшафтные цветочные композиции, сады непрерывного цветения, водные и прибрежные цветники, каменистые (альпинарии, рокарии) и гравийные цветники, цветочные сады, абстрактные цветочные композиции. Проектирование и создание цветников базируются на принципах художественной композиции.
Архитекторы, градостроители
Кент Уильям
Кент Уи́льям (около 1685 – 1748), английский архитектор, ландшафтный архитектор, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Представитель английского палладианства, ведущий мастер георгианского стиля, один из создателей английского пейзажного парка. Среди работ: резиденции Чизик-хаус (1726–1729, ныне в черте Лондона; совместно с его владельцем – Р. Бойлем, 3-м графом Бёрлингтоном) и Холкем-холл (основное строительство завершено в 1759; графство Норфолк), интерьеры усадьбы Хоутон-холл (1726–1731; графство Норфолк) и королевского Кенсингтонского дворца в Лондоне (1720-е гг.), парк в поместье Стоу (с 1731; графство Бакингемшир).
Симон-Франсуа Равене. Портрет Уильяма Кента. 1743
Термины
Камерность
Ка́мерность (от лат. camera – комната), в изобразительном, декоративно-прикладном, садово-парковом искусстве и архитектуре характеристика формата произведений, имеющих небольшой размер, организующих малое пространство или предназначенных для небольшого помещения. Рассчитаны на узкий круг зрителей и близкий визуальный контакт. Понятие «камерность» определяет также картины с изображением замкнутой среды, частной жизни, уютного интерьера с незатейливыми занятиями его обитателей. Задача подобных произведений – отразить микрокосм человеческой жизни, зачастую противопоставив его перипетиям внешнего мира («Женщина, читающая письмо» Г. Метсю, 1664–1666, Национальная галерея Ирландии, Дублин).
Габриел Метсю. Женщина, читающая письмо. 1664–1666
Термины
Фонтан
Фонта́н, произведение архитектуры малых форм, служащее обрамлением для потока воды. Издревле выступает источником питьевой воды, украшает сады и парки, пространство города. Фонтаны появились в Древнем мире, в том числе как культовые объекты. В 16–18 вв. созданы самые значительные ансамбли фонтанов: на вилле д’Эсте в Тиволи (1550–1572, П. Лигорио), в Версале (1661–1688, А. Ленотр при участии Л. Лево) и Петергофе (c 1710, Ж.-Б. Леблон). Во 2-й половине 20 в. фонтаны порой – примеры экспериментов в сфере современного искусства («Фонтан Стравинского» в Париже, 1983, Ж. Тэнгли, Н. де Сен-Фаль). Для рубежа 20–21 вв. характерен минимализм архитектурной и скульптурной основы фонтанов, использование кинетических и светомузыкальных эффектов.
Фонтан Треви, Рим. 1732–1762. Архитекторы Никола Сальви, Джузеппе Паннини
Архитекторы, градостроители
Менелас Адам
Менела́с Ада́м (1748 или 1749 – 1831), российский архитектор, мастер садово-паркового искусства. Шотландец по происхождению. Представитель классицизма, позже – неоготики. С 1784 г. работал в России, в том числе под руководством Н. А. Львова. Проектировал дворцы для семьи графов Разумовских, парки («Александрия» в Петергофе, с 1826) и неоготические парковые сооружения (Арсенал и Белая башня в Александровском парке в Царском Селе, 1810-е – 1830-е гг., и др.; дворец «Коттедж» в парке «Александрия» в Петергофе, 1826–1829, и др.).
Адам Менелас. Дворец графа А. К. Разумовского на Гороховом поле, Москва. 1799–1802
Произведения садово-паркового искусства
«Кингс-парк»
«Кингс-парк» (Kings Park), крупный парк в г. Перт (Австралия). Площадь 4,0 км2 (2022). Основан в 1872 г. как «общественный парк и земля для отдыха» площадью 1,8 км2 (неоднократно менял название и расширялся). Современное название получил в 1901 г. в честь восшествия на британский престол короля Эдуарда VII. Находится в ведении Управления ботанических садов и парков (с 1999; при правительстве штата Западная Австралия). Ежегодно парк посещают свыше 4 млн человек (4,3 млн в 2021/2022; 5,1 млн в 2018/2019).
«Кингс-парк». Перт (Австралия)
Произведения садово-паркового искусства
«Калемегдан»
«Калеме́гдан» [серб. Калемегдан, Kalemegdani; тур. Kale meydanı, от кale – крепость и meydan(i) – поле]. Крупнейший парк в Белграде, расположенный рядом с Белградской крепостью в общине Стари-Град. Разбит на стрелке (слияние рек Дунай и Сава). Название «Калемегдан» произошло от словосочетания турецких слов «Кале» – «крепость» и «Мегдан» – «поле». Решение о создании городского парка было принято в 1867 г. по указу князя М. Обреновича, при этом в распоряжение гражданских властей территория была передана только в 1890 г. Первые работы по благоустройству начались в 1869 г., в 1873–1875 гг. происходило озеленение, в 1891 г. проложены дорожки и посажены деревья. С 1946 г. находится под охраной государства. Площадь 52 га (2022). В состав паркового комплекса входят: военный музей, Городской институт защиты памятников культуры, зоопарк, художественный павильон «Цвиета Зузорич», спортивные площадки, заведения общественного питания и др.
Страны, регионы, города
Произведения садово-паркового искусства
«Ташмайдан»
«Ташма́йдан» (серб. Ташмајдан, Tašmajdan; от тур. taş – камень и meydan – поле), парк в Белграде, в общине Палилула. Разбит в 1954 г., реконструирован в 2010–2011 гг. Площадь зелёной зоны составляет 11 га, высажены свыше 1 тыс. деревьев более чем 60 видов (2013). Основной достопримечательностью парка являются пещеры, в которых во времена Римской и Османской империй добывались строительный материал (известняк) и селитра, во Вторую мировую войну 1939–1945 гг. пещеры использовались как бомбоубежища. В парке или непосредственно рядом с ним расположены церковь Святого Марка, церковь Святой Троицы Русской православной церкви, сейсмологическая станция, Главпочтамт, спортивный комплекс «Ташмайдан», центральный офис телерадиовещательной компании «Радио-телевизија Србије» и др.
Страны, регионы, города
Термины
Живая изгородь
Жива́я и́згородь, в садово-парковом искусстве – рядовые посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников, чаще всего с плотной листвой, которым с помощью стрижки придаётся форма стены. Подразделяются на однопородные (из одного вида растений), комбинированные (сложные, многоярусные), шпалерные, в которых высаженные рядом деревья переплетаются кронами. Живые изгороди разграничивают определённую территорию и являются значимым декоративным элементом садового или паркового ландшафта, а также могут выполнять функцию защитного ограждения, снижая уровень шума, защищая от ветра и снежных заносов, выступая в роли маскировочных насаждений.
Живая изгородь в парке Хардвик-холл в Дербишире
Произведения садово-паркового искусства
Летний сад в Санкт-Петербурге
Ле́тний сад в Санкт-Петербу́рге (заложен в 1704), старейший дворцово-парковый ансамбль города. Отразил вкусы Петра I; задуман как обширная регулярная композиция с геометрической сеткой аллей, разделённых боскетами, фигурными прудами, узорными клумбами и другими атрибутами барочных парков (планировка – И. М. Угрюмов, Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов и др.). Включает Летний дворец Петра I – памятник архитектуры и декора петровского барокко (1710–1714, архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер), крупнейшую в стране коллекцию итальянской декоративной скульптуры рубежа 17–18 вв. (Д. Бонацца, А. Тарсия и др.), ажурную ограду-решётку со стороны Невы (1770–1784, архитекторы Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров). С 2002 г. входит в комплекс Русского музея; в составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга включён в список Всемирного наследия.
Летний сад, Санкт-Петербург
1
2