Нимфы
Ни́мфы (Νύμφαι), в древнегреческой мифологии прекрасные, вечно юные женские божества природы: морские и речные божества (нереиды, океаниды, наяды), божества гор, рощ и деревьев (орестиады, альсеиды, дриады, гамадриады, мелиады). Нимфы иногда выступают как некое «множество», покровители определённой местности (в Элиде анигридские нимфы и нимфы Иониды, в Мегарах сифнидские нимфы, в Беотии киферонские и либефрийские нимфы). Существовали мифы о конкретных нимфах (об Аретузе и речном божестве Алфее, о Салмакиде и Гермафродите, об Эхо и Нарциссе). Нимфы вступали в брачные отношения с богами и смертными и становились матерями богов и героев (нимфа Майя – мать Гермеса, нимфа Коронида – мать Асклепия, нимфа Дриопа – мать Пана, нимфа Эгина – мать Эака, нереида Фетида – мать Ахилла и др.). Некоторые нимфы обладали даром исцеления от различных болезней и даром прорицания. Святилища нимф (нимфеи) находились в пещерах, гротах, рощах, возле водных источников.
Иконография
В античном искусстве нимфы, изображавшиеся в виде прекрасных девушек, встречаются в вазописи, в скульптуре и живописи. В европейском искусстве Нового времени нимф представляли, как правило, обнажёнными или полуобнажёнными. В качестве спутниц античных богов они присутствуют во многих мифологических сюжетах: «Рождение Венеры» (картина Ф. Буше, 1740, Национальный музей, Стокгольм), «Купание Дианы» (картина Ф. Клуэ, 1550–1560, Музей изобразительных искусств, Руан), «Диана и Актеон» (картина Тициана, 1556–1559, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Диана и нимфы» (картина Доменикино, 1616–1617, Галерея Боргезе, Рим), «Вакханалия» (картина «Вакханалия перед статуей Пана» Н. Пуссена, 1632–1633, Национальная галерея, Лондон), «Аполлон и нимфы» (скульптурная группа Ф. Жирардона в гроте Аполлона в Версале, 1666–1675), «Гилас и нимфы» (картина Дж. У. Уотерхауса, 1896) и т. д. Нимфы часто встречаются в пасторальных сценах (картина «Пастух и нимфа» Тициана, 1575–1576, Музей истории искусств, Вена), также в пейзажах (картины «Нимфа у источника» Л. Кранаха Старшего, 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Пейзаж с нимфами и сатирами» П. Бриля, 1623, Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин; «Утро. Танец нимф» К. Коро, не позднее 1851, Лувр, Париж; «Купающиеся нимфы» А. Бёклина, 1866, Музей искусств, Винтертур; «Нимфа у источника» О. Ренуара, 1869–1870, Национальная галерея, Лондон).
Обнажённые спящие и бодрствующие нимфы служили олицетворением чувственной любви (картины «Спящая нимфа» Д. ван дер Лиссе, 1640-е гг., Маурицхёйс, Гаага; «Нимфы у источника любви» Я. Йорданса, около 1630, Прадо, Мадрид), как и сцены преследования нимф сатирами (картины «Диана и нимфы, застигнутые врасплох сатирами» П. П. Рубенса, 1638–1640, Прадо; «Нимфы и сатир» А. В. Бугро, 1873, Институт искусств С. и Ф. Кларк, Уильямстаун, штат Массачусетс).
Фигуры нимф традиционно украшали фонтаны: «Фонтан стыда» (Фонтана-Претория) в Палермо (1555–1584, скульпторы Ф. и К. Камиллани), «Фонтан невинных» Ж. Гужона в Париже, где нимфы выступают олицетворением рек Франции (1547–1549; оригиналы барельефов – Лувр) и др. Образ легендарной «нимфы Фонтенбло» широко использовался в изобразительном искусстве школы Фонтенбло (рельеф Б. Челлини, 1542–1543, Лувр, и др.).Также обширна иконография конкретных нимф (Дафны, Фетиды, Аретузы, Эхо и др.).