Фонтаны Рима
Фонтаны Рима. Образ исторической части Рима во многом определён его фонтанами, которые восхищали путешественников, например, государственного деятеля П. А. Толстого в 1698 г. (Третьякова. 2019) и историка искусства П. П. Муратова в начале 20 в. (Муратов П. П. Рим // Муратов П. П. Образы Италии. Т. 2. Москва. 1912. С. 3–99), вдохновляли композиторов (симфоническая поэма «Фонтаны Рима» О. Респиги, 1916) и кинорежиссёров (знаменитая сцена у фонтана Треви в фильме «Сладкая жизнь» Ф. Феллини, 1960).
Уникальный «фонтанный ландшафт» города формировался с античной эпохи, когда Рим называли Regina Aquarum (с лат. царица вод). Согласно Сексту Юлию Фронтину, автору трактата «Об акведуках города Рима», в конце 1 в. в Риме насчитывалось 39 больших декоративных фонтанов – источников воды для жителей, поступавшей в город по многочисленным акведукам. Наиболее известный из фонтанов, «Мета суданс» (лат. meta sudans, буквально – потеющий столб; утрачен), имел вид каменного конуса, из вершины которого изливалась вода. Его соорудили в 80 г. по указу императора Веспасиана на месте портика «Золотого дома» Нерона, где ещё ранее находился конический фонтан времён Октавиана Августа. Фонтаны, как правило, устраивались в нимфеях (Александра Севера, 226; Лициниев, 4 в.; оба сохранились частично), располагавшихся в общественных пространствах или на территориях дворцов и вилл.
После падения Западной Римской империи фонтаны, как и питавшие их акведуки, пришли в упадок. Римские понтифики, к примеру Адриан I в 8 в., Григорий IV в 9 в. и Каллист II в 12 в., пытались их восстановить, но ремонтные работы были затратны и неэффективны. Ситуация изменилась около 1420 г., когда завершился нестабильный период Авиньонского пленения пап и Великой схизмы, отмеченный также стихийными и другими бедствиями, и в Рим вернулся папа Мартин V. Принимались меры по благоустройству растущего и нуждавшегося в воде города. Так, в 1453 г. папа Николай V приказал восстановить акведук Аква-Вирго (Аква-Вергине), завершив его ренессансным фонтаном по проекту Л. Б. Альберти у Пьяцца деи-Крочифери (не сохранился; предшественник ныне существующего фонтана Треви). С 16 в. началась масштабная реконструкция Рима. На перекрёстках и площадях возводились обелиски и фонтаны, служившие ориентирами для паломников. Значительное количество фонтанов было возведено по проектам Дж. делла Порта: на площадях Пьяцца Колонна (1575–1577), Пьяцца Навона (1574–1575), Пьяцца дель-Пополо и Пьяцца делла-Ротонда (оба – в 1575). В 1580-х гг. в творчестве этого архитектора сложился тип простого по форме городского фонтана – с большой чашей на высоком основании, расположенной в центре широкого бассейна: фонтаны Черепах перед Палаццо Маттеи (1581–1588, совместно со скульптором Т. Ландини), Оглашённых (1588–1589), на Пьяцца д’Аракоэли (1589), Пьяцца Сан-Симеоне (1589), Пьяцца Кампителли (1589), Кампо-деи-Фьори (1590) и Пьяцца делле-Чинкве-Сколе (1593).
Кроме фонтанов, выполнявших исключительно декоративную функцию, город нуждался в фонтанах как источниках питьевой воды для горожан, домашних животных (в первую очередь лошадей), хозяйственных нужд. Они часто строились на тех же площадях, что и монументальные, знатными семьями в обмен на налоговые послабления со стороны властей. Так возникли, например, фонтаны Путто (1544, архитектор А. да Сангалло Младший), Юлия III (1552, архитектор Б. Амманати), Бабуино (1571) и др.
Папа Сикст V продолжал активную градостроительную политику, готовясь к юбилейному году (1600) и прибытию в Рим тысяч паломников. Основные заказы поручались архитекторам из семьи Фонтана. Доменико Фонтана выполнил первый мостра (итал. mostra) – парадный фонтан, завершающий акведук, – для Аква-Феличе (1587). Он напоминает трёхпролётную триумфальную арку, в её центральной нише установлена статуя пророка Моисея, в боковых – горельефы с изображениями первосвященника Аарона и Иисуса Навина; она увенчана монументальным аттиком с надписью, прославляющей папу Римского. Архитектор создал фонтаны Аньене, Тибра и Юноны на пересечении улиц Квиринале и Четырёх фонтанов, оформленные статуями – возлежащими фигурами с сосудами, из которых струится вода. Его брат, Джованни Фонтана, спроектировал второй мостра, завершающий акведук Аква-Паола (1610–1614): он повторяет формы фонтана при Аква-Феличе, но с пятью нишами без скульптурных композиций. Джованни и Доменико Фонтана создали фонтан Диоскуров (1588) на Пьяцца дель-Квиринале, состоявший из утраченной ныне античной чаши, обелиска и статуй Диоскуров (фонтан реконструировали в 1782 архитектор Дж. Антинори и в 1818 архитектор Р. Стерн).
В начале 17 в. тип фонтана-чаши Дж. делла Порта использовал К. Мадерна в оформлении площадей Святого Петра (1613), Пьяцца Сант-Андреа (1614) и Пьяцца Санта-Мария-Маджоре (1615). Заметное сооружение того же периода – фонтан Баркачча на Пьяцца ди-Спанья (1629, П. Бернини). Дж. Л. Бернини создал новый тип фонтана: центром его композиции была скульптурная группа, наделённая характерной для эпохи барокко аллегорической программой. К этому виду относятся фонтаны Тритона (1642–1643) и Пчёл (1644) на Пьяцца Барберини, Четырёх рек на Пьяцца Навона (1648–1651) и сооружение у Палаццо Антаморо (1667).
С ослаблением влияния папы Римского эпоха больших градостроительных проектов в Риме завершилась, но традиция оформления площадей фонтанами не иссякла. Наиболее крупный фонтан 18 в. и современного Рима в целом – Треви (1732–1762, архитектор Н. Сальви), мостра акведука Аква-Вирго, примыкающий к фасаду Палаццо Поли. Он, как и другие мостра, напоминает триумфальную арку, но наделён более сложной программой и динамичной композицией. В центральной нише – статуя Океана, окружённая фигурами тритонов спокойного и бурного морей. В нише слева от неё помещена аллегорическая скульптура Здоровья, справа – Изобилия. Над ними расположены горельефные сцены из легенды об обнаружении источника римскими легионерами с помощью встреченной ими юной девушки [так объяснялось латинское слово virgo (дева) в названии Аква-Вирго] и об основании акведука Агриппой. На четырёх коринфских колоннах установлены аллегорические фигуры «Изобилие фруктов», «Плодородие полей», «Богатство осени» и «Благоустройство садов». Аттик увенчан папскими регалиями и гербом Корсини – семейства папы Климента XII, основателя фонтана.
При папе Пие VII архитектор Дж. Валадье занимался перестройкой Пьяцца дель-Пополо, включая создание новых фонтанов: Львов и Саркофагов, окружающих обелиск в центре площади, а также стоящих по её сторонам фонтанов Нептуна и Ромы (все завершены в 1820-х гг.). Из сооружений, возведённых после присоединения Рима к Итальянскому королевству в 1870 г., наиболее известны фонтан Наяд на Пьяцца делла-Репубблика (1888, 1912–1914, скульптор М. Рутелли) и фонтаны Тирренского и Адриатического морей (1911, скульптор П. Каноника) у подножия памятника королю Виктору Эммануилу II.
С установкой начиная с 1870-х гг. многочисленных металлических фонтанчиков-насоне (итал. nasone) утилитарное значение скульптурного пристенного фонтана почти исчезло, но сам этот тип сохранился. При Б. Муссолини началась масштабная реконструкция Рима, в ходе которой в городе появились десятки новых фонтанов. Архитектор П. Ломбарди спроектировал ряд небольших фонтанов, символически связанных с районами, где они установлены: Книг, Амфор, Искусств, Тиары, Пушечных ядер, Гор, Бочки и Шишки (все – 1927). Были созданы фонтаны «Театро Аполло» (на месте снесённого оперного театра; 1925, архитектор Ч. Баццани), Лягушек (1927, архитектор Дж. Коппеде), у дуба Т. Тассо (Кверча-дель-Тассо) на холме Яникул (1928, архитектор Э. Ч. Филомарино). В 1927 г. на Пьяцца Мадзини был устроен бассейн, где вода льётся из четырёх монументальных колонн, увенчанных фигурами орлов (архитектор Р. Де Вико, скульптор Э. Луппи). В 1930-х гг. появились фонтаны Кувшина (1931, архитектор Де Вико), на Виа-ди-Сан-Грегорио (1933, архитектор А. Муньос), Минервы перед Римским университетом «Ла Сапиенца» (1935, архитектор Э. Монтуори, скульптор А. Мартини) и ансамбль фонтанов квартала EUR (ЭУР).
После Второй Мировой войны фонтаны в Риме сооружались реже. В 1949 г., в преддверии очередного юбилейного года (1950), был открыт фонтан-мостра акведука Пескьера, выполненный из травертина в форме круглого бассейна с большими и малыми полукруглыми чашами внутри. В 2005 г. около музея Алтаря Мира Августа соорудили фонтан, 16 струй которого бьют со дна неглубокого квадратного бассейна (архитектор Р. Мейер).
В начале 2020-х гг. в Риме насчитывается более 3 тыс. фонтанов.