Аттическая комедия
Атти́ческая коме́дия, древнегреческий драматический жанр, оформившийся в 5–3 вв. до н. э. в Древних Афинах (центр области Аттика).
В развитии аттической комедии различают 3 периода: древняя аттическая комедия (с 486 до н. э., когда она была допущена к представлениям на Великих Дионисиях, по 404 – год окончания Пелопоннесской войны); средняя аттическая комедия (с 404 по 323 – год смерти Александра Македонского); новая аттическая комедия (её расцвет приходится на последнюю четверть 4 – первые десятилетия 3 вв. до н. э.). В древней комедии преобладали общественно-политическая тематика, сатира, гротескно-фантастические сюжеты (известно около 60 имён авторов древней аттической комедии и отрывки из их произведений, но только 11 пьес Аристофана сохранились целиком). Средняя комедия отличалась от древней прежде всего значительным сокращением роли хора: он стал лишь исполнителем интермедий между действиями; исчезли многие специфические элементы – парод, агон, парабаса, с их сложными лирическими метрами; на первый план выдвинулись мифологическая травестия и характерные маски воина, парасита, гетеры, повара. Самыми крупными представителями средней комедии были Антифан, Анаксандрид, Алексид, Евбул, но от их произведений сохранились только многочисленные фрагменты. Стереотипные сюжетные мотивы новой аттической комедии, обращённой к бытовым и семейным отношениям, – совращение девушки и опознание подкинутых детей (Менандр, Филемон, Дифил). В новой аттической комедии окончательно сложилось деление на 5 актов, ставшее традиционным для европейской драмы.