Антифонт
Антифо́нт (Ἀντιφῶν; Антифон из Афин) (5 в. до н. э.), древнегреческий философ-софист старшего поколения, упоминаемый Ксенофонтом как оппонент Сократа. Ритор Гермоген из Тарса (2–3 вв.), которому следуют большинство современных исследователей, отделял (колеблясь) Антифонта-софиста от его современника Антифонта-оратора, однако вопрос об их идентичности продолжает дискутироваться. Сочинения Антифонта утрачены. Важный эпистемологический фрагмент его основного философского сочинения «Истина» («’Aλήϑεια») (B 1), по-видимому, декларирует сенсуализм (невозможно «знать разумом длину» прежде, чем «видеть зрением длинные предметы»), тем самым устраняя всякую возможность врождённых, т. е. «природных», естественных идей в сфере морали и права и подготавливая почву для имморализма (B 44). Антитеза истины – мнения соотносится с антитезой природы – закона, в результате чего все социально-правовые «установления», законы, равно как и общепринятые нормы морали, оказываются условной фикцией (докса), «враждебной» природе человека, которая понимается как естественная склонность, биологические инстинкты и заявляет о себе в известном гедонистическом постулате: максимум удовольствия, минимум страдания. Стеснённая запретами и условностями природа при каждом удобном случае разрывает «оковы»: если бы закопанная в землю деревянная кровать проросла, то выросло бы дерево, а не кровать (B 15). Примат «природы» над «законом» приводит Антифонта к идее равенства всех людей и неистинности сословных и расовых привилегий (B 44).