#Теории и термины этнологии
Теории и термины этнологии
Тег

Теории и термины этнологии

Теории и термины этнологии
Найденo 48 статей
Социальные институты
Линидж
Ли́нидж, экзогамная унилинейная родственная группа, подразделение (низший уровень иерархии) клановой (родовой) организации. Фактически каждый клан состоит из линиджей. В отличие от собственно клана, в линиджах происхождение ведётся от реального, а не от мифического предка. Обычно линидж ограничивается 3–4 поколениями. Различаются матрилинейные и патрилинейные линиджи (матри- и патрилиниджи), а также минимальные (родственное ядро большесемейной общины), малые, большие и максимальные линиджи (или уровни линиджей). Концепт линиджа появился в 1940 г. в сборнике статей «Африканские политические системы» и в работах Э. Э. Эванс-Причарда. В отечественной социальной антропологии линидж часто отождествляют с родом или его подразделениями (подрод и т. п.), а также с патронимией/матронимией. В позднепервобытных обществах в рамках линиджа возникла генеалогия.
История
Научные школы
Школа «Культура и личность»
Шко́ла «Культу́ра и ли́чность», научное направление в американской антропологии, соединившее социальную антропологию и психоанализ. Возникло как альтернатива однолинейному эволюционизму на волне его критики со стороны исторического подхода Ф. Боаса и функционализма Б. Малиновского. Сложилось и достигло своего расцвета в 1930–1940-е гг. Важную роль в формировании этой школы сыграл семинар при Колумбийском университете, который создал и возглавил ученик З. Фрейда, психоаналитик и практикующий психиатр А. Кардинер. Участниками семинара были многие известные антропологи, лингвисты, социологи: Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Сепир, Р. Линтон, К. Дюбуа, К. Клакхон. Этнографический материал, обычаи и ритуалы, анализировался при помощи методологии психоанализа, когда явления культуры объяснялись психологией человека. Закат школы пришёлся на 1950-е гг.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Научные направления
Славянская демонология
Славя́нская демоноло́гия, система славянских народных представлений о мифологических существах (демонах и духах), людях с демоническими свойствами, а также об их действиях по отношению к человеку. В эту систему вовлекаются также мифологизированные и получившие демонические характеристики в поверьях время и пространство, флора и фауна, предметы быта и т. п. Демонологическая система славян в обобщённом и наиболее полном виде включает: персонифицированных или не персонифицированных духов природного и домашнего пространства, духов, связанных с временем, души умерших, чертей, персонификации состояний и обстоятельств и событий, полудемонов, т. е. людей, обладающих сверхъестественными способностями или особым знанием, «профессионалов»/«специалистов», мифических великанов и гномов, мифических и мифологизированных животных и птиц, растений. В орбиту низшей мифологии включаются также представления космологические и метеорологические. В основе этой системы – одухотворение природы (аниматизм) и культ умерших.
Александра Щекатихина-Потоцкая. Русалки заманивают юношу в воду
1
2
3
4
5