#Теории и термины этнологииТеории и термины этнологииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеории и термины этнологииТеории и термины этнологииНайденo 57 статейПерсонажи, образыПерсонажи, образы Культурный геройКульту́рный геро́й, персонаж мифов, участвующий в создании мира, человека и его культуры, борющийся с хаосом и его персонификациями, совершающий подвиги на благо человечества. Культурный герой чаще мужчина, но может быть и женщиной – героиней. В этиологических мифах разных народов культурный герой – один из типов творца, наряду с демиургом и первопредком. В отличие от демиурга, культурный герой обычно не создаёт вселенную и человека, но имеет дело с уже созданным мирозданием, в котором он устанавливает порядок. В отличие от первопредка культурный герой не порождает людей, но «доделывает» их. Культурный герой добывает (находит, похищает у первоначальных хранителей) и передаёт людям предметы культуры (огонь, орудия труда и т. п.), средства существования (культурные растения, домашний скот), обучает людей навыкам добывания и приготовления пищи, строительства жилищ; ремёслам, искусствам; учреждает традиции, социальную организацию, брачные нормы, магические предписания, ритуалы и т. п.Научные направления «Подход четырёх полей» (в антропологии)«Подход четырёх полей». Такой подход рассматривает антропологию как комплексную науку, которая включает 4 поля (направления) исследований: археологию, лингвистику, физическую (биологическую) антропологию и культурную (социальную) антропологию. Часто связывается с именем Ф. Боаса (Boas. 1904), однако активно обсуждался в англоязычной науке уже в 1880-е гг. Английское название – four-field approach.Научные направления «Анучинская триада»«Анучинская триада», понятие, используемое в отечественной этнографической науке с 1960-х гг. и обозначающее идею единства гуманитарных и естественных наук в исследованиях человека, включающее также историзм как неотъемлемый принцип комплексных исследований. Объединяет три науки – биологическую (физическую) антропологию, археологию и этнографию. Этот подход в российской науке связан с именем антрополога, географа и этнографа Д. Н. Анучина, а также идеями о месте этнографии и антропологии в научной номенклатуре, которые он развивал с 1880-х гг. В англоязычной традиции «анучинской триаде» в целом соответствует понятие «подход четырёх полей».Божества СемиесСеми́ес, божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Каждый член общества должен был обрести собственного духа-семиес и придать ему соответствующий образ. Семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей или вышивали на ткани. Наскальные изображения также могли трактоваться как семиес. Фигурки-семиес украшали предметы, использовавшиеся в различных обрядах. Изобразительное богатство семиес оказало большое влияние на современное искусство Карибского региона.Политические институты Теории происхождения государстваТео́рии происхожде́ния госуда́рства, совокупность теорий и исследовательских подходов, объясняющих генезис государства. Универсальных признаков государственности, равно как и всеобщей причины возникновения государства, не обнаружено. Существует множество теорий генезиса государства, по-разному объясняющих его происхождение и, как правило, абсолютизирующих один из аспектов этого процесса. Различные исторические эпохи и социальные условия, в которых жили творцы этих теорий, их приверженность определённым идеологическим и философским воззрениям предопределяли субъективный характер взглядов на процессы развития общества и государства. К числу основных теорий, объясняющих политогенез, относятся теологическая, патриархальная, органическая, психологическая, расовая, общественного договора, насилия, историко-материалистическая, ирригационная и др. Имеются теории, отрицающие ценность государства в принципе, предлагающие отказаться от государства вообще и заменить какой-либо системой негосударственного самоуправления людей (анархизм). Кроме того, современная наука не склонна интерпретировать становление и развитие государства как однолинейный процесс. Однако в последнее время ряд авторов полагают, что сложность общества не всегда связана с формированием государственности. Они придерживаются многолинейной теории социальной эволюции и выделяют несколько альтернативных государству форм политического устройства.Термины Этническая идентичностьЭтни́ческая иденти́чность, результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в конкретном социальном контексте и социальном пространстве относительно многих этносов. В этнологии и социальной антропологии под этнической идентичностью понимают осознание человеком или группой своей принадлежности к этнической общности (племени, народу, нации и др.). Этническая идентичность в психологии – не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности.Политические институты ВождествоВо́ждество, форма организации власти (потестарной организации) позднепервобытного общества, исторически первая форма иерархической социополитической организации. Для системы власти вождества характерны вожди – институированные наследственные лидеры, ставшие руководителями в хозяйственной, социально-потестарной и идеологической сферах жизни. Теория вождества создана представителями американского неоэволюционизма – Э. Сервисом и М. Салинзом в 1960–1970-х гг.Социальные институты Род (в антропологии и этнологии)Род, 1) ряд поколений кровных родственников, происходящих от общего предка. 2) В социальной антропологии и этнологии – первобытный социальный институт, признаками которого являются экзогамия, унилинейный счёт родства, возводящий членов рода к общему (реальному или чаще мифическому) предку, и корпоративность, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей, например взаимопомощи.Религиозные конфессии, деноминации Карго-культыКа́рго-ку́льты, собирательное название социальных движений, возникших в результате контакта западноевропейского и меланезийского религиозных мировоззрений. Впервые термин «карго-культ» появился в 1945 г. в работах австралийских правительственных антропологов для обозначения движения «Безумие Вайлалы». В конце 1940-х – начале 1950-х гг. его активно использовали антропологи Л. Мейр, Ж. Гиар и Я. Хогбин, позже он широко распространился в западных СМИ. В современной антропологии термин «карго-культ» был подвергнут деконструкции, что мало учитывается в смежных научных дисциплинах. Понятие карго-движений может быть включено в более широкое понятие синкретических верований, критикуемое за европоцентризм.Социальные институты Брачное поселениеБра́чное поселе́ние, форма поселения супругов после заключения брака. Основные формы брачного поселения – вирилокальность и уксорилокальность. В традиционных обществах наиболее распространённым правилом является проживание супругов в общности мужа (патрилокальность) или в общности жены (матрилокальность). В современных индустриальных обществах господствует неолокальность – поселение супругов на новом месте (отдельно от родителей). Также выделяются дислокальность, дуолокальность, амбилокальность, билокальность, авункулокальность, вириматрилокальность и уксорипатрилокальность. 12345