Историческая школа
Истори́ческая шко́ла («школа Боаса»), общее условное название научных направлений, доминировавших в американской культурной антропологии с конца 19 в. по 1940-е гг. Все эти направления, несмотря на существенные различия, рассматриваются историками науки как одна школа. Во-первых, все они основывались на различных сторонах теоретического наследия одного учёного – Ф. Боаса, классики данных направлений были его непосредственными учениками (отсюда другое название – «школа Боаса»). Во-вторых, все эти направления имели общую философскую основу, благодаря которой школа и получила свое название. Эта основа – неокантиантское деление наук на «естественные», изучающие явления, подверженные воздействию общих законов, и «исторические», имеющие дело с феноменами, представляющими собой лишь отдельные, внутренне не связанные друг с другом сущности и факты.
Отношение к культурной антропологии как к науке «исторической» определило важнейшие черты исторической школы, обусловленные также реакцией на ограниченность и крайности господствовавшего ранее однолинейного эволюционизма Л. Г. Моргана и др.: принципиальный отказ от рассмотрения культур в социоисторической динамике, от широких теоретических обобщений, релятивизм как признание уникальности и самоценности каждой культуры, а потому бессмысленности попыток их сравнения как якобы более и менее «высоких», сбор полевого этнографического материала как безусловный фундамент научной работы (особенно в трудах Боаса, Р. Лоуи, А. А. Гольденвейзера, М. Дж. Херсковица, П. Радина). На основании близости философских основ, антиэволюционистской позиции и важнейших черт научных течений в этнологии США и Западной Европы первых десятилетий 20 в. некоторыми историками науки понятие «историческая школа» трактуется расширительно: в него включаются и европейские направления (диффузионизм, структурализм). Главные течения исторической школы в США: школа культурных ареалов (А. Л. Крёбер, К. Уисслер и др.), культурный релятивизм (Херсковиц), этнопсихологическая школа («школа исследований культуры и личности» – Р. Ф. Бенедикт, М. Мид и др.).