Неоэволюционизм
Неоэволюциони́зм, направление (школа) в антропологии (этнологии) и социологии, основанное на представлении о последовательно протекающем процессе развития человеческого общества от низших ступеней к высшим. От классического эволюционизма неоэволюционизм отличается тем, что не признаёт универсальных исторических закономерностей, а общественные перемены трактует как «мутации», т. е. случайности (американские антропологи Э. Сервис и Дж. Ленски). Понятие эволюции ограничивается признанием поступательного развития, объясняемого для различных обществ более высокой степенью интеграции, более широкой вариабельностью при наличии более дифференцированной или комплексной степени организации (американский учёный У. Голдшмидт, бразильский антрополог Д. Рибейру), более развитыми возможностями адаптации (Т. Парсонс) и т. п. Неравномерность исторического процесса объясняется действием принципа ограниченных возможностей, который исходит из посылки, что многие области жизни традиционных обществ не подчинены воздействию познаваемых причинных факторов (Дж. П. Мёрдок). Вместо идеи однолинейного развития традиционного эволюционизма неоэволюционисты разработали ряд концепций многолинейной эволюции (теория общего и частного развития Э. Сервиса и Л. Уайта; теория микро- и макропроцессов американского исследователя М. Э. Оплера; закон культурной доминанты американских учёных Э. Сервиса, Д. Каплан, Р. Карнейро и Дж. Ленски; закон потенциала развития Э. Сервиса и Б. Сигрейвса и др.), рассматривающих историю общества как совокупности замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях в процессе приспособления человека к различным экологическим средам.
Неоэволюционизм возник в конце 1940-х гг. как реакция на крайности функционализма. В 1950–1980-х гг. он был самой влиятельной школой в теоретической антропологии США, её сторонники появились в ФРГ (Й. Раум) и других странах Западной Европы. В СССР идеи неоэволюционизма получили распространение в 1960-х гг., когда в ходе дискуссии об «азиатском способе производства» появились многолинейные подходы к изучению социальной эволюции (Л. С. Васильев, Л. Е. Куббель). В 1980-х гг. эти подходы нашли своё отражение в трудах африканистов Н. М. Гиренко, Н. Б. Кочаковой, В. А. Попова, И. В. Следзевского, в конце 20 – начале 21 вв. – в работах российских исследователей Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко, Л. Е. Гринина, Ю. Е. Берёзкина и чешского антрополога-африканиста П. Скальника. С 2002 г. в России (Волгоград) издаётся журнал Social Evolution & History, основанный Грининым.
Современный неоэволюционизм сохраняет актуальность и представлен множеством направлений (различаются в том числе методологическими подходами); среди них – многолинейный эволюционизм (Дж. Х. Стюард), который, отвергая универсально-исторический подход, ограничивается выявлением функциональных взаимосвязей между географической средой, развитием техники, формами социальной и политической организации, идеологией; культурный материализм (М. Харрис), исходящий из технико-экономического или технико-экологического детерминизма общественного развития и предполагающий наличие прямой причинной связи между развитием производительных сил и формированием общественных и политических структур; энергетическая концепция (Л. Уайт), согласно которой уровень развития определяется видом и количеством используемой энергии (мускульная сила человека, солнечная, паровая, атомная энергия). Процесс эволюции противопоставляется Уайтом конкретным историческим событиям, которые рассматриваются как чисто случайные, в результате этого проводится строгое различие между необходимостью и случайностью, а история разделяется на универсальную и локальную; биологическое направление (Р. Нейролл), связывающее общественное развитие с биологическим законами, причём наблюдается возврат к классическому эволюционизму и возрождение основных положений социального дарвинизма; исторически ориентированное направление (Э. Сервис, З. Фрейд, Р. Карнейро, Д. Рибейру, Дж. Ленски, большинство российских исследователей), которое отличается исследованием более или менее массовых процессов исторического развития и разработкой их периодизаций (в частности, теоретические работы по истории первобытного общества, о неолитической и городской революциях, возникновении государства и т. п.).
О неоэволюционизме в биологии см. Неодарвинизм.