«Познай самого себя»
«Познай самого себя» (греч. γνῶθι σαυτόν, лат. nosce te ipsum). Одна из максим, начертанных, согласно Платону (Протагор. 343a–b) и Павсанию (Описание Эллады. X. 24, 2), «семью мудрецами» на древнем храме Аполлона в Дельфах. Подлинное авторство установить невозможно. Рассуждение о смысле максимы – популярный жанр у античных авторов. Компиляцию фрагментов на тему «познай себя» составил Иоанн Стобей (Антология. XXI).
В источниках аллюзия на максиму и её общий смысл впервые появляется у Гераклита (DK. 101, 116), где самопознание означает знание своих границ, возможностей и умеренность в стремлениях (т. е. «рассудительность», «целомудрие», греч. σωφροσύνη).
С тем же значением:
1) у Эсхила в «Прометее прикованном» (строки 309–310) о Прометее, который пошёл против воли олимпийских богов;
2) у Ксенофонта в «Киропедии» (VII. 2. 20–25), где ливийский царь Крёз не следует дельфийской максиме, вступив в борьбу с превосходящим его по силам Киром;
3) у Платона в «Хармиде», где персонаж Критий определяет самопознание как рассудительность;
4) у Диона Хрисостома в диалоге между Диогеном Синопским и Александром Великим (IV), где познание себя – величайшая победа, а незнание себя – неумеренность (греч. ἀφροσύνη);
5) у Ювенала в одной из сатир, обличающих роскошь (XI. 23–30);
6) у Плутарха в «Пире семи мудрецов» (21), где говорится о Гекторе, что тот «знал себя», т. е. не вступал в бой с превосходящими его силой соперниками; и др.
В значении memento mori (лат. помни о смерти) – на античной мозаике, хранящейся в музее терм Диоклетиана, и у поэтов [см. фрагмент из «Апологии» Стобея (XXI. 1, 3, 4)].
Особое место и значение максима получила в философском контексте: уже в «Облаках» Аристофана (841–842) говорится, что в школе Сократа учат «знать себя», т. е. осознавать собственное незнание; противоположностью знания себя становится невежество (греч. ἀμαθία), которое ведёт к ложному мнению о своей мудрости. Так и в платоновской «Апологии» (23a–b) знание себя – это знание пределов собственной мудрости; Сократ утверждает, что Аполлон постольку назвал его мудрым, поскольку Сократ знает, что он никакой мудростью не обладает. К самому же Платону восходит понимание «знания себя» как знания природы собственной души и её склада (Федр. 229e–230a). Центральное обсуждение самопознания в платонизме – диалог «Алкивиад I», комментируя который неоплатоник Прокл утверждает, что принцип «познай себя» – начало всякой философии. Акцент на знании о душе стал отправной точкой для неоплатонической интерпретации максимы (особенно заметной у Плотина) как призыва к исследованию внутреннего мира души и саморефлексии, в которой душа отстраняется от чувственных ощущений: необходимое условие достижения истины в платонизме. Знание себя – центральная идея и стоической философии. Юлиан Отступник сообщает, что стоики считали познание себя главным принципом в философии (185d), поскольку их цель – жизнь в согласии с природой, что невозможно для человека, незнающего, кто он по природе. Отсюда – важность занятий исследованиями природы, поскольку познание природы вещей ведёт к познанию себя; эта мысль также встречается у Сенеки (Нравственные письма к Луцилию. XX. 4, 3), Цицерона (О пределах добра и зла. V. 44; Тускуланские беседы. V. 70; О законах. I. 58–62) и др.