#Античное искусство
Античное искусство
Тег

Античное искусство

Античное искусство
Найденo 14 статей
Исторический центр Джидды (Саудовская Аравия) с деревянными резными балконами машрабия
Страны мира. Искусство и архитектураСтраны мира. Искусство и архитектура
Саудовская Аравия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Сау́довской Ара́вии. Древнейшие памятники Саудовской Аравии относятся к эпохам палеолита и неолита. Искусство развивалось в тесной связи с культурами Южной Месопотамии (с 6-го тыс. до н. э.), Ассирии и Вавилонии (1-я половина 1-го тыс. до н. э.), греко-римской (рубеж 1-го тыс. до н. э. – 1-го тыс. н. э.). Саудовская Аравия – один из центров эллинистического искусства. На севере страны сохранились памятники Набатейского царства. Средневековая исламская архитектура представлена немногочисленными уцелевшими сооружениями в священных городах Мекка и Медина. После образования независимого государства, с 1970-х гг. ведётся строительство с привлечением иностранных архитекторов и градостроителей. Современные живопись и скульптура получили развитие со 2-й половины 20 в. Народному искусству свойственен традиционализм.
Коллекционеры
Винченцо Джустиниани – коллекционер и меценат
Винченцо Джустиниани – коллекционер и меценат. Представитель знатного генуэзского рода маркиз Винченцо Джустиниани (итал. Vincenzo Giustiniani; 1564–1637) известен как меценат, коллекционер, знаток и ценитель живописи. Совместно с братом, кардиналом Бенедетто Джустиниани (итал. Benedetto Giustiniani; 1554–1621), он собрал в своём римском дворце значительную коллекцию античной пластики и живописных произведений ведущих мастеров 17 в.
Клод Меллан. Портрет маркиза Винченцо Джустиниани. 1631
Страны мира. Искусство и архитектура
Тунис. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Туни́са. Древнейшие памятники искусства на территории Туниса восходят к капсийской культуре. С конца 2-го тыс. до н. э. развивалось т. н. пуническое искусство, затем строились римские города (Суфетула близ Сбейтлы; Тубурбо-Маюс) и монументальные сооружения (театр в Дугге; амфитеатр в Эль-Джеме), создавались многочисленные мозаики. В византийское время возводились базилики и баптистерии. Важнейший памятник мусульманской архитектуры – Большая мечеть Кайруана (основана в 670; была также центром изготовления рукописей). Строились рибаты, в городах складывались медины, с 13–14 вв. сооружались обители-завия и мавзолеи. Архитектура испытывала разные влияния (марокканское и египетское, с 16 в. османское). В 20–21 вв. искусство и архитектура Туниса соединяют международные тенденции с национальной традицией.
Большая мечеть Кайруана (Сиди-Окба) (Тунис). Основана в 670
Периоды (эпохи) в культуре
Древний Рим. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Дре́внего Ри́ма, история художественной культуры Древнего Рима. Древнеримское искусство опиралось на художественное наследие Древней Греции и италийские традиции (в особенности этрусские). Ключевым достижением для развития архитектуры было изобретение римского бетона, благодаря которому стало возможно использование монолитно-оболочечной конструкции и характерных для неё арок, сводов и куполов. Сложились новые типы архитектурных сооружений (курия, вилла, амфитеатр, термы, триумфальная арка и др.); строились мощёные дороги, акведуки, мосты. Особое место в древнеримском искусстве занимали скульптурный портрет, а также рельефы, оформлявшие памятники архитектуры и саркофаги. В декоративной живописи Древнего Рима были распространены настенная роспись и мозаика. Декоративно-прикладное искусство представлено торевтикой, глиптикой, медальерным искусством и т. д. В истории древнеримского искусства выделяются следующие периоды: Царский период (8–6 в. до н. э.), эпохи Республики (ранний – 5–3 вв. до н. э., и поздний периоды – 2–1 вв. до н. э.) и Империи (ранний – 27 до н. э. – 235, и поздний периоды – 284–476).
Рим. Форум
Периоды (эпохи) в культуре
Древняя Греция. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Дре́вней Гре́ции. В архаический и классический периоды музыка составляла единство со многими формами поэзии и танцем; в эпоху эллинизма произошло частичное обособление музыки как вида искусства, однако в вокальной музыке поэзия и мелос продолжали пребывать в «мусическом» единстве. Центральное место в развитой системе музыкально-поэтических жанров занимали посвящённые богам гимны и их разновидности. Музыка сопровождала важнейшие события общественной и частной жизни, звучала на свадьбах и похоронах, была неотъемлемой частью религиозного обихода и светского быта. Торжественные песни эпиникий и энкомий посвящались победителям спортивных игр; во время симпосия гости поочерёдно исполняли сколии, аккомпанируя себе на лире. С древнейших времён музыка играла значительную роль в греческом театре.
Рапсод
Произведения скульптуры
«Бельведерский торс»
«Бельведе́рский торс», фрагмент мраморной античной статуи 1 в. до н. э. из коллекции Ватиканских музеев, один из лучших образцов мировой скульптуры. Первое упоминание «Бельведерского торса» относится к 1430 г., между 1530 и 1536 гг. он вошёл в состав папской коллекции античных находок. Назван по своему историческому месту экспозиции – двору Бельведерского дворца в Ватикане. «Торс» предположительно считают изображением Геракла или Аякса Теламонида. С момента обнаружения эту скульптуру неоднократно изучали и изображали художники (Микеланджело, П. П. Рубенс и др.).
Бельведерский торс. 1 в. до н. э.
Термины
Акант
Ака́нт, орнамент античного происхождения, повторяющий форму зубчатых листьев растений семейства акантовых (акант колючий, акант мягкий). Один из самых распространённых декоративных мотивов, постоянно использовавшийся с периода греческой классики до неоклассицизма 20 в. Листья и побеги аканта – неотъемлемые атрибуты капителей коринфского и композитного ордеров, используются также в декоре модульонов, акротериев, фризов, пилястр и др. Прослеживается в Древней Греции с середины 5 в. до н. э. (навершие стелы Джустиниани, около 460 до н. э., Старый музей, Берлин). В ордерной архитектуре впервые применён в коринфской капители храма Аполлона в Бассах (2-я половина 5 в. до н. э.).
Деталь рельефа растительного фриза Алтаря Мира. 13–9 до н. э.
Живописцы
Полигнот (живописец)
Полигно́т, древнегреческий живописец 2-й четверти – середины 5 в. до н. э. Произведения не сохранились, но известны из сочинений античных авторов (Аристотель, Плиний Старший, Павсаний): «Избиение женихов Пенелопы Одиссеем» в пронаосе храма Афины Ареи в Платеях; «Падение Трои» и «Некийя» («Царство мёртвых») в здании Лесхи книдян в Дельфах и др. Считается основоположником древнегреческой живописи. По сообщению Плиния Старшего, был также скульптором.
«Некия» («Царство мёртвых») Полигнота в лесхе книдян в Дельфах. Рисунок-реконструкция Г. Шенка
Живописцы
Полигнот (вазописец)
Полигно́т, древнегреческий вазописец середины – 3-й четверти 5 в. до н. э., один из главных представителей краснофигурной вазописи эпохи классики. Работал в Афинах. Известен как автор 5 подписных произведений [в том числе стамносы из Королевских музеев изящных искусств (Брюссель) и из Британского музея (Лондон); амфора из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)], помимо которых ему приписывается около 75 ваз. Имя Полигнот носят также 2 других аттических вазописца, известные под условными именами вазописец Льюиса и вазописец Навзикаи.
Полигнот. Стамнос краснофигурный с изображением жертвоприношения. 450–430 до н. э.
Периоды (эпохи) в культуре
Древний Рим. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Дре́внего Ри́ма. Музыкальную культуру римлян сформировали греческие, этрусские, фригийские, египетские, сирийские влияния. Музыка сопровождала празднества и обряды в честь Кибелы, Диониса, Исиды. Духовые инструменты широко использовались как военные сигнальные и траурные церемониальные. Широкое распространение получил гидравлос. В быту популярной была арфа самбика. Специфически римские духовые инструменты из бронзы: длинная натуральная труба (tuba), G-образный рог (корну), J-образный рог (литуус). В культовой, театральной и уличной музыке применялись волынка, тимпан, бронзовые кимвалы, кроталы, систр, деревянный идиофон («ножные кастаньеты») скабеллум (scabellum).
Музыка
1
2