Маринизм
Марини́зм (итал. marinismo), доминирующее направление в итальянской поэзии 17 в., связанное с влиянием Дж. Марино.
Термин «маринизм» возник в 19 в. и долгое время носил оценочный характер, как обозначение подражательной и поверхностной, хотя и отмеченной формальным блеском, поэзии. Не являясь поэтической школой в полном смысле слова, маринизм вобрал в себя лирику (преимущественно любовную) многочисленных и весьма разных поэтов барокко: от К. Акиллини и Дж. Прети, наиболее последовательно усвоивших манеру Дж. Марино, до предвосхищающих поэтику «Аркадии» Ч. ди Перса и Дж. Лубрано.
Для приверженцев маринизма характерны те же жанровые и метрические предпочтения, что и для Дж. Марино, с акцентом на внешней виртуозности исполнения и стремлении поразить читателя неожиданным оригинальным эффектом; активное использование антитезы, метафоры и гротеска; обыгрывание контрастов: большого и малого (отсюда повышенное внимание к образам насекомых), прекрасного и уродливого, сакрального и чувственного; типичное для маньеризма и барокко ощущение непрерывной текучести, изменчивости мира (отсюда частое упоминание водной стихии); тяготение к каталогизации разнообразных феноменов бытия.
Центром развития маринизма можно считать родину Дж. Марино – Неаполь (здесь работали поэты Дж. Баттиста, Т. Гаудиози, П. и Л. Казабури, Ф. Менинни, Дж. Фонтанелла и прочие). Влияние маринизма ощущается также в прозаических сочинениях (А. Дж. Бриньоле Сале, Д. Бартоли, Дж. Артале, Ф. де Лемене и прочие). Маринизм типологически близок эвфуизму в Англии и прециозности во Франции.