Обинье Теодор Агриппа д'
Обинье́ Теодо́р Агри́ппа д’ (Théodore Agrippa d’Aubigné) (8.2.1552, замок Сен-Мори, Сентонж, ныне департамент Приморская Шаранта, регион Новая Аквитания – 9.5.1630, Женева), французский писатель, историк, государственный деятель.
Родился в дворянское семье, перешедшей в кальвинизм. Получил образование в Париже, Орлеане, Женеве, Лионе. В 1567 г., во время религиозных войн во Франции, примкнул к гугенотской армии. В 1573 г. стал конюшим Генриха Наваррского (будущий Генрих IV), в 1576 г. бежал вместе с ним из Парижа. В 1586 г. назначен полевым маршалом, затем наместником на острове Олерон и в Майзе, вице-адмиралом Гиени и Бретани. Д'Обинье, убеждённый кальвинист, осудил переход Генриха IV в католичество, однако продолжил сражаться на его стороне; после убийства короля (1610) удалился от двора. Во время конфликта между Людовиком XIII и Марией Медичи, возглавившей вооружённое выступление знати против фаворита короля Ш. де Люиня, встал на сторону последней. В 1620 г., после разгрома оппозиционных дворян в сражении при Пон-де-Се, был вынужден покинуть Францию; поселился в Женеве.
Один из ключевых представителей французской литературы позднего Возрождения. Среди ранних произведений – поэтический сборник «Весна» («Le Printemps», создан в 1571–1573, издан в 1874), в который вошли сонеты, оды и стансы на тему безответной любви. Поэзия д'Обинье, развивавшая традиции петраркизма и «Плеяды», в значительной степени предвосхитила некоторые тенденции поэзии барокко. Славу «протестантской эпопеи» снискали обширные (около 9000 стихов) «Трагические поэмы» («Les Tragiques», 1575–1616, окончательная авторская редакция 1630, 1-е издание 1616; сокращённый русский перевод 1914, полный русский перевод 1997) на тему братоубийственных религиозных войн, где д'Обинье широко использовал натуралистические и фантасмагорические образы, символы, аллегории и аллюзии (преимущественно библейские), сочетал сатирическую инвективу с лирическими излияниями, обращался к намеренно усложнённому (в духе герметической традиции) синтаксису.
Проза д'Обинье представлена в основном политическими и военными трактатами, памфлетами, в том числе известной своим обличительным пафосом «Католической исповедью сьёра де Санси» («La Confession catholique du sieur de Sancy», 1660), жёстко высмеивающей принявших католичество протестантов. Сатирический роман «Приключения барона де Фенеста» («Les Aventures du baron de Faeneste», vol. 1–4, 1617–1630, русский перевод 2001) о лживом и трусливом дворянине Фенесте, которому противопоставлен мудрый и доблестный гугенот Эне, отразил влияние Ф. Рабле и М. де Сервантеса.
Главное историческое сочинение д'Обинье – трактат «Всеобщая история» («Histoire universelle», vol. 1–11, 1616–1630), охватывающий события 1550–1601 гг. В нём на основе собственных воспоминаний и критического анализа источников (переписка политических деятелей, мемуары представителей двух противоборствующих сторон, исторические произведения, в том числе «История его времени», «Historiae sui temporis», 1609, Ж. О. де Ту и «История Франции с 1550 г. до нашего времени», «Histoire de France depuis l'an 1550 jusqu'à ce temps», vol. 1–2, 1581, А. Л. В. де Ла Попелиньера), описаны события Религиозных войн с позиции апологии гугенотов и признания их правоты в борьбе с католиками; значительное место уделено военной и политической деятельности самого д'Обинье. В 1620 г. первые три вышедшие тома были резко осуждены Парижским парламентом и приговорены к сожжению. Своеобразным дополнением к труду стали мемуары «Жизнь, рассказанная его детям» («Vie à ses enfants», 1629, русский перевод 1949), содержащие моральные и религиозные наставления будущим поколениям.