Кеведо Франсиско де
Кеве́до Франси́ско де, Франсиско Гомес де Кеведо-и-Вильегас (Francisco Gómez de Quevedo y Villegas) [17(по другим данным, 14).9.1580, Мадрид – 8.9.1645, Вильянуэва-де-лос-Инфантес], испанский писатель.
Принадлежал к старинной кастильской знати. Отец Кеведо – личный секретарь Марии Испанской (1529–1603), дочери Карла V, мать – фрейлина. Осиротев в возрасте 6 лет, Кеведо воспитывался в иезуитской школе, обучался в университете г. Алькала-де-Энарес (1596–1600), который закончил со степенью лиценциата искусств. Изучал теологию в университете г. Вальядолид, куда переехал вместе с королевским двором (1601). Наследник гуманистических традиций, универсально образованный человек, Кеведо знал древнегреческий, латинский, древнееврейский, арабский, французский, португальский и итальянский языки. В 1606 г. вернулся в Мадрид. В 1609 г. после убийства соперника на дуэли скрывался в материнском имении Торре-де-Хуан-Абад. В 1613 г. во время поездок в Ниццу и Венецию сопровождал друга и покровителя герцога де Осуну, которому помог получить должность вице-короля в Неаполе. Находясь на посту министра финансов Неаполитанского вице-королевства (1616–1620), пытался подчинить Испании итальянские области, в том числе Венецианскую республику. В 1620 г. впал в немилость, был вынужден скрываться. В 1621 г. по воле Филиппа IV возвращён ко двору в Мадриде. Вершиной придворной карьеры Кеведо стало его назначение на должность королевского секретаря (1632).
В 1620–1630-е гг. Кеведо много размышлял об идеальном устройстве государства, перевёл на испанский язык «Утопию» Т. Мора, развивал идею о неотделимости политики от христианской морали. В 1639 г. по обвинению в государственной измене был арестован и заточён в монастыре Сан-Маркос-де-Леон. Освобождён в 1643 г., остаток жизни провёл в имении Торре-де-Хуан-Абад, затем в доминиканском монастыре Вильянуэва-де-лос-Инфантес.
Творчество Ф. де Кеведо, одного из крупнейших представителей барокко, отразило болезненно переживаемое разложение испанского общества в эпоху, когда Испанская империя начала утрачивать могущество. Поэтический стиль Кеведо, сторонника консептизма, основан на обыгрывании риторических приёмов, создании новых слов и необычном употреблении старых, гротескном стирании границ между миром людей и вещей, живым и мёртвым, видимостью и сущностью. Против гонгоризма направлен трактат-памфлет Кеведо «Культистская латиноболтовня» («La culta latiniparla», 1624) и др.
Основные жанры поэзии – сонеты (в том числе в духе петраркизма, посвящённые Лиси), глоссы, лирические летрильи (послания), редондильи и др. Доминирует тема быстротечности жизни, трагизма земного существования человека, который не властен над временем. Темы смерти как универсального закона мироздания, а также стоического отношения к ней доминируют в стихотворениях об иллюзорности богатства и земной власти – «Причины падения Римской империи» («Las causas de la ruina del Imperio romano») и др.
Картина всеобщего падения нравов представлена в пародийных эпитафиях, эпиграммах, а также в прозе Кеведо: сатиры «Сновидения и речи» («Sueños y discursos», опубликована в 1627), «Речь о всех чертях, или Исправленный ад» («Discurso de todos los diablos o infierno emendado», 1628) и др., сборник новелл «Час воздаяния, или Разумная фортуна» («La hora de todos y la fortuna con seso», создана в 1630-е гг.). В многочисленных пародиях на жанры деловой прозы начала 17 в. (генеалогии, брачные договоры, указы и т. д.) Кеведо разоблачал тотальное корыстолюбие, обман, цинизм и эгоизм, царящие в обществе.
Испанская действительность стала главным объектом изображения в наиболее известном прозаическом произведении Кеведо – плутовском романе «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников» («Historia de la vida del Buscón, llamado don Pablos; ejemplo de vagamundos y espejo de tacaños», около 1604, опубликован в 1626, русский перевод 1950), герой которого во время странствий знакомится с представителями разных сословий.
Среди сочинений Кеведо – трактаты на морально-политические и философские темы [«Защищённая Испания» («España defendida», 1609), «Политика Бога, правление Христа, тирания Сатаны» («Política de Dios, govierno de Cristo, tiranía de Satanás», в 2 частях, 1626–1639), «Колыбель и могила» («La cuna y la sepultura», 1635) и др.], назидательные жизнеописания [«Марк Брут» («Marco Bruto», 1644), «Жизнь Святого Апостола Павла» («Vida de San Pablo Apóstol», 1644)].
Стихотворения Кеведо, при его жизни распространявшиеся в списках, впервые опубликованы в книге «Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель девяти кастильских муз» («El Parnaso español : monte en dos cumbres dividido con las nueve musas castellanas», 1648). Творчество Кеведо получило известность в России со 2-й половины 20 в.