Ньянколе
Ньянко́ле (нколе, анколе, ньянкоре, хима; самоназвания – banyankole, banyankore), народ группы банту, второй по численности в Уганде. Проживает на восточном побережье озера Эдуард, на юго-западе страны (округа Канунгу, Рукунгири, Митома, Нтунгамо, Бушеньи, Бухведжу, Шема, Ибанда, Мбарара, Кирухура, Рубиризи и Исингиро). Численность в Уганде свыше 4,2 млн человек (2022, оценка). Живут также в Танзании (22 тыс. человек), Руанде (около 15 тыс. человек), Демократической Республике Конго (не менее 12 тыс. человек); свыше 20 тыс. ньянколе переселились в страны Северной Америки и Западной Европы. Общая численность около 4,3 млн человек. К ньянколе близки кига. Говорят на наречии ньянколе (оруньянкоре) языка нкоре-чига группы ньоро-ганда (J10, или E10) языков банту. Письменность на основе латинской графики; руньянкоре преподаётся в начальной школе, на нём ведётся радиовещание и выходят периодические издания. Бытуют также языки чига и английский. С конца 20 в. распространяется т. н. стандартный руньякитара, созданный на основе языков ньянкоре-чига и ньоро-торо. Около 55 % ньянколе – англикане, около 38 % – католики, около 5 % – мусульмане-сунниты.
Этническая общность ньянколе сформировалась в результате миграций 15–17 вв. бантуязычных народов и нилотов, в результате чего образовались общие для народов Восточной Африки статусные группы – потомков местного бантуязычного населения земледельцев-иру (баиру), близких по происхождению к иру у ньоро и хуту у руанда и рунди, и потомков завоевателей-нилотов скотоводов-хима (бахима), близких по происхождению к хума у ньоро и тутси у руанда и рунди (составляют около 2/3 ньянколе). В 16 в. создали раннеполитическое образование Нкоре (Анколе) во главе с верховным правителем (омугабе). В 1901 г. оно вошло в английский протекторат Уганда в качестве «королевства».
Традиционная культура типична для народов Межозерья Восточной Африки. Основные занятия: ручное земледелие (просо, батат, табак), охота и отгонное скотоводство (горбатый зебу-санга, козы, овцы); традиционно скот могли держать только хима. Развиты кузнечное и гончарное ремёсла, плетение циновок. Поселение типа крааля. Традиционная одежда – плащ из шкур и кожи. В основе традиционной социальной организации – большесемейные (оруганда) и деревенские общины, патрилатеральные родовые группы (екьика) и билатеральный киндред (обузаре). Система терминов родства бифуркативного типа у иру и генерационного типа у хима. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Брак патрилокальный, распространена полигиния. Кросскузенные браки у иру запрещены, у хима разрешены. Сохраняются традиционные культы предков и духов природы, образующих пандемониум. Главный праздник года (Окийра омвака, буквально – есть год) устраивается по поводу сбора урожая проса. Фольклор включает сказки, эпические сказания и исторические предания. Основные музыкальные инструменты – ударные (барабаны, ксилофоны) и духовые. Сохраняется традиционная политическая структура Нкоре. Современные ньянколе-хима борются за восстановление «королевства» [в 1993 традиционные «королевства» Уганды были восстановлены, кроме Нкоре, поскольку этому препятствовал президент (с 1986) Й. Мусевени – ньянколе-хима по происхождению]. Ньянколе-хима играют значительную роль в политической и экономической жизни Уганды, оказывают поддержку руандийским тутси.