Религиозно-философские школы, направления, движения

Астрология

Астроло́гия (от греч. и , учение о предсказании будущего, основанное на изучении движений и видимости небесных светил; в более широком смысле – концепция мироздания, предполагающая существование связи между перемещением и видимостью светил на небосводе и событиями земной жизни.

Развитые системы астрологии существовали в Древней Месопотамии, Греции, в странах распространения эллинистической культуры (в том числе в Египте), в Индии и Китае. В средние века астрология была особенно популярна в странах ислама и Западной Европы. Астрологические учения были тесно связаны с и . Астрология входила в число наук вплоть до эпохи Возрождения, однако достижения науки Нового времени вывели астрологию за пределы собственно научной деятельности.

Астрология древней Месопотамии

Астрология как особый вид предсказаний появилась впервые в конце 3-го – начале 2-го тыс. до н. э. Её наиболее ранняя форма – астрология предзнаменований – сложилась во 2-й половине 2-го тыс. до н. э., когда на аккадском языке был создан клинописный астрологический свод «Энума Ану Энлиль» («Когда боги Ану и Энлиль»), включавший около 7 тыс. предзнаменований. Они имели стандартную форму: «Если (на небе) произошло (событие) А: (на земле) произойдёт (событие) В». Основой для предсказания служили астрономические и метеорологические явления, в том числе лунные и солнечные затмения, и , положения планет относительно созвездий и друг друга и т. д. Каждое такое событие рассматривалось как особый знак, предвещающий определённые события на Земле. Предсказания касались только царя, членов его семьи и страны в целом. Астрология предзнаменований была широко распространена на всём Ближнем Востоке; особой популярностью она пользовалась в Ассирии в 8–7 вв. до н. э.

В середине 1-го тыс. до н. э. в Месопотамии возникает гороскопная астрология. В её основу была положена идея о том, что жизнь человека определяется расположением светил в момент его рождения или зачатия. В месопотамских (самый ранний датируется 410 до н. э.) определялись положения 7 светил (Солнца, Луны и 5 видимых невооружённым глазом планет – Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна) относительно и в момент рождения ребёнка и на этом основании делались предсказания, причём не только для высокопоставленных, но и для простых людей, что существенно расширило социальную базу астрологии. Развитие гороскопной астрологии стало возможным лишь с появлением математической теории, позволявшей вычислять положения светил на небе для любого момента времени. Особое значение имела концепция зодиака – выделенной полосы созвездий, в пределах которой совершались движения Солнца, Луны и планет и которая разделялась на 12 равных частей (т. н. знаки зодиака).

Месопотамская астрология оказала глубокое влияние на развитие астрологии в соседних регионах – в Сирии, Малой Азии, Греции, Египте, Персии, Индии, Китае.

Эллинистическая астрология

С 3 в. до н. э. в эллинистическом мире под влиянием месопотамской астрологии распространяется гороскопная астрология (астрологическая школа на острове Кос, основанная вавилонским жрецом Бероссом и др.). Ряд фундаментальных идей, лежащих в основе эллинистической астрологии, имеют, несомненно, месопотамское происхождение, в том числе концепция зодиака, разделение планет на благотворные и злотворные, тригональный аспект, планетные возвышения и т. д. Однако греческие астрологи, опиравшиеся на месопотамскую традицию, создали, по существу, новую науку, у истоков которой они ставили три легендарные фигуры: (считающегося также основателем ), Нехепсо и Петосириса (трактаты, связываемые с именами двух последних, датируются 2–1 вв. до н. э.). Эллинистическая астрология включала в себя элементы месопотамской астрологии, египетской звёздной астрономии, греческой философии и математической астрономии и подразделялась на несколько направлений. Мировая астрология занималась прогнозами, касающимися стран, городов и правителей, индивидуальная астрология – прогнозами судеб отдельных людей. Последняя включала: генитурную астрологию (генетлиалогию, натальную астрологию), в которой судьба человека, черты его характера, важнейшие обстоятельства его жизни определялись с помощью гороскопа (или карты неба), рассчитанного для данной широты и даты; элективную астрологию, или катархен-астрологию, в которой определялись моменты времени, благоприятные для начала какого-либо дела; вопросную, или часовую (хорарную), астрологию, в которой вычислялось распределение астральных сил в момент начала какого-либо дела. Отдельное направление составляла медицинская астрология. Из огромного числа греческих и латинских произведений, посвящённых астрологии, необходимо выделить труд «О влияниях» («Апотелесматика»; более известен как «Четверокнижие» – «Тетрабиблос», «Квадрипартитум»), посвящённый мировой и индивидуальной астрологии, принадлежащие ему «Подручные таблицы», имевшие астрологическое назначение, а также «Антологию» Веттия Валента (2 в.) и обширный латинский компендиум «Матесис» («Познание») Юлия Фирмика Матерна (4 в.).

Эллинистическая астрология базировалась на , утверждавшей, что мир имеет сферическую форму и подразделяется на две части – подлунную и надлунную, Земля (а значит, и человек) находится в его центре, движение светил управляется вращением эфирных сфер. Значит, влияние на эллинистическую астрологию оказал с его концепцией космической симпатии и параллелизма . Астрология включала в себя элементы многочисленных (представления о стражах знаков, божествах планет и т. д.).

В образованных кругах античного общества астрология нередко подвергалась резкой критике; противниками астрологии были , (трактат «Против астрологов»), философы Новой Академии. Некоторые римские императоры покровительствовали астрологии, другие, напротив, считали её опасной. Отношение христианства к астрологии в целом было отрицательным. Многие отцы Церкви (, , , , и др.) отвергали астрологию за содержащиеся в ней элементы язычества и проповедь . По словам : «Мы (т. е. христиане) выше судьбы и вместо блуждающих демонов (т. е. планет) знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и её законоположителей» («Речь против эллинов», 9).

С 4 в. в странах ближневосточного региона наблюдается кризис астрологии, вызванный распространением христианства.

Астрология в странах ислама

В в процессе усвоения культурного наследия покорённых народов в 8–9 вв. особое значение приобретают астрология и астрономия, философия и медицина. При халифах аль-Мансуре, и с сирийского, греческого, персидского языков и санскрита переводятся на арабский язык астрологические и астрономические произведения, в том числе «Четверокнижие» и «Подручные таблицы» Птолемея. Основное место в астрологической и астрономической литературе занимали сборники таблиц – зиджи (с 8 по 15 вв. было создано более 100 зиджей). Многие астрономы были одновременно астрологами, развивая почти все традиционные разделы эллинистической астрологии, в особенности же катархен-астрологию и часовую астрологию, а также историческую астрологию, рассматривавшую смену царств и династий. Наибольшую известность в странах ислама и позднее в Европе получили труды Машаллы ибн Асари (умер около 815, в Западной Европе известен под именем Messahalla), , Абу Машара (787–886, Albumasar), Ибн аль-Хасиба (9 в., Albubather), аль-Кабиси (умер около 955/956, Alcabitius, Alchabitius), Ибн Аби ар-Риджаля (1016–1064, Abenragel) и др. Учёный-энциклопедист был автором обширного астрологического сочинения «Книга вразумления начаткам науки о звёздах». Ни одно сколько-нибудь важное решение при дворах большинства правителей не принималось без совета с астрологами. Так, при аль-Мансуре время для начала строительства Багдада (30 июля 762) было выбрано специальной группой астрологов на основе данных гороскопа. Влияние небесных светил на человека связывалось в исламе с предопределением Аллаха, астрологические представления вошли в ряд суфийских учений. Упадок астрологии в образованных слоях общества начинается в 13 в., после монгольских завоеваний, однако в среде простого народа астрология остаётся неизменно популярной. Своеобразная энциклопедия астрологии содержится в (436–462-й ночи).

Астрология в еврейской среде

Астрология в еврейской среде получает распространение в эпоху позднего эллинизма и в Средние века. В 4–6 вв. изображение зодиака встречается в некоторых синагогах (например, мозаика на полу синагоги Бет-Альфа в Иудее). Многие авторитетные астрологи на мусульманском Востоке имели еврейское происхождение, например Машаллах. В Каирской найдены астрологические тексты, в том числе гороскопы. В еврейской астрологии 12 знаков зодиака соотносились с 12 сыновьями Иакова и, соответственно, с 12 коленами Израиля. После возникновения в 12–13 вв. в среде евреев Испании и Прованса стала развиваться каббалистическая астрология, в которой 10 соотносились с десятью небесными сферами, а знаки зодиака и планеты – с буквами еврейского алфавита.

Астрология в Западной Европе

Астрология в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья была практически неизвестна. Ситуация меняется в 12–13 вв., когда на латинский язык были переведены астрологические произведения многих греческих и арабских авторов, в том числе Птолемея, Машаллаха, Абу Машара, аль-Кабиси и др. Популярность астрологии постепенно возрастает, достигнув максимума в 15–16 вв., когда астрология преподаётся во многих университетах, астрологи играют важную роль при дворах европейских правителей. Многие европейские учёные и даже служители Церкви в той или иной мере принимали астрологию, например , , , папы , , , , . Согласно Фоме Аквинскому, Бог управляет земными телами через звёзды, которые занимают промежуточное положение между высшим (духовным) и низшим (материальным) мирами. Он считал, что астрология может верно предсказывать события, касающиеся большого числа людей, и нередко ошибается в индивидуальных предсказаниях в силу того, что у человека имеется свободная воля и душа, как «умная субстанция», не может быть принуждаема «телесными субстанциями» (к каковым он относил звёзды). Среди астрономов также имелось немало сторонников астрологии, в том числе (Иоганн Мюллер), ; , стремившийся реформировать астрологию, прославился рядом удачных предсказаний. Широко известно высказывание Кеплера: «Матери астрономии пришлось бы, наверное, голодать, если бы дочь астрология не зарабатывала на хлеб». Известность среди астрологов получили , развивавший медицинскую астрологию и учение об астральных духах, , (1527–1608), и в особенности Морен де Вильфранш (1583–1656), автор фундаментального труда «Astrologia gallica» (книга 1–26, 1661). В числе противников астрологии были , , , написавший трактат против астрологии. Церковь резко отвергала магические элементы, содержащиеся в астрологии. Папа выпустил в 1586 г. специальную буллу «Творец неба и земли» («Coeli et terrae creator») против астрологии, подтверждённую в 1631 г. ; в ней, в частности, запрещалось чтение и хранение книг по астрологии. Большинство деятелей были противниками астрологии, хотя был её сторонником.

Астрология в России

Астрология проникла в Россию из Византии, где вплоть до 15 в. сохранялась традиция эллинистической астрологии [среди наиболее известных астрологов были (9 в.), основатель известной астрологической школы (14 в.)]. В России переводы греческих текстов по астрологии начали распространяться в 10–14 вв. (преимущественно тексты «народной» астрологии, например «Лунники», содержащие предсказания по фазам Луны и её положению в зодиаке). Критика астрологии как противоречащей христианской вере в Промысел Божий содержится в «Послании на злые дни и часы» старца (около 1524) и сочинениях . Астрология была осуждена на Несмотря на это, услугами астрологов пользовались цари , , . санкционировал издание календаря, редактировавшегося одним из его ближайших сподвижников и содержавшего не только предсказания на период с 1710 по 1821 гг., но и теорию астрологии. «Брюсов календарь» многократно переиздавался и пользовался огромной популярностью.

Астрология в Новое время

Отношение к астрологии в Европе изменилось в 17–18 вв. Этому способствовали направленная против астрологии враждебная политика Церкви (преподавание астрологии исключается из университетских курсов, в 1666 астрологи были изгнаны из Парижского университета и академии) и революционные преобразования в естествознании, прежде всего переход к , утверждавшей, что центром мира является не Земля, а Солнце (Земля поэтому уже не могла считаться особо выделенным центром приложения космических сил) и что звёзды удалены от Земли на огромное расстояние. Исследования и его последователей заставляли думать, что светила состоят из тех же элементов, что и земные тела (поэтому нет оснований для деления космоса на подлунную и надлунную части). Благодаря телескопическим наблюдениям было открыто огромное число звёзд, не видимых невооружённым глазом и потому ранее не учитывавшихся в предсказаниях. Когда в 19 в. удалось измерить абсолютные расстояния до звёзд, выяснилось, что звёзды, принадлежащие к одному созвездию, в большинстве случаев не образуют в пространстве компактные группы, а удалены друг от друга на огромные расстояния, так что не существует астрономических оснований для приписывания созвездиям и знакам зодиака тех характеристик, которые им придаются в астрологии. Открытия в 19–20 вв. новых планет и большого числа не известных ранее небесных объектов ещё в большей степени подорвали позиции сторонников астрологии.

Однако ни научная, ни церковная критика не привели к гибели астрологии. В 17–19 вв. астрологические альманахи выпускались в Европе большими тиражами. В конце 19 – начале 20 вв. увлечение астрологией становится массовым. В 1960-х гг. астрология стала частью движения , которое связывает надежды на духовное обновление культуры с тем, что в результате заканчивается «эра Рыб» и начинается «эра Водолея» (эпоха «интегральной духовности»). Современная астрология, являющаяся прямой наследницей гороскопной астрологии эпохи эллинизма, популярна во многих странах. В ней по-прежнему используется геоцентрическая система мира, а Солнце и Луна считаются важнейшими планетами; после открытия Урана, Нептуна и Плутона число рассматриваемых в астрологии планет увеличилось. В астрологии сосуществует много школ, различающихся исходными установками и методиками, используется научная терминология, заимствованная из биологии, медицины, психологии и др. Для составления гороскопов применяются компьютеры, сделавшие занятие астрологией широко доступным. Превращение астрологии в доходный бизнес связано с появлением в 1930-х гг. феномена «газетной астрологии».

История астрологии детально исследуется современной наукой как одно из значительных явлений в истории мировой культуры. Делаются попытки статистически оценить достоверность ряда положений, сформулированных в астрологии, результаты которых носят либо отрицательный, либо достаточно неопределённый характер.

Астрология в Китае

Астрология в Китае проникает во все сферы традиционной культуры. С начала 1-го тыс. н. э. на протяжении почти трёх тысячелетий универсум осмыслялся в Китае как единый пространственно-временной континуум, в двоичной структуре которого идею времени (дня, сезона, времени года) нёс иероглиф «тянь» (буквально – небо), обозначавший одновременно верховное божество, высшую божественную силу и природу, естественность. В физическом смысле «тянь» – это небосвод как носитель астрономических и метеорологических явлений и объектов, в метафизическом – структурный элемент пары «небо – земля (тянь – ди)» и триады «небо – человек () – земля», выражающих единство времени, пространства (земля) и человеческого бытия, неразрывно связанного с временны́ми ритмами.

Определяемая «небом» судьба индивида фиксируется в «восьми иероглифах» (ба цзы) – четырёх парах цикличных знаков, указывающих на год, месяц, день и час (двенадцатую часть суток) рождения. Это самое общее понятие гороскопа сформировано с помощью двух парных наборов цикличных знаков – 10 «небесных стволов» (тянь гань) и 12 «земных ветвей» (ди чжи), которые в свою очередь коррелируют с силами , Солнцем и Луной и другими бинарными оппозициями. Последовательно сочетаясь друг с другом в пары «ствол – ветвь», они образуют систему неповторяющихся двоичных символов шестидесятеричного цикла. Символы этой системы присутствуют уже в древнейших памятниках китайской письменности – гадательных надписях на костях эпохи Шан-Инь (2-я половина 2-го тыс. до н. э.), где они обозначают, во-первых, дни, основу счисления которых составляла декада (сюнь), во-вторых, усопших предков.

Набор «земных ветвей» в качестве соотнесённых с астральными духами 12 небесных «ориентиров» (чэнь) применялся для обозначения «времени» суток, месяцев, годов 12-, 19- и 76-летия, 12 «участков» пояса эклиптики и небесного экватора, а с рубежа н. э. () идентифицировался с зодиакальным циклом 12 животных (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, курица, собака, свинья), который точно соответствует исходному смыслу греческого термина «зодиак» («звериный круг»), в отличие от западного зодиака, включающего в себя символы отнюдь не только животных. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. 10 «небесных стволов», последовательно разбитые на пары, были идентифицированы с системой пяти элементов (у син: дерево, огонь, почва, металл, вода), выступавшей в виде универсальной классификационной схемы, охватывающей в том числе пять главных планет. С рубежа н. э. весь комплекс 60 сочетаний «небесных стволов» и «земных ветвей» стал использоваться для стандартного летосчисления шестидесятеричными циклами.

В целом все эти символы вместе и раздельно применялись не только в хронологии, но и в звёздных картах, магических диаграммах, амулетах и оберегах, обычно в сочетании с ориентированными по странам света 4 символами «небесных дворцов» (Зелёный дракон, Красная птица, Белый тигр, Чёрная черепаха), 8 триграммами (ба гуа) и 64 гексаграммами «Чжоу и», или , соотнесёнными с эклиптикой и небесным экватором, 24 годовыми сезонами и 28 небесными («солнечными» и «лунными») «станциями», «домами», или созвездиями. В центре этих конструкций располагается Полярная звезда, осмысляемая как центр круговращения мироздания, космическое выражение Великого предела () и местопребывание божественного Великого единого (тай и). Изоморфно структуре неба делилась и земля.

Издревле, со времён Шан-Инь и Чжоу, астрономо-астрологическими штудиями, относящимися к сфере «небесных знаков» (тянь вэнь), «небесных управ» (тянь гуань) и календаря (ли), занимались специальные чиновники («ши»), приобретшие позднее также функцию историографов. Как и на Западе, в Китае развивалась астрология предзнаменований. Важнейшим государственным делом считалось не только вычисление регулярных небесных процессов, но и истолкование космических и метеорологических явлений как знамений, ниспосылаемых Небом императору («сыну Неба», тянь цзы), осенённому «небесным предопределением» (тянь мин). Официальные астрологические интерпретации небесных знамений («вычисления предопределения») постепенно переросли в династийную историографию, развивавшуюся до конца Срединной империи в начале 20 в. и включавшую в себя также специальные астрономо-астрологические трактаты.

Классическая традиция китайской астрологии зафиксирована в древнейших канонических памятниках 1-го тысячелетия до н. э. – («Канон писаний»), «Чжоу и», («Вёсны и осени»), («Предание Цзо») и др. В 4–3 вв. до н. э. были созданы и первые собственно астрологические тексты: «Тянь вэнь» («Небесные знаки») Ши Шэня, «Тянь вэнь син чжань» («Небесные знаки и гадание по звёздам») Гань Дэ, позднее образовавшие «Звёздный [астрологический] канон» («Син цзин»). Древнейший оригинал подобного текста 2 в. до н. э., получивший название «Гадание по пяти звёздам» («У син чжань»), был найден в 1973 г. в могильнике (КНР, близ г. Чанша). Наиболее полно эта литература представлена в обширном собрании даосских трактатов «Дао цзан».

С 3 в. н. э. в Китай проникает индивидуальная астрология (через тантрический буддизм) и эллинистическую астрологию. Из вошедшего в 8 в. в китайскую «Трипитаку» «Канона [небесных] станций и светил» («Сю яо цзин») китайцы впервые узнали 12 знаков западного зодиака. В 8–9 вв. в Китае появляется сирийская версия «Четверокнижия» Птолемея. С 8 в. возникает индивидуальная гороскопная астрология (видимо, благодаря западному влиянию).

Астрология в Индии

По преданию, астрология была «открыта» в Индии мудрецами-провидцами Бхригу, Парасара, Гарга и др. Астрономические познания, послужившие основой для развития астрологии предзнаменований, характерной для ведийской эпохи (сочинение , приписываемое некоему Лагадхе, 5–4 вв. до н. э.), опирались на лунный календарь, в соответствии с которым год делился на 360 дней, а эклиптика на 27 или 28 накшатр («лунных домов»), а также на исследование положения и движения некоторых планет относительно созвездий. В ходе завоевательных походов в Индию во 2–1 вв. до н. э. проникает эллинистическая гороскопная астрология, которая была переработана в свете идей и . Индийский математик и астроном 6 в. Варахамихира (роль его в развитии индивидуальной астрологии аналогична роли Птолемея для греческой астрологии) создал самый совершенный для своего времени календарь, используемый индивидуальными астрологами вплоть до настоящего времени. Начиная с 7 в. разрабатывались методы предсказания длительности жизни (аюрдая), в 13 в. под влиянием персов и арабов возникла традиция ежегодных предсказаний (таджика). Индивидуальная астрология проникла в Тибет, Китай, Юго-Восточную Азию, а также на Арабский Восток, оказав влияние на европейскую астрологию.

Традиционная «наука небесных светил» (джьотишастра) содержит 6 разделов: составление гороскопа (джатака), астрономические вычисления положений планет (ганита), астрономия небесной сферы (гола), мантика (нимитта), астрология вопросов (прашна) и элективная астрология (мухурта). Собственно астрология содержит определение как судьбы индивида по времени рождения, так и благоприятных моментов для какого-либо начинания – от индивидуального (женитьбы, зачатия и рождения детей, купли-продажи имущества, учёбы и бизнеса и т. п.) до общественного (строительство храмов, время проведения религиозных праздников и т. п.; астрология играла и продолжает играть важную роль в политической жизни Индии).

В отличие от западной астрологии, индивидуальная астрология в большей мере опирается на сидерический зодиак, располагающий все планеты и знаки на 23 ° ниже их положения на западной карте, благодаря чему учитывается постоянный сдвиг земной оси; широко используется и второй зодиак, состоящий из 27 накшатр. Важнейшим фактором для определения судьбы индивида считается положение Луны в день его рождения. Накшатрам, управляемым планетами (особенно лунными узлами, точками пересечения траектории Солнца и Луны – Раху и Кету), придаётся решающее значение как в предсказаниях, так и в определении характера индивида и его окружения, но вместе с тем индивидуальные астрологи, в отличие от западных, мало используют планеты Уран, Нептун и Плутон. Особенность индивидуальной астрологии составляет и представление о существовании особых средств, с помощью которых можно избежать или ослабить неблагоприятные события, выявленные индивидуальным гороскопом (это амулеты из камней определённых видов, мантры, ритуалы).

Индивидуальная астрология – единственная в современном мире, поддерживаемая официальной религиозной традицией – и (наряду с она считается одной из важнейших традиционных ведийских шастр – «наук», её преподают в высших учебных заведениях, издаётся множество астрологических журналов). Хотя классический , осуждающий всякого рода гадания и предсказания, отвергает астрологию, она приобрела авторитет в некоторых его направлениях (особенно в ).

  • История науки
  • Философские течения
  • Философские концепции
  • Эзотерика