Парацельс
Параце́льс (лат. Paracelsus) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Филипп Теофраст Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм (Хоэнхайм), нем. Philippus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim] (ноябрь 1493, Эгг, близ Айнзидельна, Швейцария – 24.9.1541, Зальцбург), врач, алхимик, астролог, философ, светский теолог; один из основателей ятрохимии. Из обедневшей ветви южно-немецкого дворянского рода. Под руководством отца изучал медицину и «тайные искусства» магии и алхимии, усвоив представление о природе как системе знаков, в которой видимые формы указывают на скрытые в них силы. Учился в университетах ряда стран, около 1516 г. в Университете Феррары стал доктором терапии и хирургии. С 1517 г. странствовал в поисках новых знаний и практического врачебного опыта, побывал в Италии, Испании, Португалии, Франции, Англии, Дании, Швеции, Пруссии, Литве, Польше, Венгрии и других странах, участвовал как хирург в ряде военных кампаний. С 1524 г. в Зальцбурге, где под влиянием Реформации создал первые богословские работы, в том числе об основанном на Евангелии справедливом устройстве «блаженной жизни», когда все трудятся, блага земли разделены поровну, отсутствуют сословные привилегии («От Бога нет дворянства, от Бога – труд и император») и т. п. С 1527 г. городской врач в Базеле, где в университете впервые стал читать лекции по медицине на немецком языке вместо латыни, резко выступил против средневековой схоластической медицины с её слепым почитанием авторитетов (Галена и др.) и опорой на античное гуморальное учение о четырёх соках человеческого организма, считая основой медицины опыт, традиции народного врачевания и алхимию. Публично сжёг средневековые учебные книги, за что был прозван «Лютером медиков». После конфликта с городскими властями Базеля с 1528 г. странствовал по Европе как практикующий врач, писал медицинские («Парагранум», «Парамирум», «Лабиринт заблуждающихся медиков» и др.) и натурфилософские [«Великая астрономия (Проницательная философия)» – своего рода энциклопедия «тайных наук»] трактаты, занимался химическими опытами и астрологическими наблюдениями. Первоначальное увлечение учением М. Лютера, а затем У. Цвингли сменилось в 1530-х гг. разочарованием в них.
С появлением во 2-й половине 16 в. многочисленных последователей Парацельса и возросшим интересом к его обширному наследию в 1589–1591 гг. в Базеле издано собрание сочинений Парацельса в 10 томах – труды по медицине, алхимии, ботанике, минералогии, натурфилософии, а в начале 17 в. опубликованы его хирургические сочинения. В то же время многие тексты Парацельса распространялись с изменениями и дополнениями, внесёнными поборниками «тайных наук». В конце 19 в. немецкий историк медицины К. Зудгоф (1853–1938) и другие в процессе работы по восстановлению подлинного текста Парацельса открыли множество неопубликованных сочинений Парацельса религиозно-философского и социально-этического содержания, что привело в 20 в. к пересмотру многих прежних представлений о Парацельсе.
В отличие от риторико-филологического гуманизма, Парацельс построил своё философствование на Библии как высшем авторитете, постижении созданной Богом «книги природы» и собственном истолковании традиций средневекового неоплатонизма, герметизма и магии. Его воззрения не были систематизированы и представляют собой противоречивый конгломерат идей и образов. Сотворённое Богом из ничего некое первоначало – «илеастер» (hyleaster – от греч. ὕλη – вещество, материя) сочетает как вещественное, так и небесное (астральное), пронизывающее своими духовными воздействиями весь мир. В нём содержатся «семена» всех вещей, в том числе «матери» – традиционные 4 элемента античной натурфилософии (земля, вода, воздух, огонь; Парацельс называет их также «хаосами», в которых живут духи – соответственно гномы, ундины, сильфы и саламандры) и 3 формирующих жизненных принципа – к алхимической сере и ртути (меркурию) Парацельс добавил соль. Из этих семян произрастают все природные образования, формируемые «археем» – жизненным духом каждого существа. Врач призван восстанавливать порядок в человеческом организме, нарушенный вторжением чуждых духов.
Создание человека Парацельс уподобляет некоему алхимическому процессу – «вытяжке» из всех небесных и земных творений и сущностей, так что в качестве микрокосма (см. Микрокосмос и макрокосмос), «квинтэссенции» мира человек содержит в себе свойства всех металлов, минералов, растений и животных, а также астральных тел и потому способен воспринимать всё, что есть в мире, благодаря «свету природы» (лат. lumen naturale), даруемом божественной благодатью. Как образ и подобие Бога человек призван постигать и разгадывать арканы – скрытые тайны природы («Стучи, стучи… и не стыдись вопрошать»), доводить дары природы до более совершенного или нужного ему состояния (в этом Парацельс видел и задачу алхимии, ориентируя её на поиск новых лекарств). Таков смысл «белой», «натуральной» магии у Парацельса. Культ творчества, открытий, самостоятельных наблюдений, вообще опытного знания, связанного с методом его практического использования (лат. experientia et ratio) – один из лейтмотивов деятельности Парацельса (его девиз – «знать, а не предполагать!»).
Парацельс стал одним из основателей нового этапа в развитии фармакологии и лечения с использованием химикатов и минералов. Он внёс большой вклад в изучение и врачевание различных видов внутренних болезней (в том числе профессиональных – трактат «О горной болезни и других болезнях шахтёров»), в хирургию, антисептику, психиатрию, бальнеологию. Ввёл в медицинскую практику употребление препаратов ртути (в частности, для лечения сифилиса), сурьмы, меди, железа, мышьяка. Установил отличие квасцов от купороса и предложил определять присутствие железа в воде с помощью галловой кислоты, применил для экспериментов водяную баню, выделил винный камень (гидротартрат калия), путём перегонки виноградного и древесного уксуса получил концентрированную уксусную кислоту.
Сильное влияние идей Парацельса сказалось в натурфилософии 17–18 вв., в концепциях Я. Бёме, В. Вейгеля, Я. Б. ван Гельмонта и его сына Ф. М. ван Гельмонта (1614–1699), Г. В. Лейбница (учение о монадах – «жизненных духах»), Ф. В. Шеллинга, Новалиса и др.