Калачакра
Калача́кра [санскр. कालचक्र – колесо (круг) времени], одна из систем буддийского тантризма (ануттара-йога-тантры), а также основной текст этой системы – «Калачакра-тантра» и персонифицирующий её 24-рукий йидам.
Согласно учению ваджраяны, Калачакра, как и остальные тантры, восходит к проповеди Будды Шакьямуни, но в Индии первые упоминания о ней встречаются лишь с 10 в., хотя сам термин «Калачакра» был известен ещё до н. э. (например, в джайнской «Ачаранга-сутре»). Согласно преданию, поведанная на юге Индии по просьбе царя мифической страны Шамбалы Сучандры «Калачакра-тантра» была записана и унесена в страну Шамбалу. В 10 в. йог из Ориссы по имени Чилу (тибет. Цилу-па) вернул это учение в Индию.
Особенности учения
Калачакра имеет ряд отличий от остальных буддийских тантрийских систем – в ней содержатся элементы индуизма, манихейства и даже ислама. Так, первым годом в летоисчислении Калачакры считается год хиджры (ошибочно 624 вместо 622). Калачакра учит о трёх «кругах времени», которые взаимозависимы и параллельны: внешний (макрокосм), внутренний (микрокосм) и иной – йогическая практика для достижения освобождения от сансары. Поэтому в тексте подробно излагаются основы астрономии и астрологии (внешняя Калачакра), большое внимание уделяется физиологии человеческого тела (внутренняя Калачакра), а духовная практика (иная Калачакра) строится в форме особой «шестиступенной йоги». Заметное место в идеологии Калачакры отводится также эсхатологической доктрине, в которой предсказывается, что в грядущие века «злодеи-варвары» (тибет. ла-ло) захватят весь мир, но в решающей битве будут побеждены войсками Шамбалы, после чего снова настанет «золотой век».
Распространение учения
Калачакра быстро завоевала признание в буддийских университетах городов в долине Ганга и в Кашмире, в северной Бирме (ныне Мьянма), Малайзии и Индонезии, но к 14 в. ваджраяна лишилась влияния в этих регионах. Буддийский архитектурный комплекс Боробудур на о. Ява напоминает описание ступы Дханьякатака, сохранившееся в «Вималапрабхе», главном комментарии на «Калачакра-тантру», написанном Пундарикой – третьим (начиная с Сучандры) царём Шамбалы. В этом и ещё в нескольких комментариях сохранились фрагменты первого текста Калачакры – «Калачакра-мула-тантры», который считается давно утраченным. Важнейшим из сохранившихся текстов (в тибетском каноне содержится 54 текста, относящиеся к Калачакре) является «Сокращённая Калачакра-тантра» (санскр. Калачакра-лагху-тантра-раджа).
После исчезновения буддизма в Индии ваджраяна и, соответственно, Калачакра распространились в Тибете. Там Калачакра вошла в практику всех основных буддийских школ, но особенное влияние получили две традиции её интерпретации и практики – сложившаяся в монастыре Шалу школа Будона (1290–1364) и школа Джонанг Долпопы Шераба Гьялцены (1292–1361), отличающиеся прежде всего различным пониманием философии мадхъямаки.
Калачакра в России
В России Калачакра изучалась и практиковалась в ареалах распространения тибетского буддизма (в Бурятии, Калмыкии, Туве). В 1920-х гг. кружок по изучению Калачакры был создан внутри Объединённого государственного политического управления (при начальнике Особого отдела Г. И. Бокии), но просуществовал недолго, все его участники были расстреляны.
В конце 20 в. учение Калачакры стало широко известным как в России, так и во всём западном мире в связи с общим ростом интереса к буддизму и особенно благодаря массовым, собирающим до 200 тыс. и более участников, посвящениям в это учение, которые проводит Далай-лама XIV.