Абу Рейхан аль-Бируни
Абу́ Рейха́н аль-Бируни́ (Абу ар-Рейхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни, араб.أبو الريحان محمد بن أحمد البيروني; Абу Рейхан Бируни, перс. ابوریحان بیرونی) (4.9.973, Кят, ныне Беруни, Узбекистан – 11.12.1048, по другим данным, после 1050, Газни), среднеазиатский учёный-энциклопедист. С 1004 г. жил в Хорезме, после 1017 г. – при дворе Махмуда Газневи в Газни.
Общий вклад в развитие научного знания
Писал на арабском и персидских языках, знал санскрит, возможно, греческий, сирийский и древнееврейский. Оставил труды по математике, географии, астрономии, астрологии, физике, ботанике, минералогии, этнографии, истории, хронологии. Ориентируясь, подобно ведущим учёным своего времени, на античную традицию, Бируни попытался осуществить синтез греческого наследия с современными знаниями. Отдавая приоритет наблюдениям и опытам, он пересматривал укоренившиеся со времён Античности гипотезы.
Биография
Родился в предместье хорезмийского г. Кят, из-за чего получил нисбу Бируни («человек из пригорода»). До 21–22 лет жил в Хорезме, изучая наряду с религиозными науками астрономию, математику, медицину. Среди его наставников был математик Абу Наср ибн Ирак. Тогда же молодой учёный написал несколько ранних работ. Некоторое время пребывал в г. Рее. В 997–998 гг. на непродолжительное время возвращается в Кят и вступает в переписку с молодым Ибн Синой (по другим данным, она началась позднее, около 1000). В ней он спорил с идеями Аристотеля с позиции атомистов. Бируни удалось нащупать ряд слабых мест в учении греческого философа (например, в теории естественных мест). Затем учёный уехал в Джурджан (Горган), где обрёл покровительство эмира Джурджана и Табаристана Шамс аль-Маали Кабуса ибн Вашмгира. Там он познакомился со своим главным учителем – врачом и астрономом, христианином Абу Сахлем Исой аль-Масихи (ум. около 1010). В Джурджане учёный составил ряд астрономических и геометрических работ, изучал природу края – жизнь животных, местные грунтовые воды. Около 1004 г. он возвратился на родину и поступил на службу к хорезмшаху Абу аль-Аббасу Мамуну ибн Мамуну. Бируни стал его поверенным и часто выполнял дипломатические поручения. Позднее по просьбе Махмуда Газневи он вместе с математиком Абу Насром ибн Ираком и врачом Абу аль-Хайром ибн аль-Хаммаром был отправлен в г. Газни. Бируни стал астрологом при дворе султана, сопровождал его во время походов в Индию. Его карьера и учёные занятия продолжились при потомках Махмуда – Масуде и Маудуде. В библиографии к работам Абу Бакра ар-Рази Бируни дал список своих собственных работ (103 законченных и 10 незавершённых). Всего его перу приписывают около 180 сочинений.
Исследования в области астрономии, геодезии и географии
Впервые на Среднем Востоке аль-Бируни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, предложил новый способ определения длины окружности Земли. Считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, секстант). Построил неподвижный (стенной) квадрант для точных наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. В «Книге о нахождении хорд в круге» изложен ряд оригинальных математических методов и доказательств. Аль-Бируни принадлежит сведéние задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнений 3-й степени.
В 21 год учёный с исключительной точностью определил величину наклонения плоскости эклиптики к экватору. Бируни первым на Востоке(а возможно, и в мире) сконструировал земной глобус (диаметром около 5 м) с целью определять географические координаты и расстояния между населёнными пунктами с помощью построения на его поверхности сферических треугольников. Определение координат различных мест относительно друг друга стало главной задачей Бируни-географа. Во время пребывания в Рее он познакомился с Абу Махмудом Худжанди (около 940 – около 1000) и его секстантом и написал сочинение, посвящённое этому прибору. По переписке он договорился с крупнейшим математиком Абу аль-Вафа Мухаммадом Бузджани (940–998), проживающим в Багдаде, об одновременном наблюдении лунного затмения из Багдада и Кята и определил разность из долгот. Бируни провёл множество геодезических наблюдений в различных местах Хорезма, Хорасана, Джурджана, Афганистана, Пенджаба и северо-западного Синда. Во время посещения Индии Бируни удалось с большой точностью определить величину Земли по методу наблюдения понижения горизонта. Наиболее важной работой по геодезии является «Определение координат мест для корректировки расстояний между городами» («Китаб тахдид нихайат аль-амакин ли-тасхих масафат аль-масакин»).
В области географии Бируни предложил принципиально новую гипотезу расположения морей на земной поверхности, отличную от идей Птолемея, которой пользовались многие поколения арабских учёных. В частности, он пришёл к выводу, что Африка омывается океаном с востока, что делает возможным морской путь из Индии в Европу. Бируни создал теорию образования аллювиальных отложений. Движение артезианских вод он объяснил напором вышележащих подземных вод. Особую важность представляет теория учёного об изменении течения реки Амударьи за последние столетия; впоследствии исследователи подтвердили его рассуждения геологическим материалом. Впервые в мире учёный сформулировал гипотезу о движении материков, получившую развитие лишь в Новейшее время, а также наличии функциональной зависимости размеров осадков от скорости течения рек.
Исследования в области фармакологии и минералогии
Бируни активно занимался фармакологией. В незавершённом трактате «Фармакогнозия в медицине» («Китаб ас-сайдана фи-т-тибб») в алфавитном порядке подробно описано множество трав под названиями, принятыми у разных народов, и их медицинское применение (всего привлекаются названия примерно на двадцати языках и диалектах). Это способствовало введению в науку опыта народной медицины и интернационализации приводимых данных.
Бируни известен как главный авторитет по вопросам минералогии в эпоху мусульманского Средневековья. «Собрание сведений для познания драгоценностей» («Китаб аль-джамахир фи марифат аль-джавахир», кратко «Минералогия») является одним из первых дошедших трактатов по минералогии, написанным по-арабски. В нём Бируни проделал большую работу, обобщив минералогические сведения Греции, Индии, Ирана и исламского мира. Прибегая к многочисленным опытам и наблюдениям, он опроверг многие распространённые представления алхимиков, развенчивал невежественные домыслы и выдумки. Например, гипотезу о симпатических свойствах элементов. Бируни отверг понятие трансмутации, хотя и допускал постепенное превращение металлов в золото в природе. Он принимал ртутно-серную теорию Джабира ибн Хаййана об образовании минералов и металлов. Бируни стал первым учёным, подвергшим критике представление о вызывании осадков при помощи камней. Огромное внимание Бируни уделял установлению точного географического положения месторождений отдельных минералов. Изучая ископаемые и осадочные горные породы, он выработал теорию о катаклизмах, изменявших ландшафт в предыдущие эпохи. Эти наблюдения свидетельствовали, по Бируни, о цикличном характере мировой истории, каждый период которой заканчивается разрушительными катастрофами. После этого Бог посылает в мир нового пророка, и тот открывает другой цикл. Данная концепция соответствует воззрениям исмаилитов. Бируни одним из первых дал описание расположения золотоносных жил в разрезе рудника. Важнейшей естественно-научной установкой учёного стала мысль, что природные процессы управляются силами, заложенными в самой природе. Определения удельного веса минералов, предложенные Бируни, близки к современным.
Исследования в области истории религий
В мусульманской традиции Бируни является одним из крупнейших исследователей истории религий. Необыкновенная эрудиция позволяла ему не только беспристрастно судить о разнообразных религиозных учениях, но и сравнивать их между собой. В «Книге следов минувших веков» («Китаб аль-асар аль-бакийа ан аль-курун аль-халийа» или «Хронологии») на базе огромного количества устных и письменных источников Бируни дал подробное описание календарных систем арабов, персов, евреев, греков и др. В связи с этим он оставил описание доисламских религий Ирана, христианства, иудаизма, мусульманских сект. Первым из мусульман он привёл детальный анализ систем летоисчисления различных иудейских деноминаций. «Хронология» является единственным сохранившимся мусульманским сочинением, содержащем анализ календарей согдийцев и хорезмийцев. Принадлежа к числу последних, Бируни донёс сведения об исчезающей культуре доисламского Хорезма. Однако он отмечал, что хорезмийские зороастрийцы его времени были немногочисленны и плохо разбирались в вопросах собственной религии.
Трактат Бируни об Индии [«Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых» («Китаб тахкик ма ли-ль-Хинд мин макуля макбуля фи-ль-акль ау марзуля»)], материал для которого он собрал во время индийских походов Махмуда Газневи, является важным источником по истории, науке, философии, религиям, географии и этнографии Индии раннего Средневековья. В «Индии», помимо сведений об индуизме и буддизме, содержатся сведения о манихействе, суфизме.
Ряд работ Бируни содержат описание зороастризма. Его рассказ о жизни Заратуштры в основном касается обсуждения эсхатологических ожиданий, которые зороастрийцы связывали с 1500-й годовщиной со дня появления пророка. Особую ценность представляет подробное описание зороастрийских праздников, сведения о зороастрийских верованиях и суевериях времён самого автора. Большинство источников, на которые он ссылается, на данный момент неизвестны. Как и другие мусульманские авторы, Бируни полагал, что религией дозороастрийского Ирана был буддизм (шаманиййа, от ср.-инд. «шамана», санскр. «шрамана» – аскет). Он установил общее происхождение индийского термина «дева» (бог) и иранского «дэв» (демон), однако объяснение этому дал неверное.
Несмотря на отрицательное отношение к манихеям, Бируни с юности разыскивал и изучал манихейские сочинения и тем самым был знаком с этой религией лучше своих современников. Учёный имел доступ к ныне утраченным текстам, например к «Книге тайн». Бируни отметил параллели между манихейством и индуизмом, указывая, что Мани позаимствовал из индуизма учение о метемпсихозе.
Бируни прекрасно знал Пятикнижие и Новый Завет, а также ряд других важных иудейских и христианских текстов. Он был хорошо знаком с мелькитской, яковитской и несторианской ветвями христианства. Учение о троице Бируни сравнивает с индуистским учением о тримурти. Он был хорошо знаком с доктриной Бардесана и Маркиона, но сведений о них приводит крайне мало.
В «Индии» Бируни приводит большое количество сведений об индуизме: кастовой системе, религиозном мировоззрении, священных текстах, философских школах. В своём изложении он опирается в основном на три текста: «Гиту» («Бхагавадгиту»), «Санкхью» (комментарий Гаудапады на «Санкхью-Карику» Ишвара-Кришны в собственном переводе) и «Батанджал» – собственный перевод на арабский «Йога-сутр» Патанджали. Бируни анализирует состав Вед, «Махабхарату», пураны, особенно «Вишну-пурану», астрономическую индийскую литературу.
Гораздо хуже Бируни знал буддизм. Он не был непосредственно знаком с буддийской литературой. В связи с тем что Бируни ссылается на заранее сомнительные данные, его сведения об этой религии крайне неточны. Однако упоминаются несколько сочинений, не дошедших до нас, буддийское письмо.
Сведения о харранских сабиях, славянах, тюрках, хазарах и тибетцах скупы и привязаны к изложению географических сведений, однако не лишены ценных данных.
Довольно много Бируни пишет о различных ранних движениях в исламе: зинджах, карматах, зиндиках. В разделе о ложных пророках, помимо описания деятельности Заратуштры и Мани, приводятся сведения о Маздаке, аравийском лжепророке Мусайлиме, Муканне, аль-Халладже и крайнем шиите аш-Шамалгани. Главным вкладом Бируни в мусульманскую доксографию было недошедшее сочинение «Сведения об одетых в белое и карматах» («Ахбар аль-мубайида ва-ль-карамита»). Бируни заговорил о сходстве учений суфиев экстатического толка (аш-Шибли, Бистами) с индийскими, но не подкрепил своё утверждение ссылками. Он первым сравнил басмалу мусульман, непроизносимое имя Бога в иудаизме и священный звук «ом» индийцев.
Бируни проявляет удивительную для своего времени объективность и непредубеждённость по отношению к другим религиям, осуждая огульную критику других верований. Например, опровергает некоторые клеветнические домыслы по отношению к христианам, отдавая должное добродетелям христианского монашества.