Лукач Дьёрдь
Лу́кач Дьёрдь (Георг Лукач, Lukács György; настоящие имя и фамилия Дьёрдь Бернат Лёвингер, Löwinger György Bernát) (13.4.1885, Будапешт – 4.6.1971, там же), венгерский философ, литературовед и общественный деятель, член Венгерской академии наук (1949). Родился в семье директора Венгерского кредитного банка. Окончил университет в Коложваре (ныне Клуж-Напока) (1906). В 1906–1910 гг. жил преимущественно в Берлине, слушал в университете лекции В. Дильтея, входил в круг учеников и единомышленников Г. Зиммеля, в духе идей которого им написана «История развития современной драмы» (опубликованная в 1911 на венгерском языке). Влияние философии жизни определяет общий характер его эссеистики в этот период (сборник «Душа и формы» – «Lelek es a formak», 1910, русский перевод 2006); в сборнике «Эстетическая культура» (1913, на венгерском языке) эстет представлен как центральная фигура эпохи.
В 1912–1917 гг. в Гейдельберге, становится видной фигурой в кружке М. Вебера. Под влиянием Елены Грабенко, первой жены Лукача, которая входила в боевую организацию партии эсеров, возник интерес к проблеме революционного террора, получивший отражение в его работе над книгой о Ф. М. Достоевском и в переписке с немецким драматургом П. Эрнстом, где сформулировано различие между этикой долга и обязанностей и этикой, основанной на «императивах души» (русский перевод в сборнике статей Лукача «Ленин и классовая война», 2008). Опубликованная в 1916 г. «Теория романа» (русский перевод в «Новом литературном обозрении», 1994, № 9) – введение к незавершённой книге о Достоевском – принесла Лукачу широкую европейскую известность. Её центральная идея, отмеченная влиянием эстетики Г. В. Ф. Гегеля, – «трансцендентальная топография духа» – призвана объяснить переход от Античности к Средневековью и затем к Новому времени, которое определяется утратой прежней «спонтанной тотальности бытия». Роман как эпопея эпохи «трансцендентальной бездомности» по своей внутренней форме представляет собой «движение проблематичного индивида к самому себе», тогда как предметом классического эпоса является не личная судьба, но судьба некоего сообщества.
После окончательного возвращения Лукача в Венгрию в 1917 г. вокруг него собирается т. н. Воскресное общество [А. Хаузер, К. Манхейм, Б. Балаж (1884–1949) и др.], организовавшее в 1917–1918 гг. «свободную школу наук о духе». В декабре 1918 г. после встреч с Б. Куном Лукач вступил в компартию Венгрии, в 1919–1921 и 1928–1930 гг. был членом её ЦК. В период Венгерской советской республики 1919 г. заместитель наркома, затем нарком просвещения, после её падения бежал в Вену, где находился в 1919–1929 гг. На основе своих многочисленных статей в коммунистических изданиях Лукач выпустил в 1923 г. книгу «История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике» («Geschichte und Klassenbewusstsein. Studienüber marxistische Dialektik», русский перевод 2003). Капиталистическое общество как целое характеризуется здесь тотальным овеществлением всех отношений между людьми, упразднение которого возможно только в результате революции, когда моменты этой тотальности изменят свои функции: первичное (экономика) станет вторичным, а вторичное (культура) – первичным. В мессианской роли субъекта этого революционного процесса выступает пролетариат с вменённым ему адекватным «классовым сознанием». В острой международной дискуссии книга Лукача была подвергнута критике А. М. Дебориным и его учениками, осуждена в докладе Г. Е. Зиновьева на 5-м конгрессе Коминтерна (1924), однако встретила благоприятный отклик в кругах левой интеллигенции, став вместе с сочинением К. Корша одним из источников неомарксизма (В. Беньямин, франкфуртская школа и др.).
В 1928–1929 гг. по поручению ЦК Венгерской компартии Лукач представил программу её действий – «Тезисы Блюма» (партийная кличка Лукача), осуждённые затем за «антибольшевизм» и «оппортунизм». Отойдя от партийной работы, Лукач занимался научно-философской деятельностью и литературной критикой. В 1931–1933 гг. в Берлине участвовал в дискуссиях о современной литературе с Б. Брехтом, А. Зегерс и др. В 1930–1931 и 1933–1945 гг. в Москве, работал в Институте Маркса – Энгельса – Ленина, в Институте философии (1934–1938, 1942–1945). Вместе с М. А. Лифшицем участвовал в издании сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса и в работе журнала «Литературный критик»; созданная ими концепция «большого», или «высокого», реализма сопровождалась критикой авангардизма и модернизма в искусстве (статья «Величие и падение экспрессионизма», 1933, и дискуссия об экспрессионизме в 1937–1938; сборники статей «Литературные теории 19 века и марксизм», 1937, и «К истории реализма», 1939; «Исторический роман» – журнал «Литературный критик», 1937–1938). В историко-философских работах 1930-х гг. центральное место занимает проблематика Термидора и крушения «героических иллюзий» революции; с этим связана косвенная легитимация сталинского режима по аналогии с завершающими этапами Французской революции 18 в. («Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества» – «Der junge Hegel und Probleme der kapitalistischen Gesellschaft», 1938, опубликовано в 1948, русский перевод 1987). В борьбе с идеологией нацизма истоки её Лукач возводил к традициям европейской иррационалистической философии 19–20 вв. («Разрушение разума» – «Az ész trónfosztása», опубликовано в 1954). 29 июня 1941 г. был арестован и через два месяца освобождён после вмешательства М. Ракоши и Г. Димитрова.
С августа 1945 г. в Венгрии, профессор Будапештского университета (до 1956). Депутат парламента в 1949–1956 гг., член Всемирного совета мира (с 1950). Дебаты с К. Ясперсом и М. Мерло-Понти на форуме европейской интеллигенции в Женеве (1946) легли в основу его книги «Экзистенциализм или марксизм?» (1948). В развязанной в Венгрии кампании против Лукача в 1949–1950 гг., поводом для которой послужила его работа «Литература и демократия» («Irodalom és demokrácia», 1946), он был обвинён в «ревизионизме», однако его сочинения в 1-й половине 1950-х гг. широко публиковались как в Венгрии, так и особенно в ГДР и Польше («Гёте и его время» – «Goethe und seine Zeit», 1947; «Русский реализм в мировой литературе» – «Der russische Realismus in der Weltliteratur», 1949; работы по истории немецкой литературы, о Бальзаке и французском реализме и др.).
Во время Венгерского восстания 1956 г. Лукач вошёл в состав правительства И. Надя в качестве министра культуры, после его падения был интернирован в Румынию до апреля 1957 г. В 1960–1970-х гг. на немецком языке были опубликованы сочинения Лукача, написанные в 1950–1960-х гг. и посвящённые разработке систематической эстетики и марксистской онтологии общественного бытия.