Краус Карл
Кра́ус Карл (Karl Kraus) (28.4.1874, Йичин, Австро-Венгрия, ныне Чехия – 12.6.1936, Вена), австрийский писатель-сатирик, критик, публицист.
Родился в семье состоятельного еврейского предпринимателя. Окончил классическую гимназию в Вене. С 1892 г. изучал право в Венском университете, тогда же начал публиковаться в австрийских и немецких журналах и газетах. В 1894–1896 гг. учился на философском факультете (не окончил); входил в круг литераторов «Молодой Вены»; пробовал себя на сцене как актёр и чтец-декламатор.
Признание пришло к Краусу после публикации сатирического эссе «Литература на снос» («Die demolierte Literatur», 1897), высмеивающего ведущих писателей венского литературного «модерна» – Г. Бара, Г. фон Гофмансталя, А. Шницлера. В 1898 г. опубликовал памфлет «К(о)рона для Сиона» («Eine Krone für Sion»), полемический ответ на трактат Т. Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса»» («Der Judenstaat. Versuch einer modernen Lösung der Judenfrage», 1896). В 1899 г. Краус вышел из иудейской религиозной общины. В 1899 г. основал журнал Die Fackel, в котором публиковались П. Альтенберг, Ф. Верфель, Г. Манн, А. Лоос, А. Шёнберг. До 1936 г. вышло 922 номера, причём с 1911 г. Краус был единственным автором всех публикаций.
В книге сатирических эссе «Нравственность и преступность» («Sittlichkeit und Kriminalität», 1908) атаковал буржуазную прессу и социальные верхи за безнравственность, лживость, выхолощенность языка. С 1910 г. Краус регулярно устраивал публичные выступления с чтением своих текстов и произведений У. Шекспира, И. Нестроя и др. (состоялось 700 выступлений, пользовавшихся огромным успехом у публики). В 1911 г. принял католическую веру; в 1923 г. порвал с Церковью. Пронизанная антивоенным пафосом монументальная драма Крауса «Последние дни человечества» («Die letzten Tage der Menschheit», 1922) рисует гибельное состояние общества предвоенной Австрии. Сборники афоризмов «Речи и противоречия» («Sprüche und Widersprüche», 1909), «Дому и миру» («Pro domo et mundo», 1912), «Ночью» («Nachts», 1918) и серию поэтических сборников «Слова в стихах» («Worte in Versen», 1916–1930) отличают высокое стилистическое мастерство, блестящая игра со словом. Написанная в 1933–1934 гг. книга эссе «Третья Вальпургиева ночь» («Die dritte Walpurgisnacht», 1933, опубликована в 1952) направлена против фашизма и его преступлений.