Тракль Георг
Тракль Гео́рг (Georg Trakl) (3.2.1887, Зальцбург, Австро-Венгрия, ныне Австрия – 3.11.1914, Краков, Австро-Венгрия, ныне Польша), австрийский поэт.
Сын состоятельного торговца. В 1897–1905 гг. учился в классической гимназии в Зальцбурге, отчислен из-за плохой успеваемости по математике, латинскому и греческому языкам. В 1900 г. увлёкся музыкой (Ф. Шопен, Ф. Лист, П. И. Чайковский, Р. Вагнер), что повлияло на формирование авторской поэтики с её музыкальностью, звукописью, полифонизмом.
Первые стихотворные опыты относятся к 1904 г. Раннее поэтическое творчество (до 1909) испытало влияние французской и немецкой поэзии (Ш. Бодлер, П. Верлен, Н. Ленау, Ф. Ницше, Р. М. Рильке, С. Георге, Г. фон Гофмансталь).
В 1905 г. стал учеником аптекаря в Зальцбурге. В конце 1905 г. написаны и в 1906 г. поставлены в Зальцбургском городском театре (ныне Театр земли Зальцбург, Salzburger Landestheater) одноактные драмы «День мёртвых» («Totentag») и «Фата Моргана» («Fata Morgana»), не имевшие успеха. В 1908 г., сдав аптекарский экзамен, Тракль поступил в Венский университет, где получил фармацевтическое образование (1908–1910). В 1909 г. при посредничестве Г. Бара состоялась первая заметная публикация стихотворений в журнале Neues Wiener Journal («Новый Венский журнал»).
После смерти отца (1910) и одногодичной военной службы (1911) оказался в бедственном положении, усугублённом периодами тяжёлой депрессии, которые были связаны в том числе с пристрастием к наркотическим средствам. Попытки служить в военных и медицинских учреждениях в Зальцбурге, Инсбруке и Вене заканчивались нервным срывом и добровольным уходом Тракля со службы.
В 1912 г. познакомился с издателем литературного журнала Der Brenner Л. фон Фикером; в 1912–1914 гг. публиковал в его журнале стихи.
В 1913 г. издательством К. Вольффа в Лейпциге в рамках экспрессионистской книжной серии «Судный день» («Der jüngste Tag») опубликован первый поэтический сборник Тракля «Стихотворения» («Gedichte»), в который вошла лирика 1910–1912 гг. Сборник отмечен переходом от ученической ограниченно-личностной к универсальной поэтической образности и написан со строгим соблюдением техники рифмовки.
Под влиянием поэзии А. Рембо и Ф. Гёльдерлина с осени 1912 г. по конец 1913 г. в лирике Тракля преобладали свободный стих, алогичная, тёмная образность и цветовая эмблематика. Ощущение распада материального и духовного мира, мотивы экзистенциальной вины и непреодолимого одиночества, тоски по безмятежному детству сочетались с пропущенными сквозь собственную биографию мифами (Орфей), христианскими мотивами (Спаситель, святой Себастьян), с ощущением духовного родства с Ф. Гёльдерлином, Новалисом, А. Рембо, Ф. М. Достоевским. Произведения этого периода вошли в подготовленный Траклем в мае 1914 г. поэтический сборник «Себастьян во сне» («Sebastian im Traum», 1914, опубликован в 1915). Среди многих композиторов, которые писали музыку на стихи Г. Тракля, – А. фон Веберн (6 песен op. 14), П. Хиндемит («Die junge Magd» op. 23 № 2, 1922), Х. В. Хенце («Sebastian im Traum», 2004), Д. Ф. Тухманов («Мечта о Себастьяне, или Святая ночь», 2007).
В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. призван в действующую армию как лейтенант медицинской службы; служил в полевом госпитале в Галиции. Потрясённый картинами войны, во время отступления совершил попытку самоубийства; в октябре 1914 г. направлен на освидетельствование в Краковский гарнизонный госпиталь, где умер от избыточной дозы кокаина.