Вигман Мари
Ви́гман Мари́ (англ. Marie Wigman; нем. Marie Wiegmann) (13.11.1886, Ганновер – 18.9.1973, Западный Берлин), немецкая артистка балета, хореограф, педагог.
В 1911–1913 гг. училась в балетной школе Э. Жака-Далькроза в Хеллерау (под Дрезденом), с 1913 г. – у Р. фон Лабана в Асконе и Мюнхене, была его ассистенткой.
В 1914 г. дебютировала с экспрессионистскими танцами («Танец ведьмы», хореография Вигман), в дальнейшем выступала с сольными концертами. В 1920 г. основала школу в Дрездене, имевшую филиалы в Германии и за рубежом. Среди учеников Вигман – ведущие артисты европейского балета: Х. Хольм, Г. Палукка, М. Вальман, Х. Кройцберг, М. Терпис.
Одна из ключевых фигур современного танца, Вигман положила начало важнейшему направлению немецкой хореографии – Ausdruckstanz («выразительному танцу»), тесно связанному с экспрессионизмом и получившему широкое распространение в мире. Танцы Вигман экстатичны, они исполнялись в основном под звуки ударных музыкальных инструментов или в сопровождении словесного текста. Вигман выступала также с собственной труппой в Западной Европе и США. Помимо сольных ставила массовые танцы: «Памятник мёртвым» [звуковое и стихотворное сопровождение А. Тальхоффа (Людвиг Альберт Мейер), 1930], «Погребальная жалоба» В. Эгка (1936) и др. С 1945 г. возглавляла школу в Лейпциге, в 1949–1968 гг. – в Западном Берлине. Постановки: «Кармина Бурана» на музыку К. Орфа (1955), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1957), «Альцеста» на музыку К. В. Глюка (1958) и др.