Владислав IV
Владисла́в IV (Владислав IV Ваза; польск. Władysław IV, литов. Vladislovas, иногда также Vladislovas II) (9.6.1595, Лобзув, ныне в составе Кракова – 20.5.1648, Мереч Трокского воеводства Великого княжества Литовского, Речь Посполита, ныне Мяркине Варенского района Алитусского уезда, Литва), польский король и великий князь литовский (с 14 ноября 1632; коронован 6 февраля 1633). Из династии Ваза. Сын польского короля Сигизмунда III, являвшегося также шведским королём под именем Сигизмунд, и его супруги Анны (16.8.1573–10.2.1598), представительницы династии Габсбургов, внучки императора Священной Римской империи Фердинанда I. Единокровный брат по отцу и двоюродный брат по матери Яна II Казимира. Внук шведского короля Юхана III. Двоюродный племянник шведского короля Густава II Адольфа.
Биография до 1632 г.
Детские годы
После решения шведского риксдага о свержении Сигизмунда 24 июля (3 августа) 1599 г. ему в качестве варианта сохранения за его потомками шведского престола было предложено отправить 4-летнего Владислава к своему дяде – регенту Швеции герцогу Карлу Зюдерманландскому (будущему королю Карлу IX). Члены шведского парламента считали необходимым, чтобы королевич принял лютеранство и воспитывался в Швеции как престолонаследник, но данное предложение Сигизмунд III не принял.
Владислав получил строго католическое воспитание, поскольку Сигизмунд III являлся крупным деятелем Контрреформации; вместе с тем остался чужд фанатизму отца, что в дальнейшем позволило ему поддерживать контакты как с протестантами, так и с православными жителями Речи Посполитой. Будучи тесно связан с Габсбургами, прекрасно освоил немецкий язык.
Претендент на русский престол
На пути к избранию русским царём
Начал играть значимую роль в политической жизни Восточной Европы в годы Смутного времени в Русском государстве. В правление Лжедмитрия I (очевидно, к концу осени 1605) стал рассматриваться знатными противниками самозванца (боярами князьями В. И. Шуйским, его братом Д. И. Шуйским, В. В. Голицыным и др.) как возможный кандидат на русский престол (Флоря. 2005. С. 62, 69). В 1606 г. кандидатура королевича неоднократно тайно предлагалась боярами Сигизмунду III, в том числе через ловчего И. Р. Безобразова (из рода Безобразовых) в ходе его конфиденциальной беседы в Кракове с представителем короля А. Гонсевским (Флоря. 2005. С. 62–63).
Официально кандидатура Владислава как будущего русского царя была выдвинута в ходе интервенции Речи Посполитой начала 17 в.: в январе 1610 г., после бегства Лжедмитрия II из Тушинского лагеря в Калугу, его бывшие сторонники направили к Сигизмунду III в королевский лагерь под Смоленск посольство во главе с боярином М. Г. Салтыковым Кривым (из рода Салтыковых), а также «боярами» князем В. М. Мосальским Рубцом, И. М. Салтыковым Большим (сыном М. Г. Салтыкова Кривого), князем Ф. П. Засекиным и Н. Д. Вельяминовым [прибыло 18(28) января, принято королём 21(31) января (Цветаев Д. В. Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше. Т. 2, кн. 2. Варшава, 1902. № 3. С. 6; Русская историческая библиотека. Т. 1. Санкт-Петербург, 1872. Стб. 529, 531–533)]. Условия вступления Владислава на престол Сигизмунд III в основном одобрил 4(14) февраля, однако в связи с окончательным распадом Тушинского лагеря дальнейших переговоров не последовало [Сборник Императорского Русского исторического общества (Сб. РИО). Т. 142. Москва, 1913. С. 69–73].
Выбор русских «чинов» и Московский договор 1610 г.
Вновь кандидатура Владислава возникла в июле 1610 г. после низложения царя Василия Ивановича Шуйского, когда к Москве одновременно подошли польско-литовская армия во главе с польным гетманом коронным С. Жолкевским и войска Лжедмитрия II. Вскоре Владислав был избран русским царём представителями разных «чинов» русского общества, находившимися в Москве, по предложению Боярской думы при условии принятия православия через таинство крещения. Затем Жолкевский и участники этих выборов после сложных переговоров согласовали условия, на которых Владиславу предлагалось править Русским государством: будущий монарх должен был сохранять в стране православие и традиционное общественное устройство, при этом возможности внешнего вмешательства во внутренние русские дела ограничивались. Для одобрения Сигизмундом III и самим Владиславом этих условий, вошедших в Московский договор 1610 г., под Смоленск было направлено посольство во главе с князем В. В. Голицыным и митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом (Романовым). Во время русско-польских переговоров, длившихся до весны 1611 г., Владислав находился в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). В итоге Сигизмунд III отказался одобрить предложенные русской стороной условия.
Осенью 1611 г. Боярской думой из Москвы в Варшаву было отправлено новое посольство во главе с М. Г. Салтыковым Кривым и князем Ю. Н. Трубецким «бити челом» королю и королевичу – «просити» Владислава «на Московское государство» (Сб. РИО. Т. 142. С. 278, 280). Посольство было принято Сигизмундом III 8(18) декабря, а 10(20) декабря с его разрешения самим королевичем в присутствии великого канцлера литовского Л. И. Сапеги и сенаторов («Хроника Гридича» // Эйльбарт. 2013. С. 351–354). В ходе встречи с Владиславом русские послы предложили, чтобы королевич прибыл в Москву в сопровождении отца, на что Сигизмунд III вскоре согласился («Хроника Гридича». С. 353, 356–363).
Летом 1612 г., в условиях подхода к Москве Второго ополчения 1611–1612 гг., Сигизмунд III решил отправиться вместе с сыном в русскую столицу. Осенью 1612 г. они прибыли в Смоленск, откуда выехали в Вязьму. Однако посольство, направленное Сигизмундом III в Москву после её освобождения ополченцами с сообщением, что король решил проводить королевича в столицу, чтобы венчать сына на царство, как хотели русские, завершилось безрезультатно (Платонов С. Ф. Московское правительство при первых Романовых. Санкт-Петербург, 1906. C. 6–8; Письма Я. Задзика Л. Гембицкому // Эйльбарт. 2013. № 40–47. С. 310–326).
Поход на Русское государство 1617–1618 гг. и Деулинское перемирие 1618 г.
После избрания в 1613 г. русским царём Михаила Фёдоровича Романова (на избирательном Земском соборе кандидатура Владислава была отвергнута) королевич тем не менее продолжил претендовать на русский престол и в 1617–1618 гг. попытался заставить русское общество подчиниться ему как избранному в 1610 г. государю.
В июне 1616 г. Сейм Речи Посполитой, полагая, что в Русском государстве достаточно многочисленны тайные сторонники Владислава, решил поддержать военной силой претензии королевича на русский престол и вотировал средства на содержание польско-литовской армии под командованием великого гетмана литовского Я. К. Ходкевича. Поход Владислава в Русское государство сопровождался агитационной кампанией: королевича сопровождали живший в Речи Посполитой бывший патриарх Московский и всея Руси Игнатий и архиепископ Смоленский Сергий. От имени Владислава по стране рассылались грамоты, в которых королевич обещал сохранение русскими православной веры и традиционного общественного устройства [Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел (СГГиД). Ч. 3. Москва, 1822. № 39. С. 167–169]. Он посещал православные храмы, прикладывался в них к иконам. Однако эта кампания впечатлила только казаков, и несколько атаманов со своими отрядами присоединились к польско-литовской армии. Претензии Владислава на русский престол были категорически отклонены Земским собором, собравшимся в Москве 9(19) сентября 1618 г., в ходе которого участники «дали обет Богу» «стоять» за православие, царя Михаила Фёдоровича и «битись до смерти, не щадя голов своих» с «недругом» государя – королевичем Владиславом (СГГиД. Ч. 3. № 40. С. 170). В сентябре/октябре польско-литовская армия вместе с Владиславом подошла к Москве, но взять её штурмом 1(11) октября не сумела.
Согласно Деулинскому перемирию 1618 г., Владислав обязался в течение всего срока перемирия (14,5 лет) не воевать с Русским государством самому и не организовывать военные рейды против него (Wschodni rocznik humanistyczny. 2020. T. 17, № 2. S. 36. Л. 28 об.; S. 51–52. Л. 68–68 об.). Земли, перешедшие по условиям перемирия к Речи Посполитой, 5 декабря 1620 г. были переданы Владиславу в управление. В связи с этим власти пограничных городов в переписке с русскими воеводами именовали Владислава с царским титулом. Несмотря на то что для русского общества история с избранием Владислава была закончена, в Речи Посполитой сложилось долго сохранявшееся представление о Владиславе как о защитнике интересов «русского» народа и православной веры.
Становление государственного деятеля
В 1621 г., во время польско-турецкой войны 1620–1621 гг., Владислав вместе с армией находился в укреплённом лагере под молдавской крепостью Хотин, однако в руководстве военными действиями не участвовал.
В 1624–1625 гг., путешествуя по Западной Европе, королевич посетил Священную Римскую империю, ряд немецких княжеств, Испанские Нидерланды, Рим и др.; по заказу испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении П. П. Рубенс и художники его мастерской написали портрет королевича (ныне в Королевском замке на Вавеле – Государственном художественном собрании, Краков). Знакомство с европейскими порядками оказало влияние на предпринятые затем Владиславом культурные инициативы.
В 1626–1627 гг., в ходе польско-шведской войны 1626–1629 гг., находился при отце, не командуя какими-либо военными соединениями.
На польско-литовском престоле
Первые шаги
Вскоре после смерти Сигизмунда III (30.4.1632) в достаточно сложной для Речи Посполитой внешнеполитической и внутриполитической ситуации Владислав осенью 1632 г. был избран польским королём и великим князем литовским. К моменту избрания Владислава Речь Посполита уже находилась в состоянии войны с Русским государством, объявленной правительством царя Михаила Фёдоровича летом того же года, в период бескоролевья, с целью вернуть утраченные в результате Смутного времени земли. Одновременно в стране развивался серьёзный внутриполитический конфликт, связанный с попытками польско-литовских властей принудить православных жителей к унии с католической Церковью.
На коронационном Сейме 1633 г. Владислав провёл решения о признании законного существования в Речи Посполитой православной Церкви со своей иерархией и о передаче ей трёх епископских кафедр (Луцкой и Перемышльской в Польском королевстве, занятых ранее сторонниками унии, а также Мстиславской, созданной в Великом княжестве Литовском). Таким образом новый король обеспечил себе лояльность православных подданных, а также военную помощь запорожского казачества в русско-польской войне 1632–1634 гг. Вместе с тем Владислав IV 2 января 1634 г., подтвердив монополию на деятельность в Смоленском воеводстве католической Церкви и униатской Церкви (установлена Сигизмундом III в 1623), запретил строительство православных храмов и собрания православных христиан, однако вскоре, 10 мая 1634 г., он выдал привилей на строительство в Смоленске православных храма и монастыря (королевское разрешение реализовано не было) (Флоря. 1998. С. 339–341).Во время военной кампании 1633–1634 гг., в рамках русско-польской войны, польско-литовским военачальникам – гетману польному коронному М. Казановскому и гетману польному литовскому князю Х. Радзивиллу – удалось окружить под Смоленском русскую армию под командованием боярина М. Б. Шеина и после упорных боёв принудить её к капитуляции на почётных условиях. В тот момент Владислав IV уже не связывал с победой над Русским государством каких-либо далеко идущих планов, поэтому при его участии был заключён Поляновский мир 1634 г.; вместе с тем накануне подписания соглашения король получил тайно от Русского государства 20 тыс. руб. Согласно договору, Владислав IV, с одной стороны, отказался за себя и своих преемников от дальнейших претензий на царский трон, с другой стороны, русско-польско-литовская граница, установленная Деулинским перемирием 1618 г., в целом была подтверждена.
Внутриполитические мероприятия
Реорганизовал в 1632–1633 гг. польско-литовскую армию, увеличив в ней почти в 1,5 раза удельный вес пехоты, стал набирать части т. н. иностранного строя не из иностранцев, а из польско-литовских подданных, обученных, обмундированных и вооружённых по европейскому образцу.
Попытался увеличить свои личные доходы за счёт получения права (в 1629–1635 принадлежало Швеции) на обложение торговых операций в Гданьске – главном экспортном порте Речи Посполитой. Одновременно принял решение создать в Гданьске свой флот, который должен был возить продукты на европейский рынок (10 кораблей из 19, имевшихся к тому времени у Речи Посполитой, в марте 1637 сожгли датчане, выступившие в поддержку города, после чего король вынужденно подтвердил традиционные права Гданьска).
Будучи недоволен своим положением избранного монарха с ограниченными правами, Владислав IV в первые годы своего правления пытался укрепить королевскую власть в Речи Посполитой. Стремясь сформировать из представителей политической элиты круг лиц, тесно связанных с королём, в 1637 г. предпринял попытку создать и возглавить рыцарский Орден Непорочного Зачатия Девы Марии, правила которого были одобрены папой Римским Урбаном VIII. Планировал, что члены Ордена будут приносить особую присягу на верность королю как великому магистру, однако в итоге отказался от этого плана из-за враждебной реакции магнатов и шляхты.
Правление Владислава IV стало временем широкой колонизации магнатами восточных областей Речи Посполитой, которая наталкивалась на сопротивление крестьянства и запорожского казачества. В 1637–1638 гг. произошли восстания, которые были жестоко подавлены, после чего численность реестровых казаков была сокращена с 8 тыс. человек до 6 тыс., а полковниками стали назначать польских офицеров. Однако местное население приписывало такие действия «злым панам» и по-прежнему ожидало от короля поддержки и защиты.
Внешняя политика
Будучи старшим представителем династии Ваза, Владислав IV надеялся занять шведский трон, где монарх обладал гораздо большей властью, чем в Речи Посполитой. Однако эти планы натолкнулись на сопротивление польско-литовской шляхты, принудившей своего монарха к заключению со Швецией в 1635 г. долгосрочного Штумсдорфского перемирия, продлившего достигнутое Сигизмундом III Альтмаркское перемирие 1629 г. Вместе с тем Владислав IV рассчитывал на победу своих близких родственников, Габсбургов, противостоявших с 1630 г. Швеции в Тридцатилетней войне 1618–1648 гг. Главный советник короля Е. Оссолиньский 16 марта 1637 г. заключил династический пакт между австрийскими Габсбургами и польской ветвью династии Ваза: император Священной Римской империи Фердинанд III обещал в будущем дипломатическими и военными средствами помогать Владиславу IV и его потомкам вернуть себе шведский престол; соглашение скрепил брак короля с его троюродной тётей (и родной сестрой Фердинанда III) Цецилией Ренатой.
В 1640-х гг. Владислав IV, надеясь на создание антишведской коалиции, поддерживал планы русско-датского сближения, залогом которого должен был стать брак (в итоге не состоялся) королевича Вальдемара Кристиана (сына датского короля Кристиана IV от морганатического брака) и царевны Ирины Михайловны (дочери Михаила Фёдоровича).
В середине 1640-х гг. Владислав IV, рассчитывая добиться укрепления своей власти благодаря успешной войне с Османской империей, решил действовать вопреки противникам войны – магнатам и шляхте. Санкционировал переговоры о союзе с Русским государством, Молдавским княжеством и княжеством Валахия. В 1646 г. без решения Сейма собрал армию, содержание которой обещала взять на себя противница Османской империи – Венецианская республика, выплатив королю субсидии. Передал запорожским казакам 6 тыс. талеров на вооружение, приказав им идти в морской поход против турок, и выдал привилей, которым казацкий реестр увеличивался с 6 до 12 тыс. человек.
Поскольку этими действиями король нарушил принятые в Речи Посполитой нормы права, Сейм, собравшийся осенью того же года, постановил распустить армию и установил запрет на подобные действия в будущем. Казаки, которым было запрещено идти в поход, уверились, что данные Владиславом IV «вольности» отбирают у них «злые паны», но они могут выступить против панов вместе с королём. Формирование такого представления содействовало началу восстания под руководством гетмана Б. М. Хмельницкого, известного в отечественной историографии как Освободительная война украинского и белорусского народов 1648–1654 гг.
Покровитель искусств
В историю польской культуры Владислав IV вошёл как организатор в Варшаве оперных представлений, для которых в 1637–1643 гг. в Королевском замке был построен специальный театральный зал (архитекторы К. Тенкалла, Дж. Б. Джизлени, А. Лоччи; разрушен шведами в 1655–1656, восстановлен в 1660-е гг., вновь разрушен в 1944, восстановлен в 1970-е гг.); в нём проходили также постановки балетов и комедий дель арте. По заказу короля перед замком была воздвигнута колонна, увенчанная бронзовой скульптурой Сигизмунда III (1643–1644, архитекторы Тенкалла и Лоччи, скульптор К. Молли; при восстановлении в 1949 создана новая гранитная колонна).
Для Владислава IV в Варшаве, в Краковском предместье, построен летний дворец в стиле раннего барокко (1637–1641, архитектор Дж. Б. Тревано; неоднократно перестраивался, ныне известен как Казимировский).
Был дважды женат: 1-м браком (с 9 августа 1637) на принцессе Цецилии Ренате (16.7.1611–24.3.1644), урождённой Габсбург; 2-м браком (с 10 марта 1646) на Марии Луизе (18.8.1611–10.5.1667), урождённой Гонзага, дочери герцога Мантуи Карло I Гонзага (1580–1637).
Тело Владислава IV захоронено в кафедральном соборе Святых Вацлава и Станислава на Вавеле в Кракове, сердце – в соборе Святого Станислава в Вильно.
Имя Владислава IV носит основанный им г. Владыславово на побережье Балтийского моря (Поморское воеводство, Польша).