Вебероведение
Веберове́дение, идейно-теоретическое течение в социальных науках, связанное с реконструкцией, систематизацией и актуализацией творчества М. Вебера. Начиная с 1960-х гг. направление интенсивно развивалось в американской и немецкой социологии, а также получило распространение в Восточной Европе, прежде всего в России. Возникновение вебероведения принято связывать с социологическим конгрессом 1964 г. в г. Гейдельберг. Гейдельбергская школа до сих пор остаётся ведущей в вебероведении. В развитии течения выделяют несколько этапов и школ, ориентированных на определённые аспекты творчества классика. Наиболее значимыми здесь являются структурно-функционалистское (Т. Парсонс) и неофункционалистское (Дж. Александер), культурсоциологическое (В. Шлюхтер, Ю. Н. Давыдов), биографическое (Р. Бендикс, Г. Рот, Д. Кеслер), сравнительно-историческое (Ф. Тенбрук, Ш. Эйзенштадт, С. Кальберг, Й. Арнасон) направления, «новая экономическая социология» (М. Грановеттер, Р. Сведберг, А. Стинчкомб), политическая социология (В. Моммзен, Ш. Бройер, А. Ф. Филиппов, Р. Коллинз, В. Хеннис, М. Р. Лепсиус, А. Антер) и социология организации (Р. Майнц, Э. Самье).
Вебероведение в своём развитии прошло ряд этапов: «открытие» М. Вебера как классика социологии (1920–1960-е гг.), реконструкция и систематизация (1970–1990-е гг.), актуализация и развитие идей классика (с 1990-х гг.) (Schwinn. 2020). В американской социологии интерес к творчеству классика во многом связан с переводами в 1940-е гг. отдельных частей работ «Протестантская этика и дух капитализма» и «Хозяйство и общество» усилиями Т. Парсонса, Г. Герта, Ф. Найта и Ч. Р. Миллса. Элементы веберовского идейного наследия вошли в парадигму структурного функционализма Т. Парсонса. В 1960-е гг. Р. Бендикс одним из первых показал необходимость целостного прочтения творчества классика посредством обращения к его биографии (Bendix. 1960). Он выявил значение универсально-исторических исследований Вебера для современной исторической социологии и при этом обнаружил в его работах аспекты конфликтологической парадигмы. Во Франции Р. Арон первым включил Макса Вебера в канон мировой социологии. В Германии благодаря усилиям И. Винкельмана и Марианны Вебер были опубликованы биография учёного и первые издания труда «Хозяйство и общества».
На 1-м этапе рецепция Вебера проходила в основном в рамках структурного функционализма Т. Парсонса. Ключевым событием для всего вебероведения стал конгресс, организованный Немецким социологическим обществом к 100-летию Макса Вебера в 1964 г. в Гейдельберге. В нём приняли участие многие ведущие социологи мира (Р. Арон, Р. Бендикс, Т. Парсонс, Г. Маркузе и др.). Главным итогом конгресса стала констатация фрагментарного характера рецепции Макса Вебера и недостаточной систематизации его идей, а также включение его в канон социологической классики.
Второй этап развития вебероведения характеризуется началом систематизации и реконструкции наследия М. Вебера. В 1970-е гг. Баварская академия наук приступила к реализации мегапроекта по изданию Полного собрания сочинений Макса Вебера в 47 томах (1984–2020) при участии известных вебероведов И. Винкельмана, Р. М. Лепсиуса, В. Шлюхтера и др. Формируются основные направления в вебероведении: политико-социологическое с новой интерпретацией ключевых веберовских понятий харизмы, вождизма, плебисцитарного господства, легитимности и легальности; социология организации с центральными темами патримониальной и рационально-легальной бюрократии; культурсоциологическое направление с акцентом на концептах рационализации, хозяйственной этики, картины мира; сравнительно-историческое и др.
На 3-м этапе, начиная с 1990-х гг., происходит переосмысление задач вебероведения в сторону актуализации наследия Вебера для обсуждения проблем современности и интеграции идей классика с сегодняшними концепциями. В рамках теории рационального выбора происходит переосмысление модели целерационального действия как способа объяснения в эмпирических исследованиях (З. Норкус), Дж. Коулмен и Х. Эссер развивают методологическую рамку веберовской работы «Протестантская этика» в модель макро-микро-макроперехода. В новой экономической социологии хозяйственная этика мировых религий стала основанием для разработки проблематики «укоренённости» экономического действия (М. Грановеттер) и становления «понимающей» экономической социологии (Р. Сведберг). В социологии организации Э. Самье применяет веберовскую антиномию традиционных и рациональных бюрократий и концепцию экономического действия при анализе «нового государственного управления», а С. Тернер актуализирует концепцию харизмы. Интенсивно развивается сравнительно-историческое направление благодаря усилиям С. Кальберга, Й. Арнасона, А. Цингерле и др.
Содержательным результатом развития вебероведения стал поиск фундаментальных оснований в рамках «веберовской парадигмы» (М. Р. Лепсиус) и «веберовской исследовательской программы» (В. Шлюхтер). Предварительный итог в 21 в. подвели ученики и последователи предшествующего поколения немецких вебероведов Г. Альберт, Т. Швинн и др. в трёх коллективных монографиях: «Парадигма Вебера: работы по дальнейшему развитию веберовской исследовательской программы» (2003), «Аспекты парадигмы Вебера» (2006) и «Старые понятия – новые проблемы. Социология Макса Вебера в свете новой постановки проблем» (2016). Применение веберовских идей для решения актуальных научных проблем (Integrative Sozialtheorie? 2006), включение его наследия в современные социологические теории в рамках интегративных многоуровневых концепций является предметом вебероведения на современном этапе (Filippov. 2019).
Одна из причин неувядающего интереса к классику заключается в эвристических возможностях веберовской исследовательской программы во время социальных переломов (Hanke. 2014. S. 3). Интерес к творчеству Вебера в различных странах и в разные периоды является определённым маркером трансформационного дискурса. Актуальность и эпистемологическая ценность веберовского наследия подтверждается не только многочисленными переводами его работ во всём мире (за последние 10 лет вышло 272 перевода в странах Азии, 219 – в Европе, 39 – на Ближнем Востоке, 115 – в Восточной Европе), но и необозримой по масштабу рецепцией в виде исследований и конференций, посвящённых его идеям. Вебероведение в России имеет свою специфику, обусловленную особенностями русской политической и интеллектуальной истории 20 в.
Определить место вебероведения в современной социологической теории довольно сложно, так как практически в каждой классической парадигме и в большинстве современных теорий есть авторы, которые содержательно или методологически ориентируются на М. Вебера. Однако о единой и универсальной вебероведческой теории по прежнему речи не идёт. При обилии сообществ и институциональных структур, объединённых именем Вебера, не существует специализированных научных центров, предметно занятых изучением творчества классика и развитием или актуализацией его идей. Скорее, исследования веберовского наследия дали импульсы для различных социальных теорий – от структурного функционализма и феноменологической социологии до концепций множественных модернов и теории игр. Своей фрагментарностью и незавершённостью и в тоже время масштабностью и оригинальностью в постановке научных проблем вебероведение обязано спецификой самих трудов Вебера. Издание Полного собрания сочинений завершает этап систематизации веберовского наследия и институционализации вебероведения и создаёт предпосылки для продуктивной актуализации идей классика мировой социологии.