Лепсиус Марио Райнер
Ле́псиус Ма́рио Ра́йнер (Mario Rainer Lepsius) (8.5.1928, Рио-де-Жанейро – 2.10.2014, Вайнхайм, земля Баден-Вюртемберг), немецкий социолог, социальный теоретик. Представитель гейдельбергской школы вебероведения, инициатор, соиздатель и комментатор Полного собрания сочинения М. Вебера в 47 томах (1984–2020), разработчик «веберовской парадигмы». Специалист в области политической социологии, известный своими работами по проблемам политического лидерства и национализма. Внёс значительный вклад в институционализацию социологии как академической дисциплины в Западной Германии. Его макросоциологические исследования социальной структуры, порядков, институтов, стратификации и дифференциации, как и методологическое обоснование исследования социальной среды, считаются классическими в послевоенной и современной немецкой социологии.
С 1947 по 1952 гг. М. Р. Лепсиус изучал историю, политическую экономию и социологию в университетах Мюнхена и Кёльна. Испытал сильное влияние ряда немецких и американских социологов, которые во многом предопределили его путь в социологии. Так, во время стажировки в Колумбийском университете в Нью-Йорке в 1955–1956 гг. на формирование социологических взглядов учёного большое влияние оказали представитель чикагской школы эмпирической социологии П. Лазарсфельд и один из основоположников современного функционализма Р. К. Мертон. После отказа от предложения вебероведа Р. Бендикса принять должность ассистента-исследователя в Университете Беркли (США) вернулся в Германию и принял участие в восстановлении академической социологии. В 1957–1963 гг. работал научным сотрудником в недавно созданном Институте социологии Мюнхенского университета у своего бывшего наставника А. фон Мартина. Там он сыграл центральную роль в качестве как преподавателя, так и руководителя и организатора, тесно сотрудничая с Э. К. Францисом, которого фон Мартин также убедил вернуться из Соединенных Штатов.
В качестве члена Экспертной комиссии по индустриальной социологии Немецкого социологического общества М. Р. Лепсиус внёс значительный вклад в развитие данной субдисциплины, как и других отраслей социологического знания. В 1963 г. Лепсиус получил в Мюнхене степень доктора наук за работу «Социальная структура в индустриальном обществе», которая была опубликована только в 2015 г. В 1963 г. он переехал из Мюнхена в Мангейм, где до 1981 г. проработал в должности профессора социологии в Государственной экономической академии (Staatliche Wirtschaftshochschule; с 1967 – Университет Мангейма). В 1981 г. занял руководящую позицию на факультете социологии Гейдельбергского университета, где также являлся профессором социологии, в 1993 г. – почётным профессором.
Центральное место в творчестве М. Р. Лепсиуса занимает социология М. Вебера. Это относится в первую очередь к масштабному проекту издания 47-томного Полного собрания сочинений Вебера. Лепсиус внёс значительный вклад в систематизацию и актуализацию творческого наследия Вебера как макросоциолога. Он не являлся просто интерпретатором веберовской социологии – его институциональная теория была во многом связана с актуализацией Вебера и направлена на исследование обобществления (институционализации) в нескольких аспектах: ведущая идея, критерии рациональности, конкретизирующие эту идею, сферы ориентации действия и их значимости, вид и эффективность санкций, а также внешние эффекты. Согласно Лепсиусу, основные конфликты происходят не между классами, а между ценностными сферами социальных порядков (институтов).
Исследовательская работа Лепсиуса охватывала как исторический, так и современный анализ социальной структуры. В этом контексте он изучал политические системы современности в оптике проблематики национализма, кризисов политических систем и актуальных проблем Европейского союза. Рассматривая современную историю Германии, учёный исследовал не этику отдельных людей, а «мораль институтов» (Lepsius. 2013. S. 40). Тем самым главная исследовательская проблема для него заключалась в том, какой тип институциональной структуры (обобществления) создает определённый способ ведения жизни. Здесь проявляется ключевой для социологии Лепсиуса момент напряжения между актором и социальными структурами (институтами или порядками). Для его прояснения он обращается к идеям Вебера, в особенности к харизматическому господству, которое возникает в определённых, исторически обусловленных, институциональных констелляциях. Такая веберовская постановка проблемы позволяет ответить на один из главных его вопросов: какое значение имеет национал-социализм для двойственной послевоенной истории (т. е. для ГДР и ФРГ) и для объединенной Германии? (Lepsius. 1993). Историческая макросоциология делает возможным рассматривать оба режима не в качестве аномальных для истории Германии образований или формаций, а через сравнение их друг с другом и другими этапами выявить общие черты и различия в диалектической взаимосвязи преемственности и разрыва немецкой истории. Поэтому он призывает к социологизации и историзации двух названных режимов с целью изучения их роли в становлении истории объединенной Германии.
Многогранность и разносторонность творчества М. Р. Лепсиуса, уникальный для социологии эссеистический стиль повествования, напоминающий Г. Зиммеля, многоуровневость его теоретических построений связаны как с профессиональным становлением под влиянием различных научных направлений и многих учёных, так и с масштабом самой личности ученого. «Он был автором небольших форм, с огромным влиянием», – так написал в некрологе его друг и коллега В. Шлюхтер (Schluchter. 2015. S. 351). «Мыслящий гражданин» (Kaube. 2014), одаренный «харизматическим темпераментом» оратор (Neidhardt. 2014), «блестящий и творческий мыслитель» (Швинн. 2017. С. 214) написал около 250 статей, комментариев, предисловий, но практически ни одной фундаментальной монографии при жизни. Как признавался сам Лепсиус в интервью, «я не могу написать больше 20–30 страниц» (M. Rainer Lepsius : Soziologie als Profession. 2008. S. 48).
Лепсиус – автор многочисленных статей по теоретической и отраслевой социологии, а также 7 книг, 2 из которых были изданы после смерти автора: «Интересы, идеи, институты» (1990), «Демократия в Германии. Социолого-исторический анализ констелляций» (1993), «Макс Вебер и институциональная теория» (2016), «Макс Вебер и его круги» (2016), «Социология и социологи: статьи об институционализации социологии в Германии» (2017) и др.
В 1971–1974 гг. возглавлял Немецкое социологическое общество. С 1977 г. действительный член Гейдельбергской академии гуманитарных наук, с 1992 г. член-корреспондент Баварской академии, с 2004 г. член Туринской академии наук. Вместе с В. Моммзеном удостоен в 1990 г. престижной европейской премии Амальфи в области социологии и социальных наук (Premio Europeo Amalfi per la Sociologia e le Scienze Sociali) за издание и редакцию тома II/5 «Письма 1906–1908» Полного собрания сочинений Макса Вебера.