Швинн Томас
Швинн То́мас (Thomas Schwinn) (род. 1959, Гейдельберг, земля Баден-Вюртемберг), немецкий социолог, ведущий социальный теоретик современной Германии, известный своими исследованиями в области социологической теории и вебероведения, социальной дифференциации и неравенства, социологии религии и множественных современностей (multiple modernities).
Родился в г. Гейдельберг (земля Баден-Вюртемберг). Изучал социологию и политическую науку в Университете Гейдельберга (1981–1987). Там же защитил первую (1992) и вторую (1999) докторские диссертации. С 1987 по 2003 гг. занимал различные исследовательские позиции в Институте социологии Университета Гейдельберга. За время своей карьеры неоднократно получал приглашения на профессорские должности в различные университеты Германии. В 2008 г. стал преемником В. Шлюхтера, получив профессуру по общей социологии со специализацией на социологической теории в Институте социологии Университета Гейдельберга (с 2011 г. институт носит имя М. Вебера). С 2009 г. входит в научный совет ведущего немецкоязычного профессионального издания Zeitschrift für Soziologie. С 2010 г. является соиздателем журнала Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. В 2014 г. избран ординарным членом Гейдельбергской академии наук.
Автор 5 книг, среди которых фундаментальные работы по социологической теории, социальной дифференциации и неравенству. Также выступил редактором 5 коллективных монографий, в том числе рубежного для мирового вебероведения издания «Парадигма Вебера: работы по дальнейшему развитию исследовательской программы Макса Вебера». Кроме того, опубликовал свыше 110 статей в немецких и иностранных рецензируемых журналах и разделов в тематических сборниках.
Достижения и признание: неоднократно номинировался на конкурс лучших немецкоязычных статей в области социальных наук (Фонд Фрица Тиссена), обладатель Третьей премии (2001). В 2008 г. получил награду Международной социологической ассоциации Award of Excellence in World Society Research. Признан внутри социологического сообщества Германии в качестве одного из наиболее успешных и влиятельных представителей дисциплины. Член жюри престижных премий и эксперт ведущих научных фондов, включая Фонд Александра фон Гумбольдта, Общество Макса Планка, Немецкое исследовательское сообщество, Фонд Баден-Вюртемберга, Фонд Фольксвагена.
Исследовательские интересы Т. Швинна не только пространственно, через Университет Гейдельберга, но и содержательно связаны с именем М. Вебера. В библиографии учёного есть исследования веберовской программы в контексте истории социологии и её сопоставление с другими теоретическими подходами (Das Weber-Paradigma. 2003; Schwinn. 2013). Из последних по времени публикаций к данной тематике относится рубежная для всего неовеберианства работа, подводящая предварительные итоги вебероведческой дискуссии за прошедшие 100 лет (Schwinn. 2020), и сборник, посвященный крупнейшему современному вебероведу В. Шлюхтеру.
Для подхода Швинна к веберовской проблематике характерна попытка развивать социологическую теорию через актуализацию идейного наследия классика. Он с соавторами пытается через систематическую реконструкцию идей отца-основателя дисциплины предложить оригинальную социологическую парадигму, которая была бы когерентна с текущей немецкой и международной социально-теоретической дискуссией (Das Weber-Paradigma. 2003). Швинн в своих работах всегда выходит за рамки чисто веберианской интерпретации исследуемых вопросов, сопоставляя ее с конкурирующими подходами. Так, фундаментально-теоретические аспекты веберианской социологии эксплицируются им путем её помещения в контекст таких актуальных направлений социальной мысли, как теория систем, теория рационального выбора или теория коммуникативного действия. Тем самым учёный демонстрирует конкурентоспособность социологической парадигмы, восходящей к классику (Alte Begriffe-neue Probleme. 2016).
Другой фокус интереса Т. Швинна обращён к проблематике множественных модернов, понимаемой им через призму веберовской сравнительно-исторической социологии религии. Если классика интересовали генезис и уникальность западного модерна, то сегодня в центре внимания оказывается его распространение в процессе глобализации. В этом заключается серьезный вызов для вебериански ориентированной макросоциологии, поскольку разработанные прежде объяснительные модели больше не коррелируют с социальной реальностью 21 в. Здесь основные усилия Швинна направлены на переосмысление и реактуализацию концептов, позволяющих мыслить множественность модернов: если в итоговом для веберовской социологии религии трактате «Промежуточное рассмотрение» современность характеризуется через специфическую рациональность, которая в мировой истории возникла лишь однажды в контингентных обстоятельствах Европы («только на Западе»), то работы Вебера о состоянии Германии, русской революции и ситуации в США, а также его тексты по социализму могут рассматриваться как сравнительная макросоциология модерна. Швинн указывает на содержащийся в них эвристический потенциал для исследования возможных вариантов современности (Швинн. 2018).
Третьим важнейшим содержательным элементом творчества Т. Швинна являются исследования в области теории дифференциации и теории социального неравенства, соединяющие обе социологические традиции в одно макросоциальное описание и объяснение базовых общественных структур. Часто эти подходы игнорировали эвристические достижения друг друга, поэтому здесь он пытается перебросить концептуальные мосты между ними как на уровне теории, так и на уровне эмпирики. При этом он фиксирует склонность исследователей неравенства к системно-теоретическим описаниям (К. Маркс), тогда как теория дифференциации методологически опирается в основном на теорию действия (М. Вебер). В своих работах Швинн показывает продуктивность одновременного изучения обоих тематических комплексов, позволяющего более адекватно анализировать многие макропроблемы, например вопросы управляемости современных обществ, социальной (дез)интеграции и глобального измерения социального неравенства (Schwinn. 2019). Одна из его работ на тему национального и глобального неравенства получила награду World Society Foundation (Schwinn. 2008).