Шлюхтер Вольфганг
Шлю́хтер Во́льфганг (Wolfgang Schluchter) (род. 4.4.1938, Людвигсбург, земля Баден-Вюртемберг), немецкий социолог, специалист в области социологической теории и вебероведения, социологии культуры и социологии религии, а также общей теории социальных изменений. Внёс значительный вклад в реконструкцию и развитие веберовской исследовательской программы. Один из основоположников культурсоциологического направления в вебероведении, ориентированного на изучение процесса рационализации, религиозно-этических оснований и роли ведения жизни в возникновении и развитии общества модерна.
С 1957 по 1964 гг. изучал германистику и философию, затем социологию, политологию и экономику в университетах Штутгарта, Тюбингена, Мюнхена и в Свободном университете Берлина. В 1967 г. защитил первую диссертацию по политическим наукам в Свободном Университете Берлина, в 1972 г. габилитировался с диссертацией по социологии в Университете Мангейма. Профессор социальных наук Университета Дюссельдорфа (1973–1976). С 1976 по 2006 гг. был ординарным профессором Института социологии Университета Гейдельберга, который неоднократно возглавлял в качестве директора. В разное время являлся приглашённым исследователем в Университете Питтсбурга, Китайском университете Гонконга, Университета Пекина и членом Научного коллегиума Берлина.
Приглашённый профессор Калифорнийского университета в Беркли, университетов Сингапура, Питтсбурга, Фукуоки, Гонконга, Лейпцига и др. Был издателем и членом редакционной коллегии «Журнала социологии», «Кёльнского журнала социологии и социальной психологии». Координатор проекта по изданию Полного собрания сочинений М. Вебера в 47 томах (1984–2020) и его соиздатель. С 2006 г. – почетный профессор Института социологии имени Макса Вебера, в 2007–2014 гг. – директор Коллегиума имени Марсилия Университета Гейдельберга.
Специалисты отмечают особое место В. Шлюхтера среди немецких исследователей Вебера. Так, коллегами признается его решающий вклад в возрождение «духа» М. Вебера в Гейдельберге (М. Р. Лепсиус). Его труды по социологии религии, теории рационализации и этических оснований современного модерна переведены на множество языков и стали классикой мировой социологии. На общем вебероведческом фоне работы немецкого социолога выделяются своей систематичностью, тщательностью проработки деталей и предельной аккуратностью обращения с веберовскими дефинициями. Шлюхтер убежден в целостности и неувядающей актуальности социологии Вебера (Шлюхтер. 2004). При этом он выдвигает требование безоговорочной аутентичности самих текстов как основы рецепции классики. Априорным для Шлюхтера является обращение к биографии классика и интеллектуальному контексту эпохи.
В творчестве учёного можно выделить два тесно переплетённых и взаимодополняющих направления. Первое связано с реконструкцией и актуализацией веберовских работ, второе – с изданием и комментированием Полного собрания сочинений Макса Вебера. Основной проблемой в социологии М. Вебера Шлюхтер считает возникновение, развитие, своеобразие и культурное значение капитализма. Исследования в этой сфере делают Вебера выдающимся социологом современности. Он не только раскрывает веберовскую теорию социальных изменений, но и разрабатывает собственную эволюционную концепцию, которая направлена на экспликацию значимости идей Вебера для современной социологической теории путем сравнения с альтернативными исследовательскими программами. Содержательный акцент Шлюхтер делает на макросоциологическом обосновании неоэволюционной теории действия.
Уже в своих ранних работах («Аспекты бюрократического господства», 1972; «Развитие западноевропейского рационализма», 1979; «Исследования по социологии религии и господства Макса Вебера», 1979) – вопреки распространённым утверждениям о фрагментарности наследия Вебера – Шлюхтер показывает масштаб веберовских теоретических построений, реконструирует принципы и формы социальных порядков и господства, разрабатывает многоуровневую концепцию генетической взаимосвязи эволюции этических ориентаций действий со структурными макрокомпонентами. В этих сочинениях формируются контуры будущей «веберовской исследовательской программы» (Schluchter. 2005; Шлюхтер. 2004) и излагаются общие принципы вебероведения.
Принципы «актуализирующего исследования» в вебероведении (Давыдов 2018. С. 389), которые стали базовыми для гейдельбергской школы вебероведения, проходят красной нитью через все работы В. Шлюхтера. Это относится к требованию аутентичности, целостности и актуализации веберовской социологии. Аутентичное прочтение классика, по мнению Шлюхтера, становится возможным в контексте истории произведений, интеллектуальной биографии Вебера, включая научные дискуссии и полемику, поскольку это значимо для центральной темы веберовской социологии – возникновения и развития западноевропейского модерна.
При анализе трудов классика Шлюхтер прибегает к оригинальному методу, который он сам называет «диалектизацией». Он выделяет веберовские антиномии, посредством которых основной сюжет излагается в привязке к современной теории. Применительно к проблемам бюрократического господства немецкий веберовед выделяет следующие антиномии: «формальное – материальное», «рациональное – иррациональное», «профессионализм – дилетантизм». Это позволяет более детально рассмотреть специфику рационально-легального управления, характерного для западноевропейской культуры, в отличие от патримониальных форм (Schluchter. 1972). Применительно к социологии религии антиномии «обыденное – внеобыденное», «этика убеждения – этика ответственности», «магическая этика – этики закона» демонстрируют многоуровневость веберовской концепции рационализации. В рамках данной реконструкции эволюция этических компонент на микроуровне детерминирует структурные компоненты и принципы социальных порядков (сфер) на макроуровне, где происходит дифференциация специфических типов этики (Schluchter. 1979; Schluchter. 1988). Методологические антиномии «спиритуалистическое – материалистическое», «свобода от ценностных суждений – ценностное соотнесение», «теоретическое – историческое», «генерализация – индивидуализация», «закономерность – шанс» и другие превращают М. Вебера в релевантного социального теоретика. Такого рода «диалектизация» позволяет проблематизировать социологию классика в качестве актуальной теоретической социологии.
Требования целостного и аутентичного прочтения М. Вебера не противоречат стремлению вебероведа актуализировать идеи классика внутри современной социологической теории. Для В. Шлюхтера веберовская теоретико-методологическая рамка – исследовательская программа, открытая для постановки проблем и образования понятий, при этом сами решения могут быть различными. Поэтому веберовские идеи рассматриваются в контексте полемики с идеями не только К. Маркса, Г. Риккерта, К. Менгера, Г. фон Шмоллера, Р. Штаммлера, К. Книса, В. Рошера и др., но и таких современных классиков, как Н. Луман, Ю. Хабермас, Дж. Мид, Р. Дарендорф и др. В работах Шлюхтера социология Вебера всегда помещается в контекст актуальных теорий. Некоторым исключением являются комментарии к Полному собранию сочинений, но и здесь он находит место для соотнесения с проблемами текущих социально-теоретических исследований.
В своих работах Шлюхтер выступает с резкой критикой текстологически необоснованных интерпретаций основных идей М. Вебера. При этом речь не идет о догматическом толковании текстов, поскольку для него «веберовская исследовательская программа» является открытой для современной теории. Так, несмотря на неприятие учёным некоторых вариантов рецепции трудов Вебера представителями теории рационального выбора, в то же время он высоко оценивает эвристический потенциал моделей перехода макро-микро-макроуровней в работах Х. Эссера и Дж. Коулмена, которые принадлежат к тому же теоретическому направлению (Шлюхтер. 2004. С. 39–40).
Основные положения веберовской исследовательской программы В. Шлюхтер сформулировал в десяти ключевых понятиях: «1) критический рационализм; 2) идеальный тип; 3) объясняющее понимание; 4) эвристический рационализм; 5) методологический индивидуализм; 6) многоуровневый анализ; 7) ориентация на успех и на внутренние ценности; 8) дискуссия о ценностях; 9) классовая и межсословная борьба и борьба порядков и организаций; 10) личность» (Шлюхтер. 2004. С. 28). В отличие от своего коллеги М. Р. Лепсиуса, который сделал выбор в пользу термина «веберовская парадигма», В. Шлюхтер считает, что понятие «исследовательская программа» позволяет выделить теоретическое ядро в веберовской социологии в рамках негативной эвристики и одновременно осуществлять поэтапную разработку теории и ее эмпирическую проверку в рамках позитивной эвристики. «Исследовательская программа» предоставляет больше возможностей для замысла актуализирующего исследования.
В качестве координатора и соиздателя Полного собрания сочинений М. Вебера Шлюхтер прослеживает в произведениях классика историю возникновения, взаимовлияние и содержательную соотнесённость двух основных, но так и не завершённых проектов классика: «Собрания сочинений по социологии религии» и послевоенной редакции «Хозяйства и общества» (Schluchter, 2016). В их центре находится проблематика рационализации с ключевым вопросом о том, как возник рационализм западноевропейской культуры и чем она принципиально отличается от других культур. Шлюхтер исследует двойной проект как важнейшую часть интеллектуальной биографии Вебера-социолога.
С 1973 г. – член Немецкого социологического общества, в котором являлся заместителем председателя. С 1990 по 2003 гг. входил в различные комитеты Фонда имени Александра Гумбольдта, с 2000 по 2006 гг. – член научного совета фонда. С 1992 г. член Гейдельбергской академии наук, с 2004 г. – Туринской академии наук. Награжден медалью Каспара Борнера Университета Лейпцига (1993). В 2001 г. удостоен ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и премии Эрвина Штайна. Почётный профессор Университета Эрфурта (2004). В 2007 г. награждён Большой медалью Университета Гейдельберга.
Автор свыше 230 работ, в том числе около 60 монографий, более 90 разделов в коллективных монографиях, свыше 60 статей в журналах. Его труды переведены на 11 языков. Самыми известными работами являются: «Развитие западноевропейского рационализма» (1979), «Религия и ведение жизни» (1988), «Действие, порядок и структура» (2004/2005), «Основания социологии» (2015), «Поздняя социология Макса Вебера» (2016), «Действие в контексте» (2018), «С Максом Вебером» (2020).
Учениками В. Шлюхтера в Университете Гейдельберга является целая плеяда известных социальных теоретиков и вебероведов, таких как Т. Швинн, Г. Альберт, М. Штахура, А. Бьенфе и др. В российской социологии он получил известность благодаря работам Ю. Н. Давыдова, прочитавшего курс лекций «Макс Вебер и Россия» в Гейдельберге в 1992 г.