Миллс Чарлз Райт
Миллс Чарлз Райт (Charles Wright Mills) (28.8.1916, Уэйко, штат Техас – 20.3.1962, Найак, штат Нью-Йорк) – американский социолог и публицист. Учился в Техасском университете в Остине (1935–1939), затем в Висконсинском университете в Мадисоне (1939–1941). С 1941 г. работал в Мэрилендском университете в Колледж-Парке, а с 1945 г. – в Колумбийском университете (руководил отделом социологии труда в Бюро прикладных социальных исследований, с 1956 – профессор). Взгляды Миллса формировались под влиянием интеллектуальной традиции американского прагматизма, марксизма, исторической социологии М. Вебера.
Цикл работ Миллса посвящён исследованию социальной структуры и распределения власти в американском обществе середины 20 в. Миллс констатирует постепенный уход с исторической сцены «старого среднего класса» (мелких и средних свободных предпринимателей, в том числе сельских) – слоя, традиционно выступавшего в качестве основы существования демократических порядков в США. Ведущую роль в экономической жизни начинают играть крупные корпорации, функционирующие в соответствии с принципами инструментально-технической рациональности, создающие бюрократизированные иерархические структуры управления людьми и вещами, порождающие институциональную среду труда, характеризующегося стандартизацией, рутинизацией, обезличенностью и отчуждением. Конкретные функциональные позиции в подобного рода системах занимают представители «нового среднего класса», белые воротнички, – офисные работники, менеджеры разных уровней (от рядовых сотрудников до руководителей среднего звена), не являющиеся независимыми «собственниками своего дела», но работающие за зарплату служащие («Белые воротнички: американские средние классы» – «White collar: the American middle classes», 1951). Типичный образ человека, находящегося в плену механизмов организации, – это «жизнерадостный робот», индивид, озабоченный идеей карьерного роста и делового успеха, зацикленный на престижном потреблении как средстве демонстрации повышающегося статуса, «конформист на работе» и «гедонист после работы», пассивный, неавтономный в своём мышлении и поведении, не имеющий выраженного группового и классового самосознания, «извне ориентированный», продукт урбанистического массового общества и массовой культуры, подверженный масс-медийной манипуляции.
На вершине общественной пирамиды в США, по мнению Миллса, располагается «властвующая элита» – немногочисленная олигархическая группа, состоящая из представителей крупного бизнеса, политической и военной сфер, внутренне связанная общими интересами, семейными узами, идеологическими установками и культурными ценностями, сосредоточивающая в своих руках основные властные и экономические ресурсы, средства массовой информации и инструменты социального контроля, осуществляющая централизованное, авторитарно-директивное управление в различных областях социальной жизни («Властвующая элита» – «The power elite», 1956).
В книге «Социологическое воображение» («The sociological imagination», 1959) Миллс выступил с критикой структурного функционализма Т. Парсонса (т. н. высокой теории) и методологии количественных исследований П. Ф. Лазарсфельда и др. (т. н. абстрактного эмпиризма) как ведущих направлений профессиональной американской социологии середины 20 в. Её облик, по мнению Миллса, определяют излишняя абстрактно-аналитическая ориентированность, фетишизация теории и метода, примат формально-процедурных аспектов научной работы над содержательными, сочетание трудного для понимания терминологического языка со смысловой тривиальностью выводов, «психологизм» при анализе фактических данных, выражающийся в сведении «эмпирически надежного» знания к ответам представителей разных групп на вопросы интервьюера и их статистически исчисляемым корреляциям, фокусировка интереса на проблемах нормативного порядка, интеграции и стабильности и недооценка значения конфликтов, противоречий, аномии и отклоняющегося поведения в социальной жизни, явные или латентные консервативные политико-идеологические установки, оборачивающиеся оправданием «сложившегося положения вещей» (status quo) и игнорированием несовершенства существующих общественных институтов, зависимость от запросов высокоресурсных заказчиков исследований и крайняя степень бюрократизации самого исследовательского процесса.
В противоположность этому Миллс указывал на необходимость расширения познавательных горизонтов и методологического арсенала социологии, в том числе за счёт привлечения в целях социологического анализа обширных исторических материалов. Провозглашённая Миллсом интеллектуальная стратегия «социологического воображения» предполагала установление связи между повседневными проблемами, биографической ситуацией людей и групп, с одной стороны, и социальным контекстом их жизни, особенностями конкретного общества и эпохи, характеристиками социальной структуры, институтов, культуры, направленностью и доминирующими тенденциями социально-исторических процессов – с другой.
Работы Миллса способствовали развёртыванию очередного витка дискуссии о публично-критической миссии социальных наук и слоя интеллектуалов. Его воззрения оказали значительное влияние на развитие «критически-рефлексивной» линии в западной социологической мысли 2-й половины 20 в. (А. Гоулднер и др.), явившись также одним из теоретических источников идеологии новых общественных движений леводемократического толка в США.